С минуты молчания о погибших в Карелии детях начался вчера творческий вечер Евгения Евтушенко в Петрозаводске. Прошел он с традиционным аншлагом: двери в Национальный театр пришлось открыть за час до начала, столько собралось желающих услышать поэта.
Евгений Евтушенко почти каждый год приезжает в Карелию, представляет новые свои книги, читает стихи, отвечает на вопросы. На этот раз пауза затянулась на два года. В прошлый свой приезд, который пришелся на разгар украинских событий, поэт говорил о национальной идее. Она заключается, по его убеждению, во всемирной отзывчивости. Эту тему Евтушенко продолжил и на этот раз. Отвечая на вопрос, кто из современных поэтов ему нравится, сказал:
— Это боль моя! Сейчас есть люди способные, но никто из них не тянет на национального поэта. Национальный поэт не может быть без четко выраженного интернационального отношения ко всему, что происходит в мире.
Поэта глубоко ранят проявления национальной нетерпимости в России: злорадное «Так им и надо!» в дни теракта в Лондоне, убийство на улице кубинского табакеро, впервые приехавшего в нашу страну, и перуанских студентов в Воронеже, которых послали учиться медицине на родину врачей, когда-то самоотверженно спасавших их соотечественников во время землетрясения.
— Я побывал в 97 странах. Не видел ни одного плохого народа, — говорит Евтушенко. — Есть плохие люди, но не народы. Это придумка фашистов.
Большая часть вечера была посвящена автобиографическому роману Евгения Евтушенко «Берингов туннель», который только что закончен. Берингов туннель для поэта образ, связывающий Россию и Америку. Над его созданием потрудились прапрадед поэта, побывавший на Аляске, и, конечно, сам поэт. Евгений Евтушенко уже 25 лет преподает русскую литературу и кино в американской Оклахоме, однако эмигрантом не стал, каждый год много времени проводит в поездках по России. И знает ее, убежден, лучше, чем многие постоянно живущие на Родине писатели.
Евтушенко читал свои популярные и новые стихи. Было среди них и стихотворение «В университетском киноклассе». В нем есть такие строчки:
Двадцать лет я в Оклахоме, в Талсе,
словно в неоконченном бою.
Будто бы один в живых остался,
Эльбы братский дух преподаю.
Я люблю моих американцев,
чьи солдаты-дедушки тогда
с русскими не стали пререкаться,
и война была на всех одна.
Как они на лодках с водкой в глотках
обнимались — видел я в кино.
При регулировщицах-красотках,
их и наших, что не все ль равно.
Дина Дурбин пела о Победе,
и была у стольких на значках.
(…) Как сплотились воры и воришки
в мафии, где жизни на кону,
и как слиплись войны и войнишки
в третью лицемерную войну?
Завершил вечер Евгений Евтушенко словами любви в адрес Петрозаводска и петрозаводчан:
— Давайте не расставаться надолго!
Поэт пообещал приехать на открытие музея Роберта Рождественского, который вскоре открывает в Петрозаводске его друг Марат Тарасов.
Фото Леонида Николаева