Вернисаж с Ириной Ларионовой, Культура

Автопортреты Владимира Горохова

Владимир Горохов в своей мастерской

«В мастерской художника»  – наш новый проект. Первый, к кому отправились в гости, – петербуржец Владимир Горохов.

Идея рубрики появилась давно. Чаще всего зритель  не знает в лицо автора, встречаясь с  его произведениями в музее или выставочном зале.  А так интересно заглянуть в мастерскую,  в святая святых художника, увидеть ее собственными глазами! Когда  мы выпускали печатную версию «Лицея», такой возможности у нас не было. Потом возник интернет-журнал,  но как-то всё не было повода.

И вот наконец он появился.  Недавно с редактором журнала Натальей Мешковой  мы побывали по делам в Петербурге и заодно навестили нашего старого знакомого –  художника и поэта Владимира Горохова. В 90-е он выставлялся в Петрозаводске в галерее «Тайде». В его оригинальной мастерской вспомнили о давней идее знакомить наших читателей с мастерскими художников.

С Гороховым мы не виделись около года,  за это время  Владимир перебрался в новую мастерскую.  Она находится недалеко от Московского вокзала, рядом со старинной церковью, которую усиленными темпами реставрируют, чтобы успеть к празднованию 400-летия дома Романовых.  Упоминаю о церкви неспроста: она хорошо видна из окна художника.  Уже в мастерской  увидели  свеженький, еще не законченный натюрморт. Обратите внимание на красную с золотым ободком чашку, именно из нее  довелось пить чай. Странное ощущение некоей двоякости: всюду вещи реальные и вот они же, изображенные на полотнах.

– В  феврале  у меня была выставка автопортрета в  библиотеке на Невском, у меня их тридцать. Организаторы не могли припомнить такого рода выставку автопортретов, – рассказывает  Горохов.

На шкафу  и по сей день висит очень симпатичная афиша этой выставки. И хотя  она давно уже прошла, мы смогли увидеть некоторые автопортреты Горохова, которые есть у него в мастерской.  На всех он такой разный, что трудно сказать, где же он настоящий.

 

Горохов рисовать начал сразу после тридцати, но живопись любил с детства. У него, с тех пор как себя помнит, есть любимые залы  в Русском музее и Эрмитаже. С ним очень интересно ходить по музеям: он помнит, где какая картина висела раньше, и обычно ворчит, если не обнаруживает ее на месте.

На стене в мастерской еще одна новая  работа – милый зимний пейзаж. Оказалось, написал ее Горохов в Витебске, где нынешней весной  с коллегами из Москвы и Питера участвовал в выставке примитивистов .

Горохов обожает  Санкт-Петербург, хотя никогда  не кричит об этом на всех углах, это слишком личное.  У него немало картин, посвященных северной столице.  Для него Петербург  – не просто улицы и каналы, дома и  парки, для него город жив  своей историей. Многие новшества ему не по душе: «Зачем перекрасили Московский вокзал? У него изначально был зеленый цвет…»

Когда идешь с Гороховым по городу, создается впечатление, что  живет он  здесь с момента основания, что он как минимум  ровесник  Достоевского или Блока.

…О многом говорили  мы в мастерской за бокалом вина и чашкой чая.  Горохов – знаток литературы. Цитируя позднего Маяковского, с волнением, даже страстью обрушивает на нас признание:

– Я раньше очень любил Маяковского, но тогда невозможно  было найти и почитать ни Георгия Иванова, ни Ходасевича! Теперь Маяковский кажется мне эпигоном и снобом!

Горохов горячо крушит Херста с его бриллиантовым черепом, Ротко и Поллока, Гельмана и иже с ним, считая, что  вся их слава и весь этот художественный процесс никакого отношения к искусству не имеют. Все это, дескать,  политика  галерейщиков и западных  денежных толстосумов.  Произведения Горохова чистые, искренние, удивительные. Час или два, проведенные в его мастерской,  действуют так, будто  прошел ты  несколько километров вдоль моря в прекрасный теплый весенний день…

Фото автора

Сайт Владимира Горохова