Четвёртый по счёту международный литературный фестиваль «Петроглиф», созданный писателем Владимиром Софиенко и его женой Еленой, прошел минувшим летом в старинном поморском селе Нюхча.
Грамматика фантазии
Чудесные воспоминания остались о прошедшем лете и у ребят. Тихие улицы села заполнились участниками фестиваля «Петроглиф», каждый день дети спешили к сельскому клубу, на ступенях которого проводила свои занятия детская литературная студия «Биномка».
Большие листы ватмана, кисточки, краски, придумывание и розыгрыш сказок по «Грамматике фантазии». Чудесный выплеск творческих эмоций!
Играли и по моей детской книжке «В доме на вороне». Каждый пытался придумать свою необыкновенную ворону.
Были вороны арбузные, банановые, шоколадные и даже вороны-трубочисты.
А были и вороны-учительницы, которые всех вокруг учили летать. Так появился в наших фантазиях летающий шкаф. Шкаф не любил стоять у стенки. Ему нравилось небо в окне. И однажды ворона помогла ему отрастить крылья и отправиться в путешествие по небу. Так летающий шкаф подружился с солнцем, облаками и узнал много всего интересного на свете.
И снова загадываем «бином». Какие соединятся слова, какими будут новые фантазии…
И дети спешат соприкоснуться с волшебной тайной творчества, оставив свои привычные сельские дела.
Четвёртая Вселенная
Каждый фестиваль «Петроглиф» проводится в новых уголках Карелии, и потому всё в нём необычно. Всякий раз это как новая вселенная. Вот первый фестиваль проходил в палаточном городке на берегу Ладожского озера, параллельно с конвентом экологов. Тепло, солнечно, привольно. Второй – в деревне Кондобережской Медвежьегорского района, в доме польского писателя Мариуша Вилька. Совершенно другая обстановка: старинный северный дом, дощатые столы на берегу озера, погружение в деревенский быт. Третий – на родине известного писателя Ортьё Степанова, на острове Хайколя. Холодное лето, островная жизнь. «Петроглиф» — 2016 – это уже 4-й по счёту международный литературный фестиваль, созданный писателем Владимиром Софиенко и его женой Еленой. Поистине, его можно назвать 4-й вселенной «Петроглифа». То, что он проводился на этот раз в поморском селе Нюхча, было не случайным.
Сын Ортьё Степанова Михаил пригласил на фестиваль Надежду Семёнову. Надежда – коренная поморка, директор этнокультурного центра «Хламной сарай». Она и предложила провести следующий фестиваль в своём старинном селе Нюхча в Беломорском районе.
Добирались до Нюхчи долго, с приключениями. То электричество из-за сильного ливня отключалось, и маршрутки наши долго стояли на заправке. Из-за этого чуть не опоздали на последнюю электричку. То машина руководителя в пути ломалась и не хотела ехать… Но вот все препятствия остались позади. И наконец-то открытие фестиваля в сельском клубе. Владимир и Елена рассказывают собравшимся о программе. Сельчанам было интересно узнать, кто мы и что. Интересующихся едва вмещали стены клубного зала.
Надо заметить, что дети так же, как и взрослые, присутствовали на многих встречах с писателями. Улицы тихого села сразу стали многолюдными.
На этот раз четвёртый международный литературный фестиваль «Петроглиф-16» в рамках Года российского кино проводит показ фильмов – номинантов конкурса. При просмотре фильма о беломорском священнике «Батюшка» (режиссёр Анна Токарева), который снимался в Нюхче, в клубном зале не было свободных мест. Победителем же из пяти фильмов -номинантов станет фильм Сергея Никулина «Онежские петроглифы», оператором которого был Борис Кононов.
Каким-то будет его новый фильм, время покажет. А пока отправляемся в поход к часовне. Надежда Семёнова проводит обзорные экскурсии по Нюхче. Будут и путешествия на Святую гору, где несколько сот лет назад поморы спаслись от вражеского нашествия, и прогулки на карбасе до Белого моря. Сейчас же, в «Хламном сарае» этнокультурного центра она рассказывает об истории этого древнего поморского села.
Дойти до ручки
Много всего интересного услышали мы о пребывании в этих краях царя Петра Первого. И особенно запомнилось, как Пётр подарил селянину свой царский кафтан, а селяне не поверили такому подарку и избили «вора».
Особенно удивило происхождение поговорки «дойти до ручки». Оказывается, в каждой избе было такое отверстие, через которое нищему подавали хлеб. Отверстие было маленьким, как раз для того, чтобы только просунуть руку за подаянием…
О традициях, о сложной жизни поморов с интересом слушали как взрослые участники фестиваля, так и дети. Вот Гена и Саша Софиенко сами попробовали прочувствовать этот смысл «дойти до ручки». По очереди они просовывали руку в это специальное отверстие в стене дома.
О многих любопытных исторических фактах из жизни села Нюхча можно узнать в интернете, набрав в поисковике «Хламной сарай».
Стихи в сопровождении фагота
А надо ли говорить об огромной пользе творческого общения, в котором и взрослые и дети вместе отправляются в познавательный мир культурного наследия. Московский поэт Андрей Коровин, организатор Волошинского фестиваля, вместе с известным музыкантом и композитором Александром Александровым представляли композицию «Музыкальное путешествие по русской литературе».
От чтения стихов в сопровождении фагота впечатлений было много. Девочки-подростки, выходящие из клуба после этого замечательного путешествия по поэтическому атласу России, с удивлением переговаривались:
— Никогда не думала, что Гумилёв, Цветаева и Ахматова могут так зацепить…
— И современная поэтесса Ганна Шевченко так стихи свои читает, будто нерв в руках держит…
— А я вообще не любила поэзию, зато теперь как-то по-новому всё услышала. Буду читать. Что значит, стихи и музыка вместе…
Представителям старшего поколения было интересно вернуться во времена своей молодости. Ведь Александр Александров — известный композитор ещё со времён популярности Бориса Гребенщикова, его группы «Аквариум», а так же «Звуки Му».
Своим выступлением поразил и поморский хор «Таволга»! Это было не просто пение. Это целое поэтическое повествование о сложной и необычной жизни поморок, отправляющих на рыбный промысел своих мужей. Надежда Семёнова участвовала и в нём тоже. Вот она, в красном сарафане за прялкой. Потом она ещё порадует всех вкусным мастер-классом «Картофаны шаньги», покажет, как делается эта необычная поморская выпечка.
А насколько захватывающей, весёлой и одновременно грустной, была встреча с московским поэтом Андреем Щербак-Жуковым! «Виртуальный Пьеро» — так называлась тема его увлекательного выступления.
Подробно ознакомиться с жизнью поморов помог доклад замечательного писателя из Перми, знатока и изготовителей древних игр, Дмитрия Скирюка. Постоянный участник фестиваля, на этот раз он рассказывал о книге «Путь на Грумант», основанной на реальных исторических событиях. Полезным было и общение и с издателем Сидовичем из Санкт-Петербурга. Оно открывало новые возможности для авторов ещё неопубликованных рукописей.
Послушав рассказы из сборника «Три Петроглифа» на встрече с писательницей Светланой Васильевой из Санкт-Петербурга, молодые люди, присутствующие на её выступлении, стали рассуждать о том, какой рассказ лучше.
Наш путь из этнографического центра проходил мимо речки. Мы слышали, как молодёжь переговаривается:
— Самым интересным, по-моему, был рассказ Софиенко о келье, когда участники фестиваля собрались у дома польского писателя Мариуша Вилька. Такое своеобычное разрушение тишины… Или, наоборот, заполнение тишины иным смыслом…
— А мне понравился рассказ Ирины Кулагиной про грозу и плавающую палатку. Когда все спасались, и палатка одного из участников превратилась в настоящий теремок. Я вообще люблю, когда рассказывают о переживаниях и о том, как сначала было страшно, а потом – спасение и радость!
— А мне рассказ Николая Романецкого показался таким мистически загадочным, но сложноватым для восприятия на слух… Надо будет почитать его альманах «Полдень»…
Они разговаривали о литературе и шли дальше, а нас ждала незабываемая встреча с самой речкой Нюхча. Надежда Семёнова привезла два бака целебной глины «няша», и вся наша компания в одно мгновение превратилась в детей с забавными играми в папуасов.
Людмила Синицына из журнала «Наука и жизнь», так и не смывая с себя «няшу», отплывая на карбасе с братьями Геной и Сашей и своей подругой из Германии Иоганной Леш, продолжала фотографировать наши радостные эмоции на берегу.
Иоганна Леш представляла на фестивале свою книгу «О кошках, людях и прочем…» Такая живая, жизнерадостная, писательница и актриса в одном лице.
Одним виражом от карбаса волна охватывала весь порыв событийности нашего фестиваля. Мы с восхищением вздыхали, когда красноярский писатель Михаил Стрельцов рассказывал о том, как писатели Красноярска добились большого финансового успеха и внимания со стороны руководства края. Нам бы так! Татьяна Шнар тоже поделилась опытом проведения литературного фестиваля «КУБ» в Красноярске. В память об ушедшем из жизни карельском писателе Григории Салтупе был и мой рассказ «Набережная Салтупа». Его книгой «Выстрел милосердия» заинтересовались все. Но об этом я напишу для «Лицея» отдельно.
Словом, мы общались, слушали, путешествовали, а потом, переполненные впечатлениями, расходились по домам, где хозяева топили нам баньку, угощали чаем со своей выпечкой. И хотя повара школьной столовой кормили нас необычайно вкусно, от угощения своих хозяев тоже не получалось отказываться.
Итоги конкурса
Дни фестиваля пролетели мгновенно. И не заметили, как началось его закрытие. Подвели итоги конкурсов. Всего в нем участвовали авторы из 38 регионов России, а также из Германии, Финляндии, Азербайджана, Узбекистана. В номинации «Поэзия» первое место заняла Юлия Мусалимова из Санкт-Петербурга . Победителем в номинации «Реалистическая проза» стал Леонид Нетребо из Санкт-Петербурга с произведением «Полуостров Налим». Победителем в номинации «Фантастическая проза» стал Александр Филичкин из Самары с произведением «Побег с Севера». Лучшим фильмом все эксперты, зрители, жюри признали фильм «Онежские петроглифы».
Биномка
Дважды в этот день собралась и наша детская студия, где мальчишки и девчонки рисовали свои впечатления от встречи с писателями.
Символом детского писателя в изображении девятилетней Эмили Азановой стало Облачко-бараш с гусиным пером. А Кристина Миронихина изобразила писателя-сказочника в виде вот такого забавного солнечного зайца. Рисунки же по сказочному «биному» оставило себе руководство клуба, чтобы сделать потом выставку в память о «Петроглифе» и «Биномке»
На отвальной наш любимец, участник всех фестивалей «Петроглиф», заядлый рыбак и охотник писатель Сергей Пупышев, чтобы доставить друзьям экзотическую радость, успел вместе с Татьяной Шнар накоптить рыбу собственного улова и подать её к праздничному столу.
А ещё в завершение фестиваля каждый его участник получил традиционный сертификат от руководства, такое своеобразное награждение, где отмечается уникальная особенность человека.
Сертификат-награду на следующий фестиваль, который намечено провести в Финляндии, получила семья Елены и Алексея Заворотных из Севастополя. И наш юный фотограф Кристина Емельяненко тоже получила сертификат за фотографии в рукописной книге «Летопись международного литературного фестиваля Петроглиф». Такую вот окрылённую вниманием я и сфотографировала её у берёз сельского клуба.
… Наступило утро отъезда. О чём думала Елена Софиенко, окидывая прощальным взглядом речку Нюхчу? Наверное, и о предстоящей поездке на острова в Белом море, и о своём младшем сынишке Грише, который на этот раз остался дома… И о значении самого фестиваля, изначально задуманного мужем. Ведь «Петроглиф» — это не только возможность собрать людей влюблённых в наш карельский северный край, но и помочь им обрести близких по духу.
Последний взгляд на мост. Строчки стихотворения о Нюхче-реченьке, написанные прямо на фестивале Юлией Мусалимовой, слушала и провожающая нас в дорогу чайка. Её взгляд на подходящие маршрутки был по-птичьи непредсказуемым, как непредсказуемой окажется и сама поездка на островные Кузова, где половина участников фестиваля переживут новые приключения и даже попадут в шторм на Белом море.
Свои впечатления об этой поездке передаст и петрозаводский писатель Николай Карпин. На Кузовах ему выпало отмечать свой 60-й день рождения. Так, переживший шторм корабль 4-й вселенной «Петроглифа» перейдёт в новое измерение. Теперь уже в Финляндии.
Вера Линькова,
член Российского Союза писателей,
Фотографировала фестиваль ученица петрозаводской школы №12 Кристина Емельяненко