НИКО, ВПР, ЕСОКО… Читатель, окончивший школу энное количество лет назад, вряд ли поймет, о чем идет речь. Но эти заковыристые аббревиатуры в ближайшее время станут обыденностью для учителей и школьников: они обозначают элементы новой единой системы оценки качества образования.
О ней рассказал на совещании в ПетрГУ глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, посетивший на этой неделе Петрозаводск. Кстати, на следующий день он повторил своё выступление, но уже перед другой аудиторией — на заседании коллегии Минобрнауки РФ.
Международные исследования
Единая система оценки качества образования (ЕСОКО) состоит из нескольких подсистем. Первая из них касается участия России в международных исследованиях. В частности, программа PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов. В ней, по словам Сергея Кравцова, Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе.
В исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проверяющем качество математического и естественнонаучного образования в 4, 8 и 11 классах, наша страна также входит в число лучших.
Однако проблемы наблюдаются в еще одном авторитетном международном исследовании — PISA (Programme for International Student Assessment). Оно предполагает мониторинг качества образования в школе и проводится среди 15-летних учащихся по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность. По результатам PISA-2012 российские школьники показали результаты ниже среднего.
Однако, надежда есть: весной этого года все школы Москвы добровольно приняли участие в исследовании PISA, и их результаты оказались одними из лучших в мире. По мнению Сергея Кравцова, это произошло не из-за «определенного финансирования»:
— В Москве есть объективное оценивание школьников по итогам каждого года, есть объективная аттестация учителей и назначение директоров не по принципу «хороший человек». Каждый директор московской школы проходит соответствующий отбор, оценивание, защиту. Эти факторы влияют очень сильно на качество образования.
ЕГЭ и ГИА-9
Следующий элемент ЕСОКО — итоговая аттестация: единый государственный экзамен и ГИА в 9 классах. При этом ЕГЭ Сергей Кравцов называет ключевым, но не главным элементом системы:
— Это завершение обучения. Главное — это основная школа. Там, как мы видим в результате наших исследований, сосредоточены основные проблемы.
Итак, из ЕГЭ уходит тестовая часть с выбором ответов почти по всем предметам. Разрабатывается модель устной части экзамена по русскому языку. Уже есть новая модель экзамена по литературе, предполагающая отказ от кратких ответов. Планируется, что ЕГЭ по литературе будет состоять только из заданий, требующих развернутых ответов. Создается модель сдачи информатики на компьютерах.
Но если в ЕГЭ, по мнению чиновников, уровень объективности приближается к максимуму, то по остальным испытаниям остаются вопросы. Не все в порядке с объективностью оценивания итогового сочинения.
— У нас есть случаи, когда сочинение пишется отлично, а потом на ЕГЭ по русскому языку выявляются проблемы, — констатировал глава федеральной службы.
Кроме того, есть проблемы и с объективностью оценки ГИА-9. Это в свою очередь создает напряженность в 11 классе, когда ученик сталкивается «с объективным экзаменом».
Для повышения качества образования Рособрнадзор увеличивает количество предметов по выбору в ГИА-9.
— Не надо бояться тех или иных результатов. Они же объективные, — призвал Сергей Кравцов. — Нужно с ними работать. Если мы не знаем объективной ситуации, мы не понимаем, как и над чем работать.
Национальное исследование качества образования (НИКО)
НИКО — это аналогичные международным исследованиям срезы знаний. В России, в частности, уже состоялись НИКО в 4, 5, 6 классах, которые показали проблемные зоны по основной школе.
— У нас есть определенная тенденция к снижению качества образования от 4 к 6 классу. В основной школе мотивация детей начинает снижаться, у них появляются другие интересы. И если нет объективной внешней оценки, появляется педагогическая запущенность, и она очень сложно корректируется в старшей школе. Поэтому внимание нужно уделять именно 4, 5, 6 классу, — пояснил Сергей Кравцов.
Всероссийские контрольные
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это контрольные, которые пишут школьники по итогам года обучения. Их разрабатывают на федеральном уровне в соответствии с ФГОС, а результаты учеников заносят в информационную систему, что, по словам главы Рособрнадзора, позволяет работать с этими данными и видеть, какие проблемы с качеством знаний есть в той или иной школе.
Первые всероссийские контрольные 4-е классы писали добровольно (участвовали около 30 тысяч школьников). Теперь ВПР по русскому, математике и окружающему миру станут для них обязательными. Добровольно ВПР по русскому языку напишут в этом году 2-е и 5-е классы. Кроме того, выполнить контрольные федерального масштаба предложат и 11-классникам.
— Для того, чтобы усвоение и обучение было по всем предметам, а не только по тем, которые сдаются в ЕГЭ, — пояснил Сергей Кравцов. — У нас есть случаи, когда школы или учащиеся уделяют внимание только тем предметам, которые нужны для сдачи ЕГЭ. Это неправильно. Образование должно быть общее… Мы также анализируем результаты для того, чтобы понять, какое качество в целом полного общего образования.
Уже известно, что в контрольных работах не будет тестовых заданий. Несмотря на то что предполагается добровольное участие выпускных классов в ВПР, школам некоторых регионов рекомендовано их провести. К примеру, об этом уже заявил министр образования Карелии Александр Морозов.
Исследование профессиональных компетенций учителей
Учителей также проверят и оценят, точнее — их предметные и методические компетенции. Сообщается, что знания педагогов проверяют деперсонифицированно. Уже состоялись такие исследования по русскому языку, математике и истории. Оказалось, что примерно у 10-15% учителей не сформированы предметные знания.
— Как мы можем требовать качества образования, если сам учитель не решает простейшие задания по математике или не знает правил русского языка? — задался риторическим вопросом Сергей Кравцов.
По его словам, это исследование должно позволить сформировать задания для проведения объективной аттестации учителей и впоследствии помочь им по тем проблемам, которые есть. По итогам такой аттестации учителей будут направлять на курсы повышения квалификации для оказания «соответствующей методической помощи».
Институт повышения квалификации и инспекция
Таким образом, предполагается, что все перечисленные элементы будут работать в единой системе. Результаты же этого оценивания должны использоваться институтами повышения квалификации и методическими кабинетами.
— Важнейшим элементом остается инспекция в системе школьного образования, — подчеркнул Сергей Кравцов. — Инспекция должна работать не с теми школами, которые показывают объективно хорошие результаты, а с теми, которые показывают низкие либо необъективные. С необъективными результатами нужно разбираться, с низкими инспекция должна работать, формируя программу методической поддержки, помощи данной школе. То есть она должна носить не карательный характер, а развивающий.
Как считают в Рособрнадзоре, к инспекции должны подключаться лучшие директора и учителя, которые на практике показывают хорошие результаты — дабы помочь слабой школе в преодолении трудностей. А уж если школа не будет эти рекомендации выполнять, ее ждут административные меры.
— При этом ИПК также должны помогать школе в реализации методических рекомендаций, которые подготовила инспекция. Вот тогда у нас будет все в единой системе, тогда мы будем понимать, какую необходимо оказать методическую поддержку конкретной школе, конкретному ученику, — подытожил глава ведомства.
Таковы планы Рособрнадзора по проверке уровня образования школьников и компетенций учителей. Как ЕСОКО будет работать на деле, скоро увидим: большинство из перечисленного уже реализуется в карельских школах.
Фото Марии Дмитриевой