Архитектура Петрозаводска

Защитница (видео)

Фото Валентины Чаженгиной
Елена Ициксон в Национальном музее — Доме на Круглой площади

Елена Ициксон: «Никого не волнует, что останется после нас, мы не умеем даже сберечь то, что получили в наследство».

 

Архитектор Елена Ициксон впервые появилась в газете «Карелия», где я тогда работала, с предложением опубликовать материал о петрозаводском памятнике культуры и истории, так называемом Доме крестьянине, где в последние годы перед его гибелью размещалась филармония. И были ее аргументы настолько убедительны, что не только эта, но и другие ее публикации получали в газете зеленую улицу, а половина редакции (в том числе и автор этих строк) стали соратниками Елены Евгеньевны в этой борьбе. Увы, даже публикации в правительственной газете не возымели действия. Исторический дом погиб, и теперь только старожилы, гуляя в этом зеленом историческом уголке Петрозаводска, вспоминают: «А вот тут когда-то…»

Но… Не было бы счастья да несчастье помогло, гласит народная мудрость. Та история многолетней давности подарила мне годы общения с человеком, который с той поры стал олицетворять для меня Петрозаводск. Лично для меня история архитектуры – это прежде всего люди.

Так вот, если не полюбить, то по крайней мере принять Петрозаводск мне помогли две удивительные женщины. Одна из них – Хельви Осиповна Инно. Работавшие в прошлые годы в читальном зале Национального архива, уверена, помнят ее, не одну диссертацию она помогла написать. А еще она знала историю каждого старого дома – кто и когда в нем жил, благодаря чему остался в памяти Петрозаводска.

Однажды мы встретились зимним утром на остановке на проспекте Ленина, она здесь пересаживалась с троллейбуса одного маршрута на другой, а я бежала на работу. Хельви Осиповна предложила пройтись пешком. Мороз стоял страшный, и мы временами забегали куда-нибудь в магазин погреться, а затем экскурсия, иначе ее и не назовешь, продолжалась. Потому что полчаса, за которые я добралась до редакции, стали для меня настоящей экскурсией, и оказалось, что города-то я и не знаю!

У меня были еще три таких встречи, их подарил мне уже другой человек – Елена Евгеньевна Ициксон. Первая состоялась, когда вышла в свет книга «Сады и парки в истории Петрозаводска», одним из авторов которой она была. Вторая – когда в выставочном зале Союза архитекторов открылась выставка проектов Елены Евгеньевны, приуроченная к ее юбилею. Она вновь согласилась быть моим гидом по экспозиции. После чего у меня родилась идея – сделать серию публикаций о городе, который мы потеряли, так и не успев как следует с ним познакомиться. Ибо выставка работ архитекторов в нашем городе – очень большая редкость, хотя далеко не все, что создано архитекторами, реализуется в жизни.

А еще, как вспоминаю, меня тогда буквально убило признание Елены Евгеньевны, что им с мужем, выпускникам ЛИСИ, предложили после окончания вуза остаться в Ленинграде, а диплом они делали на псковской теме по реконструкции долины реки Псковы, о городе моей любви с первого взгляда и первой поездки туда. Диплом будущие архитекторы сделали и защитили отлично. Отказались от Ленинграда?!..

– О чем жалеть?.. – считает сегодня Елена Евгеньевна. – Мы же не знаем, как было бы там… А в Петрозаводск ехали за тем, чтобы самостоятельно работать, так как знали, что здесь не хватает архитекторов с высшим образованием.

Но полюбить еще не значит безоговорочно принять все, что тебе предлагают.

– Я удивляюсь какой-то исторической неосмотрительности, легкомыслию, с которым мы относимся сейчас ко времени и к себе. Никого не волнует, что останется после нас, мы не умеем даже сберечь то, что получили в наследство. Не случайно, когда архитектор сейчас приступает к новому проекту, коллеги желают ему успеха и умного заказчика, – говорила она в одном из интервью. И не только говорила. Но защищала и защищает все эти годы, причем открыто и публично, свои убеждения, принципы.

Однако особая страница ее жизни – Дом на Круглой площади, в котором сейчас находится Национальный музей Карелии. Он только открылся, когда Елена Евгеньевна пригласила меня туда на еще одну экскурсию. Как было отказаться от того, чтобы попасть туда, куда «Посторонним вход воспрещен!». Тем более что перед этим я прочитала с десяток статей архитектора Е. Ициксон по истории этого дома. Ведь перед тем, как приступить непосредственно к работе архитектора, она изучила сотни, если не тысячи документов, публикаций в старых изданиях, чертежей и планов. Это несколько лет работы в архивах! За это время она получила практически второе образование – самостоятельно! – историческое. И теперь, став настоящим краеведом, на равных – я была свидетелем – ведет дискуссии с историками.

Когда мы ходили по пустынным еще залам, у меня создалось впечатление, что именно она настоящая хозяйка этого дома, именно здесь жили ее деды-прадеды, в нем она сама родилась. Ибо она знала историю каждой комнаты и зала, лестничных пролетов и кладовок. Увлеченно объясняла, почему здесь или там установили именно эти двери и именно такие петли на них и как они соотносятся с оригиналами, каким был раньше узор лестничных перил, как подбирала светильники и люстры, чтобы они практически ничем не отличались от тех, что 100 лет назад висели здесь. Те, кто побывал на нашем недавнем «лицейском четверге» в Национальном музее, где Елена Евгеньевна рассказывала об истории реконструкции здания, могли в этом убедиться в полной мере.

Не случайно, когда строители обнаружили «ту самую красоту», которая уже вошла в легенду, дома на Круглой площади, они позвонили в первую очередь Елене Евгеньевне, попросив, несмотря на конец рабочего дня, придти на объект. Увидев замурованные в позднюю кирпичную кладку красивые колонны с изящными гипсовыми капителями, она переделала проект парадного вестибюля. Естественно, чтобы их сохранить и включить в интерьер нового музея.

Впереди реконструкция так называемой губернаторской половины старого дома, первого его подъезда. И сколько же нам предстоит не только еще увидеть, но и узнать! Дом на Круглой площади стал на несколько лет не только работой архитектора Елены Ициксон, проект которой, кстати, был признан ее коллегами-архитекторами лучшим реставрационным проектом года (итоги конкурса подводил Союз архитекторов), но и частью ее жизни. Той частью, без которой, позволю себе высказать предположение, она сегодня свою жизнь не представляет. Той частью, которая еще не закончилась, – ведь реконструкция старинного дома на Круглой площади ждет продолжения.

От редакции. Уходящий год был юбилейным для Елены Евгеньевны Ициксон. Поздравляем замечательного человека, нашего давнего и верного автора и желаем чаще встречать умных заказчиков.

 

См. ниже видео с рассказом Елены Ициксон о Губернаторском доме

Елена Ициксон об истории Губернаторского дома
Лицей