«В мастерской художника» – наш новый проект. Первый, к кому отправились в гости, – петербуржец Владимир Горохов.
Идея рубрики появилась давно. Чаще всего зритель не знает в лицо автора, встречаясь с его произведениями в музее или выставочном зале. А так интересно заглянуть в мастерскую, в святая святых художника, увидеть ее собственными глазами! Когда мы выпускали печатную версию «Лицея», такой возможности у нас не было. Потом возник интернет-журнал, но как-то всё не было повода.
И вот наконец он появился. Недавно с редактором журнала Натальей Мешковой мы побывали по делам в Петербурге и заодно навестили нашего старого знакомого – художника и поэта Владимира Горохова. В 90-е он выставлялся в Петрозаводске в галерее «Тайде». В его оригинальной мастерской вспомнили о давней идее знакомить наших читателей с мастерскими художников.
С Гороховым мы не виделись около года, за это время Владимир перебрался в новую мастерскую. Она находится недалеко от Московского вокзала, рядом со старинной церковью, которую усиленными темпами реставрируют, чтобы успеть к празднованию 400-летия дома Романовых. Упоминаю о церкви неспроста: она хорошо видна из окна художника. Уже в мастерской увидели свеженький, еще не законченный натюрморт. Обратите внимание на красную с золотым ободком чашку, именно из нее довелось пить чай. Странное ощущение некоей двоякости: всюду вещи реальные и вот они же, изображенные на полотнах.
– В феврале у меня была выставка автопортрета в библиотеке на Невском, у меня их тридцать. Организаторы не могли припомнить такого рода выставку автопортретов, – рассказывает Горохов.
На шкафу и по сей день висит очень симпатичная афиша этой выставки. И хотя она давно уже прошла, мы смогли увидеть некоторые автопортреты Горохова, которые есть у него в мастерской. На всех он такой разный, что трудно сказать, где же он настоящий.
Горохов рисовать начал сразу после тридцати, но живопись любил с детства. У него, с тех пор как себя помнит, есть любимые залы в Русском музее и Эрмитаже. С ним очень интересно ходить по музеям: он помнит, где какая картина висела раньше, и обычно ворчит, если не обнаруживает ее на месте.
На стене в мастерской еще одна новая работа – милый зимний пейзаж. Оказалось, написал ее Горохов в Витебске, где нынешней весной с коллегами из Москвы и Питера участвовал в выставке примитивистов .
Горохов обожает Санкт-Петербург, хотя никогда не кричит об этом на всех углах, это слишком личное. У него немало картин, посвященных северной столице. Для него Петербург – не просто улицы и каналы, дома и парки, для него город жив своей историей. Многие новшества ему не по душе: «Зачем перекрасили Московский вокзал? У него изначально был зеленый цвет…»
Когда идешь с Гороховым по городу, создается впечатление, что живет он здесь с момента основания, что он как минимум ровесник Достоевского или Блока.
…О многом говорили мы в мастерской за бокалом вина и чашкой чая. Горохов – знаток литературы. Цитируя позднего Маяковского, с волнением, даже страстью обрушивает на нас признание:
– Я раньше очень любил Маяковского, но тогда невозможно было найти и почитать ни Георгия Иванова, ни Ходасевича! Теперь Маяковский кажется мне эпигоном и снобом!
Горохов горячо крушит Херста с его бриллиантовым черепом, Ротко и Поллока, Гельмана и иже с ним, считая, что вся их слава и весь этот художественный процесс никакого отношения к искусству не имеют. Все это, дескать, политика галерейщиков и западных денежных толстосумов. Произведения Горохова чистые, искренние, удивительные. Час или два, проведенные в его мастерской, действуют так, будто прошел ты несколько километров вдоль моря в прекрасный теплый весенний день…
Фото автора