Дом актёра, Культура

Дальше – тишина

Сцена из спектакля "А зори здесь тихие..." с участием студентов кафедры актерского мастерства Петрозаводской консерватории. Фото с сайта www.culture.ru
Сцена из спектакля «А зори здесь тихие…» с участием выпускников кафедры актерского мастерства Петрозаводской консерватории

Операция «Ликвидация» в Карелии продолжается. Дошла она и до Петрозаводской консерватории, где ликвидирована кафедра основ актерского мастерства. Доцент кафедры, заслуженный артист Карелии Александр Овчинников предрекает, что лет через десять играть в петрозаводских театрах будет некому. 

 

Факты, аргументы и немного прикладной офтальмологии

Начнем с фактов. Кафедра основ актерского мастерства Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова перестала существовать. Кафедра, которой в следующем году исполнилось бы двадцать лет, которая осуществила за эти годы работы пять успешных актерских выпусков, больше никому не нужна.

Все просто: полтора года назад указом Минобрнауки России началась борьба с непрофильными кафедрами во всех вузах страны. И вроде бы все логично. Ну зачем, скажем, какому-нибудь институту экономики и права выпускать летчиков гражданской авиации? Каждый должен заниматься своим делом. Только вот любое дело в нашей матушке-России делается с размахом: если уж борьба – так до победного, «до основания», так сказать. Нет ни желания, ни времени провести мониторинг работы каждого отдельного вуза с такими «непрофильными» кафедрами, выявить рейтинг, посмотреть рентабельность их работы. Никому и в голову не придет рассматривать работу одной отдельно взятой кафедры в одном отдельно взятом вузе.

Как бы вот только с водой ребеночка не выплеснуть? А, впрочем, одним ребеночком больше, одним меньше, главное – борьба!

Самое интересное, никто даже не задал себе вопрос: а такая ли уж непрофильная кафедра основ актерского мастерства в вузе, который готовит артистов? Пусть артистов оперного театра, но ведь артистов!

Пришлось руководству Петрозаводской консерватории, чтобы хотя бы сохранить преподавателей специальных дисциплин, таких, как сценическая речь, пластика, мастерство актера, слить две кафедры в одну, в результате чего получилась кафедра вокального и театрального искусства. Только вот набирать студентов по профилю подготовки «Артист драматического театра» эта кафедра уже не имеет права.

 

Но, может быть, все правильно? Может быть, кафедра основ актерского мастерства нерентабельна, как теперь принято говорить? Может быть, непонятная эта кафедра выпускает актеров с низким уровнем профессиональной подготовки? Выпускники не могут найти работу по специальности? Их не хотят брать в профессиональные театры? Что ж, перейдем к аргументам.

Аргумент первый. На сегодняшний день, 62 процента труппы Национального театра Карелии и 50 процентов труппы театра «Творческая мастерская» – выпускники нашей кафедры.

Аргумент второй. Восемь наших выпускников, любимые петрозаводскими театралами артисты «Творческой мастерской» Виктория Федорова, Георгий Николаев, Наталья Мирошник, артисты Национального театра Сергей Лавренов, Элли Нярья, Вячеслав Поляков, Александр Куйкка, Ольга Портретова имеют звание заслуженного артиста Республики Карелия.

Аргумент третий. Семь наших выпускников являются лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов.

Аргумент четвертый. Выпускники нашей кафедры сегодня успешно работают не только в Петрозаводске, но и в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Риги, Мурманска, Симферополя, Хельсинки, снимаются в кино.

Аргумент пятый. Уровень профессиональной подготовки наших ребят в разное время был высоко оценен народным артистом СССР, профессором ВТУ им. Щукина Василием Семеновичем Лановым, профессором СПБГАТИ Евгенией Ивановной Кирилловой, а также ведущими театральными критиками страны.

Аргумент шестой. Многие спектакли с участием выпускников актерских курсов Петрозаводской консерватории являются лауреатами крупных международных конкурсов и фестивалей таких, как «Подиум», «Белая маска», «Голоса истории», «Майатул», «Ламбушка».

Мне кажется, немало.

 

А при чем здесь офтальмология? Просто очень хочется поставить диагноз всему происходящему. Как в медицине: есть диагноз – ясно, как лечить.

Диагноз «равнодушие» нашим чиновникам поставлен уже давно. И ничего, живут себе, адаптировались. Уже не болеют, а являются носителями этого вируса для новых поколений себе подобных. Но, даже будучи абсолютно равнодушным, должно же быть хотя бы элементарное чувство самосохранения! Ну нельзя же в самом деле рубить сук, на котором сидишь!

Но директора театров молчат, Министерство культуры республики – молчит. Словно ничего не произошло. И это одним равнодушием уже не объяснить. Речь идет о близорукости. Или о полной слепоте – решите для себя сами. Речь идет о глубочайшем непонимании того, что лет через семь, максимум десять, нынешние молодые артисты перейдут в другую возрастную категорию – время в театре движется быстрее. А на их место уже не придет никто! И начнется в драматических театрах республики кадровый голод.

Так почему же они молчат? Почему не забили тревогу? Почему хотя бы не составили официальное письмо в Минобрнауки РФ с просьбой прислать комиссию оценить работу кафедры за почти двадцать лет, разрешить Петрозаводской консерватории сохранить «непрофильную» кафедру, мотивируя это тем, что в республике пять театров, из которых три  драматические. И театры эти нуждаются в пополнении молодыми кадрами.

Молчание… Да какая разница, что будет там лет через десять, сегодня бы прожить… Сочетание равнодушия и слепоты – страшное для чиновника.

Но, может быть, чиновники от культуры надеются в будущем приглашать в петрозаводские театры выпускников столичных театральных школ? Вот тебе и решение проблемы!.. Не будьте настолько наивными, уважаемые руководители театров! Для того чтобы даже начинающий актер решил покинуть столицу и приехать работать в провинцию, его нужно заинтересовать как минимум жильем и зарплатой. Ни того, ни другого у вас, извините, нет.

Так что, дорогой наш зритель, те, кто любит бывать на наших спектаклях, идите в театры! Спешите! Спешите, пока во всех наших театрах кипит молодая актерская кровь. Идите сейчас, потому что дальше… как у Шекспира: «Дальше – тишина». Только вот играть Шекспира лет через десять в петрозаводских театрах будет некому…

 

Александр Овчинников,

заслуженный артист Республики Карелия,

доцент кафедры основ актерского мастерства,

лауреат международных конкурсов,

артист Театра драмы РК «Творческая мастерская»