Культура

ББК: «негативы» и «позитивы»

В Национальном музее открылась выставка к 80-летию окончания строительства Беломорско-Балтийского канала.

При этом использованные в названии выставки термины, используемые обычно в фотографии, употребляются здесь и в переносном значение. С одной стороны, 227 километров водного пути, проложенного в рекордно короткие сроки – за 20 месяцев, преобразили жизнь не только Карелии, но и страны: благодаря ему, появились на карте нашей республики города и поселки,  ожила промышленность. А с другой, Беломорско-Балтийский канал называют дорогой, проторенной к архипелагу ГУЛАГ. Интересно, что его никогда не величали пафосно ударной стройкой советского народа первой пятилетки. Может быть потому, что строили канал заключенные советского концлагеря.

 

Участники конференции в Национальном музее

На трибуне Николя Верт (Франция)

По мнению Анны Брунсвик, проанализировавшей фотографии, сделанные на строительстве ББК, этот снимок женщины с отбойным молотком — своего рода символ эпохи

Выставка размещена в зале, где проходила в эти же дни  научная конференция «Беломорско-Балтийский канал: 80 лет в истории», которая, благодаря участию в ней историка, политолога Николя Верта и журналистки, писателя Анны Брюнсвик из Франции, стала международной. Ученые-историки, сотрудники Национального музея, Национального архива и Национальной библиотеки, писатели, общественные деятели в своих выступлениях дали картину создания значимой  и для Карелии, и для СССР стройки, и трагического периода в истории нашего народа, когда самую малую ценность представляла собой жизнь человека.

Конференция дала начало цикл мероприятий, посвященных юбилею канала. Карелия обладает огромным архивным материалом, далеко не все изучено, опубликовано. Архивы еще ждут исследователей новых поколений, которые напишут свои страницы истории ББК.

 

Старые альбомы с десятками бесценных фотодокументов демонстрирует сотрудник Национального архива Л. Бобикова

Сотрудник Национального архива М. Змеевская знакомит с материалами ББК, хранящимися в архиве

Сотрудники Национального архива и Национального музея Марина Змеевская и  Лидия Бобикова рассказали  о том богатстве, которое хранится в их учреждениях. Л. Бобикова продемонстрировала несколько старых альбомов фотографий (6 тысяч снимков!), сделанных на строительстве канала. Профессиональные фотографы, чьи фамилии до сих пор неизвестны, работали на строительстве канала и снимали результаты каждого этапа работы. Часто в объективы фотоаппаратов попадали и строители, или, как их называли, каналоармейцы.

Старший научный сотрудник  кафедры теории вероятностей и анализа данных ПетрГУ, кандидат физико-математических наук Алексей Талбонен помог не только оцифровать бесценные сегодня фотодокументы, но и создал специальную  поисковую программу. Тема его выступления, на первый взгляд далекая от темы конференция, оказалась как никогда актуальной: «Алгоритмы поиска в электронных музейных коллекциях фотографического фонда на примере коллекции   Национального музея». Проще говоря, его работа поможет сделать доступными для широкого круга документы из хранилищ музеев и архивов.

Но и то, что уже изучено, опубликовано дает яркую впечатляющую картину событий. На конференции не раз звучала мысль о том, что мерило истории – человек, и только он. Не случайно, наверное, на конференции прозвучало несколько докладов (писателя К. Гнетнева, научного сотрудника ПетрГУ Оксаны Ермолаевой, писателя и журналиста из Парижа Анны Брюнсвик) не столько о том, как ББК повлиял на экономическую, военно-стратегическую ситуации в стране, но как отразился в судьбах тысяч людей. В отдельные периоды на канале работали до 160 тысяч человек! Более 12 тысяч из них погибли – умерли от болезней или были расстреляны.

Тема массовых сталинских репрессий, трагической судьбы целого поколения не могла не звучать на конференции – ББК строили заключенные, которые попадали в Белбалтлаг  или по сфабрикованным делам, или за мелкие провинности, а часто просто без суда и следствия. Николя Верт привел впечатляющие цифры и факты массового сталинского террора против своего народа, которые стали доступны в последние годы. У нас есть Сандармох, ставшим международным мемориалом жертв террора. Но, может быть, права представитель Санкт-Петербургского общества «Мемориал», считающая, что в Карелии должен быть музей, посвященный Беломорско-Балтийскому каналу? Тем более что памятные места, связанные со строительством, сохранились до сих пор и в Кеми, которую называли воротами ГУЛАГа, и в Медвежьегорске, столице Белбалтага, в Пиндушах, Сегеже… Родился даже термин – архитектура ГУЛАГа. Но, считает директор Кемского краеведческого музея Ирина Устин, нет до сих пор общей концепции сохранения памятников.

Впрочем, если такой музей будет создан, то часть экспозиции обязательно должна быть посвящена истории ББК, которой более 200 лет! Впервые идея строительства канала родилась в XVII веке, и в последующее время будоражила мысли многих. Автором одного из проектов был кемский купец Антонов, предложивший проект строительства канала, который соединил бы Онежское озеро и Белое море. Все проекты не были осуществлены чисто по экономическим причинам. Историей канала занимались карельские ученые В. Копанев и В. Макуров. И даже в 1914 году царское правительство отвергло новое предложение о строительстве канала по той же самой причине, хотя военно-стратегическая роль канала в те годы вышла на первый план. Этот фактор, считают исследователи, играл ведущую роль и в последующие годы, когда проект стал реальностью, –  канал создавали для военных целей.

Только после Великой Отечественной войны и  восстановления ББК его экономическое значение канала вышло на первый план. 1985 год – пик  деятельности канала. Но в рыночные отношения в 1990-х годах ББК так и не вписался, по причине рухнувшей экономики, в том числе связанной и с каналом. Поэтому наряду с изучением истории, его строительства сегодня важен вопрос будущего ББК. Вернется ли он к активной жизни или останется разрушающимся памятником истории и объектом туризма, транзитной артерией? Вопрос пока без ответа, остается только надеяться. Сегодня отношения между ББК, который  всегда называли государством в государстве, и Карелией непростые.

На выставке из 33 фотографий меньше всего производства, в центре ее люди, строившие канал, работавшие на нем, причем многие снимки выставлены впервые. Авторы фотографий неизвестны, как безвестными осталось и большинство людей, изображенных на них.

 

Автор выставки Михаил Данков проводит первую экскурсию по выставке

Фотография из раздела выставки «Чекисты»

Символом  выставки назвали фото 1932 года, сделанное во время митинга заключенных первого лагерного участка» каналоармейцев: сотни лиц, людское море, в котором человек – только песчинка… Своеобразный  портрет канала, портрет эпохи. Автор выставки Михаил Данков, он провел и первую экскурсию по экспозиции, разделив ее на четыре раздела: «Сталинский план», «Чекисты», «Каналоармейцы» и… «Искусство ГУЛАГа» (было и такое!).

–  Работая над  выставкой, –  подчеркнул Михаил Данков, –  мы предназначали ее для самого широкого круга зрителей, но в первую очередь для молодежи.

Этого нельзя не знать, чтобы помнить всегда.

Фото Валентины Чаженгиной