Культура

Новеллы Бредбери в монологах

Спектакль  «Театр фантастики Рэя Бредбери». Новелла «Всё лето в один день»
Спектакль «Театр фантастики Рэя Бредбери». Новелла «Всё лето в один день»

«Эти истории как будто бы фантастические, но каждая из них могла бы случиться на самом деле. Может настать конец света? Может. Может микроб завоевать мир? Может. В рассказе «Час Зеро» мы, например увидели удивительную историю о становлении девушки‑террористки».

В этом году я веду студию арт-журналистики при «Моей газете+». И вот под конец курса мы решили не ограничиваться петрозаводскими театрами и рвануть в Питер. Хоть одним глазочком посмотреть на театральную жизнь культурной столицы. У нас было всего три дня и некоторые знакомства, обеспечившие нам проход в три театра: «Комедианты», «Мир», «Театр Фантастики».

В Театре Фантастики мы оказались не случайно. Меня как давнего фаната этого жанра расстраивает некоторая невостребованность фантастических пьес в современном театре. Они, безусловно, есть, и тот же Карел Чапек с его знаменитой «Белой болезнью» или «Средством Макропулоса» идёт на столичной сцене, но крайне редко встречается в провинции. Тем более удивительным показался мне выбор Театра Фантастики, заинтересовавшегося новеллами Рэя Бредбери.

Интересным показался и подбор материала. Некоторые рассказы были на слуху, такие как, например, «Завтра конец света» — размышление о том, что будут делать все люди, узнав, что им осталось жить только один день. Многое в рассказах Рея Бредбери происходит именно за этот срок: примерно столько нужно микроорганизмам из новеллы «Горячечный бред», чтобы захватить тело и душу мальчика, наполнив привычную нам оболочку неведомым и пугающим содержанием. «Всё лето в один день» — история про детей, живущих на Венере и лишённых солнечного света. Для них тоже этот день, когда раз в семь лет кончается дождь и на горизонте показывается такое долгожданное и непривычное солнце, становится решающим в жизни.

Практически все новеллы спектакля, который так и называется «Театр фантастики Рэя Бредбери», выполнены в форме монологов. Актёр встаёт перед небольшим зрительным залом и начинает рассказывать свою историю. Это не просто сторителлинг или художественная декламация — скорее попытка рассказать историю в лицах.

Спектакль  «Театр фантастики Рэя Бредбери». Новелла "Завтра конец света"
Спектакль «Театр фантастики Рэя Бредбери». Новелла «Завтра конец света»
Спектакль  «Театр фантастики Рэя Бредбери». Новелла "Час зеро"
Спектакль «Театр фантастики Рэя Бредбери». Новелла «Час зеро»

 

В каждой новелле присутствует по несколько героев, и рассказчик должен высказаться от лица каждого. Сама форма монологов, как оказалось, не так уж просто воспринимается. По крайней мере мои ребята, Максим и Ангелина, ученики старших классов, не смогли оценить задумку с монологами в полной мере, хотя и посмотрели спектакль с большим интересом. Больше всего им понравилась и запомнилась последняя новелла — «Смерть и дева», в которой было задействовано два актёра. К счастью, после спектакля нам удалось побеседовать с режиссёром и актёрами. Мы попытались узнать, с чем связан такой выбор материала и форма его подачи.

 

— Трудно ли было режиссировать собственную роль? — спросила я у Анны Сенниковой, режиссёра спектакля и одного из основателей «Театра Фантастики».

— Режиссировать собственную роль сложнее. Надо было внутренне отойти, увидеть саму себя со стороны и попробовать пройти по собственному рисунку. Самостоятельно это сложнее делать, чем в контакте, в дуэте.

—Трудно ли было прорабатывать роль? — обратился к актёрам юнкор Максим.

— Для меня это был новый способ существования. В этом спектакле вроде бы четвёртая стена есть, а вроде бы её нет. Вроде бы я одна на сцене, но в то же время меня несколько. И, соответственно, было трудно нащупать эту специфику существования, — ответила Екатерина Кучер о работе над рассказом «Все лето в один день»

— Почему вы выбрали именно эти рассказы?

— Рассказы собирались сами собой. Кто-то что-то искал, читал, советовал. Но основным отбором занималась я, — призналась Анна. — Для нас было важно, чтобы в рассказах Бредбери речь шла о некоем изменении, которое может происходить с человеком, с его сознанием. Эти истории как будто бы фантастические, но каждая из них могла бы случиться на самом деле. Может настать конец света? Может. Может микроб завоевать мир? Может. В рассказе «Час Зеро» мы, например увидели удивительную историю о становлении девушки‑террористки. Неожиданно это получило особую актуальность в связи с последними событиями в петербургском метро.

На ваш взгляд, лучше большая сцена или камерный театр? — вступила в разговор юнкор Ангелина.

— Для меня в последнее время интереснее камерный театр, поскольку это больше киношное существование, — ответила Катерина. — На большой сцене фактически не видно лица — только тело. И артист существует в основном телесно. А здесь больше видна внутренняя работа актера, его нутро. Соответственно, это сближает со зрителем. И делает игру более насыщенной и тонкой, нежели в большом театре.

— Наверное, интересно и то и другое, — подхватила разговор Анна. — Но в то же время различные технологии шоу становятся год от года всё лучше. И чтобы удивить зрелищностью нужны большие средства. И неизвестно, что там больше удивляет: средства или само шоу. А в камерном театре есть вот эта сиюминутность, настоящесть. Сейчас очень модны стали маленькие частные кафе, hand made — сделано вручную. Мне кажется, театр в маленьком виде — как раз несёт в себе ощущение сделанного вручную. Когда ты действительно видишь: настоящее, живое! К этому мы стремимся.

— Где вы находили реквизит для спектакля? — спросил Максим.

— Сейчас я открою очень большой секрет, — начала Анна Сенникова. — Дело в том, что у нас по некоторым причинам не доехала ванна, которая работает в рассказе «Смерть и дева». Поэтому сегодня была премьера чемодана, в котором хранится весь остальной реквизит. Раньше он просто стоял, а сегодня стал местом жительства героини. Есть ещё удивительные старинные механические часы с помойки. Перед репетицией я пыталась их наладить, но они не шли. И вдруг сами собой наладились, отсчитали несколько часов и снова замолчали. Они живут какой-то своей жизнью.

— Почему вы выбрали именно монологи? Диалогов в вашем спектакле практически не было, — полюбопытствовала Ангелина.

Даниил Николаев, представлявший рассказ «Горячечный бред», возразил:

— Был постоянный диалог. Если ты один на площадке, у тебя диалог со зрителем.

В разговор вступил Игорь Журавлев, сооснователь «Театра Фантастики»:

— Это некий приём, который показался нам интересным. Во-первых, это хороший тренинг для актёра. Во-вторых, злоупотреблять этим, конечно, нельзя, потому что мы театр всё-таки драматический, а не литературно-музыкальный. Но этот жанр пока нам интересен.

— Более того, если мы говорим про «Смерть и деву», где у нас единственный диалог, мы просто не нашли, как подать эту историю в форме монолога,дополнила Анна.

— Просто невозможно было избавиться от моих ямочек, — разулыбался Даниил. И вправду симпатичные ямочки выступили на его щеках.

— Да, засмеялась Анна, — но изначально задача была всё-таки представить новеллы в монологах.

— Как вы относитесь к импровизации? — озадачил актёров Максим.

— Качественная импровизация в театре всегда имеет рамки, — ответил Игорь Олегович, — Импровизацией ты можешь заниматься только тогда, когда ты на 100 процентов в материале, всё контролируешь.

— Георгий Александрович Товстоногов говорил: «Импровизация должна быть в рисунке». Всё! — веско вставил Даниил.

— Наверное, ни один спектакль без импровизации не обходится, — заключила Анна Сенникова. — Просто зритель не должен этого видеть. С другой стороны, очень хорошо, когда на импровизацию тебя ведёт что-то большое, чем режиссёр. Когда сам образ диктует тебе сиюминутное движение. Это настоящее чудо. Наверное, ради этого нам и хочется выходить на сцену. Когда ты отпускаешь себя и чувствуешь свободу — это и есть импровизация.

 

Фото из группы театраvk.com/teafant.bredberry