Борис Викторович Шергин – помор, потомственный сказитель, знаток северных былин, сказок, жизнеописаний святых. Его сказки написаны живым русским языком, насыщены меткими образными словечками и сравнениями, полны запоминающихся фраз и светлого юмора. Помните знаменитый «пинджак с карманами»? Это из сказки Шергина «Волшебное кольцо».
Инсценировка «Золоченых лбов», написанная питерским режиссером Алексеем Смирновым, не только сохранила живые образы сказки, но протянула тонкую связь между ними и нынешней жизнью, так что зритель радовался не просто смешным высказываниям, но хохотал от внезапных узнаваний в тексте современных примет и ассоциаций. Очень интересен прием, когда артисты играют бродячих скоморохов, фактически самих себя, представляющих публике кукольную историю про сметливого мужика, посмеявшегося над неумным царем, его матушкой, женой и дочкой.
Спектакль имеет иной, нежели у сказки, финал, дополнен фольклорными музыкальными номерами и разыгрывается прекрасным актерским ансамблем – заслуженным деятелем искусств Карелии Любовью Бирюковой и заслуженным артистом Карелии Александром Довбней. Озорное, смелое, искрометное исполнение – и вот уже весь зал прославленного театра смеется, аплодирует и шумит как ярмарочная толпа, окружающая царский дворец и потешающаяся над перепачканным смолой незадачливым царским семейством. Спектакль поражает обилием неожиданных поворотов, превращений и ходов: ждешь одно продолжение сюжета, а он поворачивается совсем иначе. И веселит, учит, сквозь слезы и смех заставляя задуматься над более важными и глубокими вещами.
Такого нескучного, смешного, свободного и раскрепощенного спектакля давно не видели стены театра, поставившего задачу сохранения кукольного наследия великого мастера Сергея Владимировича Образцова. Театр ожил, умылся живой водой настоящего, талантливо поданного юмора. «It’s so Russian!» («Это так по-русски!»), – воскликнул сидящий рядом заграничный кукольник, который вряд ли понимал смысл и сюжет спектакля, но абсолютно явно наслаждался игрой забавных кукол, прекрасными костюмами и декорациями, выполненными художником Еленой Петуховой.
– Мы по-настоящему обрадованы такому успеху в Театре Образцова, такому искреннему приятию нас и нашей работы у зрителей и у своих братьев-артистов, – сказал после спектакля Александр Довбня. А мы исполнены гордости за спектакль, объехавший с гастролями не одну страну мира и вот теперь с легкостью покоривший Москву – чопорную столицу, но имеющую все же душу русскую, которая легко отзывается на чистый, лукавый юмор и с радостью принимает все по-настоящему талантливое и доброе.
«Золотую маску» на «Золоченые лбы» просто так не надевают. В этом мог убедиться каждый, сумевший попасть на спектакль. И если в следующем сезоне Театр имени Образцова действительно пригласит Алексея Смирнова и его команду для постановки нового спектакля, Малая сцена уж точно не вместит всех желающих.