Общественная жизнь Петрозаводска в конце XIX – начале ХХ века бурлила. Ей, а также крестьянской культуре посвящены два новых зала постоянной экспозиции Национального музея РК.
Отсутствие в стране стабильности, уверенности в завтрашнем дне, огромной поток информации, чаще негативной, которая обрушивается на нас со всех сторон через газеты, телевидение радио, вызывает у людей стремление найти в таком ненадежном окружающем мире точку духовной опоры. Миллионы россиян стали исследователями, обратившись к своей генеалогии, доискиваясь, откуда они вышли, чем могут гордиться.
Заметный ренессанс переживают и музеи. Подлинные исторические документы и предметы производят не меньшее впечатление, чем самая сильная публицистика. Первым верят больше. Может быть, поэтому сегодня идут в музеи не только затем, чтобы «культурно провести время», но и за просвещением.
Вчера в Петрозаводске произошло событие, которое заметили немногие, – казалось бы, всего-то в Национальном музее открылись два новых зала постоянной экспозиции – «Городская культура конца XIX – начала ХХ века» и «Северная изба». Хотелось бы, конечно, и больше, но если учесть, что в последние годы музей развивается прежде всего на средства, которые зарабатывает сам, побеждая в конкурсах и выигрывая гранты, то три-четыре новых зала в год – заметный шаг в его развитии.
Первая экскурсия
Уголок экспозиции
В прошлом году открылись залы, посвященные медицине и образованию, деловой жизни губернского Петрозаводска, сейчас их дополнила экспозиция, посвященная культурной жизни города.
Для многих стало, наверное, открытием, что общественная жизнь Петрозаводска в конце XIX – начале ХХ века прямо-таки бурлила: в городе были популярны самодеятельные, как говорят теперь, или домашние, как их называли раньше, театры, музыкально- литературные вечера, концерты любителей театрального и музыкального искусства. Самодеятельные оркестры привлекали петрозаводчан в Летний и Общественные сады. Материальные свидетельства тому – театральные бинокли, ноты старинных романсов, граммофоны, пластинки с записями лучших столичных исполнителей, которые были непременными атрибутами жизни петрозаводской интеллигенции.
С фотосалоном Карла Иогансона мы уже знакомы – его обязательно ежегодно открывают, когда в старом квартале Петрозаводска на один день поселяются «Иллюзии старого города» (так называется праздник, который в июне устраивает музей-заповедник «Кижи». – Ред.). Салон пользуется большой популярностью. А молодые сотрудники музея-заповедника «Кижи» с успехом выполняют обязанности петрозаводского фотографа.
Фото Иогансона
Приглашает Карл Иогансон
В экспозиции Национального музея подлинные фотографии жителей города того времени: чиновники, гимназисты, врачи, учителя, купцы… Нас приглашают на какое-то время окунуться в атмосферу, в неторопливый ритм старого города. И он оказывается весьма привлекательным. И невольно начинаешь задумываться: что осталось нам от него в наследство, что мы беспечно потеряли и даже оставшиеся крохи не умеем сохранить? Это не попытка дважды войти в одну и ту же реку и не только безвозвратно ушедшее прошлое, но и наши традиции, корни.
Параллельно с миром губернского города нам предлагают познакомиться с крестьянской культурой – бытом, народным творчеством, ремеслами. Они и тогда существовали рядом, дополняя друг друга.
В северной избе
Народный женский костюм
Кстати, в обоих залах экспозиции интерактивные. Это значит, что посетители могут послушать и салонную музыку позапрошлого века, и народные песни, старинные инструменты, бытовавшие и в деревне и в мещанской городской среде, а также поработать – попробовать, например, сделать своими руками старинную куклу. Благодаря этому экспозиции оживают, как бы стряхивая с себя музейную пыль.
Если в этом году удастся добиться финансирования, а значит продолжения реконструкции старого здания на Круглой площади, нас еще не раз пригласят на открытие новых залов. Музей пока не прикасался к бурному ХХ веку, откуда родом мы все ныне живущие. Уходит поколение, выигравшее Великую Отечественную войну: Национальный музей организовал уже несколько временных выставок, но если не самостоятельный музей Карельского фронта, то хотя бы постоянная экспозиция в Национальном музее должна быть.
Так что нынешних два новых зала постоянной экспозиции – это всего навсего продолжение. Более 200 тысяч экспонатов в фондах музея, и они ждут своего часа, они ждут нас.
Фото автора