Главное, Культура

Народ талантом не обижен

Цветы от юного поклонника руководителю Мужского хора Карелии Алексею Умнову
Цветы от юного поклонника руководителю Мужского хора Карелии Алексею Умнову

«Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Эти слова великого русского композитора  Михаила Глинки прозвучали на вечере «105 на двоих», посвященном Центру национальных культур и народного творчества Республики Карелия.

 

И вот по какому поводу. Историки считают, что бурный всплеск рождаемости самодеятельных художественных коллективов в 30-е годы имел политическую  подоплеку: через них партия вела идеологическую работу в массах. Пусть так. Но у этой инициативы, спущенной сверху, имелась и положительная сторона: тысячи людей разного возраста приобщались к культуре. Едва народившиеся народные хоры, танцевальные коллективы  приглашались  для участия в творческих конкурсах, фестивалях.  Правда, здесь  главенствовал больше олимпийский принцип: главное не победа, а участие. Ибо для участников смотров и праздников организовывали экскурсии в лучшие музеи Москвы и Ленинграда, они посещали столичные театры, концерты классической музыки, а в качестве призов получали прежде всего книги, в том числе и художественные альбомы, а также патефоны и пластинки с записями классики в исполнении выдающихся музыкантов, лучших самодеятельных коллективов страны.

Доказательством же того, что инициатива сверху нашла полную поддержку снизу, является хотя бы факт долгожительства многих народных коллективов. В 2016 республика отметила 80-летие уникального коллектива — Вепсского народного хора, 16 декабря этого года столь же почетная дата у Поморского народного хора. Объединяет эти два коллектива не только возраст, но и уникальный репертуар, они сохранили и продолжают хранить подлинный народный песенный фольклор. Пережили Великую  Отечественную войну, перестройку, когда культура и в первую очередь самодеятельное творчество отодвинули на второй план. Можно  вспомнить еще Сегозерский, Олонецкий, Петровский и многие другие народные коллективы. Да, сегодня они переживают не лучшие времена, и если не просто живы, но и активно работают, то только благодаря энтузиазму, преданности народной песне руководителей этих коллективов и самих исполнителей.  

Десятилетия назад Карелия приобрела репутацию певческого края, хотя многие коллективы насчитывали тогда до полусотни и более хористов. Может быть, потому, что хоровое пение – один из самых демократических видов творчества, хоры объединяют людей самого разного возраста, культуры, требуются только желание и любовь к песне.

Своеобразный исторический экскурс в прошлое по материалам киноархивов могли совершить зрители, пришедшие 5 декабря в Музыкальный театр: здесь отмечали 80-летие уже не одного коллектива, а Карельского центра народного творчества и 25-летие Республиканского центра национальных культур, которые с 2009 года объединились в одну структуру  – Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия.  Учредителем нового учреждения стало Министерство культуры Карелии, а одним из главных партнеров – республиканское Министерство национальной и региональной политики. Вечер так и назывался — «105 на двоих». В  юбилейном концерте приняли участие более 500 артистов — 20 профессиональных и самодеятельных коллективов.

Не хочу оскорбить специалистов других профессий, но, пожалуй, именно в культуре сегодня  трудятся  столько истинных патриотов своего дела. И работают они не за страх – за идею. Может быть, потому, что  работа у них творческая.  

Уже упоминала, что через неделю Поморский хор будет отмечать 80-летие, так вот: более половины – 43 года! – с хором работает Виктор Васильев, который приехал в Беломорск сразу после окончания Петрозаводской государственной консерватории.

Ну а Людмиле Мелентьевой 40-летие работы с Вепсским хором предстоит отметить в следующем году. Причем, начала она эту работу будучи еще пятикурсницей консерватории. Районные власти пошли тогда навстречу ей и еженедельно выделяли машину, чтобы отвозить  студентку на репетиции хора. Она так и осталась в Шелтозеро, и сегодня многие  считают уроженку соседней Архангельской области истинной вепсянкой: и язык знает отлично, и историю, и культуру вепсов.

Вепсский народный хор разменял уже девятый десяток
Вепсский народный хор разменял уже девятый десяток

У других самодеятельных коллективов солидные юбилеи еще впереди, но кое-кто уже приближается к ним. Так что доброе дело было начато 80 лет назад. Добротные семена дали отличные всходы,  ну а  растил их все это время  Центр народного творчества (объединившись 25 лет назад с Центром национальных культур). Чего только не было за эти годы: фестивали, Дни культуры районов в Петрозаводске. Как к ним готовились в глубинке! Районное начальство раскошеливалось даже на новые сценические костюмы, инструменты, а то и появлялись новые коллективы. Победителей среди районов не определяли, но достойно показаться в Петрозаводске, на его лучших сценах, было очень престижно! Вернуть бы это сейчас, а?

Еще был ряд фестивалей, организатором которых стал Центр культуры и народного творчества, сегодня они выросли во всероссийские и даже международные. А это, согласитесь, престиж не только работников культуры, но и республики в целом. А ведь работает в центре очень небольшой коллектив.

Когда со сцены прозвучала фамилия Людмилы Павловны Дубинской, половина партера аплодировала ей стоя. Около 30 лет возглавляла она центр и сегодня продолжает успешно работать там. Более 20 лет  руководила центром Ираида Мальцева. А мы еще мало что знаем о тех, кто стоял у истоков создания подобного центра, известно только, что один из них был потом репрессирован, а другой руководил центром в эвакуации в Беломорске.  В годы войны музы не молчали.

В последние годы помимо своих основных обязанностей Центр национальных культур и народного творчества  добровольно взял на себя еще одну — то ли культурной скорой помощи, но ли культурной реанимации. Когда несколько лет назад под угрозой исчезновения оказался Вепсский народный хор, в Центре национальных культур и народного творчества при поддержке министерств-учредителей сумели найти ставку хормейстера в своем штате и сохранить хор. Правда, детский коллектив-спутник все-таки потеряли. Но вот на последних краеведческих чтениях в Шелтозеро,  посвященных памяти Рюрика Лонина, непременным участником которых является Вепсский народный хор, я увидела на импровизированной сцене  в музее  рядом со взрослыми  хористами и детей.

Многим памятна, вероятно, история мужского хора, который много лет существовал в Карельском педагогическом институте. При слиянии двух высших учебных заведений республики, хор этот, как говорится, оказался не у дел, в университете есть свой великолепный коллектив.  Алексей Умнов, руководитель  бездомного коллектива, обратился не просто с просьбой о помощи, но и с разработанным проектом в Центр национальных культур и народного творчества. И нашел и понимание, и поддержку. Более того, коллективу нашли возможность выделить пусть небольшое, но свое репетиционное помещение. Хористы отремонтировали его на свои средства, и открыли там центр мужского хорового пения, где занимаются три возрастные группы: дети, подростки и взрослые.  Детский хор мне уже довелось слышать. А Мужской  хор Карелии собирает сегодня аншлаги на любой сценической плошадке Петрозаводска. Он стал украшением и юбилейного концерта.

Сегодня  у Центра национальных культуры и народного творчества 13 коллективов – хоровые, танцевальные и даже самодеятельный театр.  Все они пришли поздравить юбиляра.

Ансамбль еврейского танца «Авив»
Ансамбль еврейского танца «Авив»

Очень интересно был построен финал концерта. Предоставили возможность выйти на сцену коллективам, руководители которых в разные годы были удостоены премий «Душа России» (Виола Мальми, Людмила Мелентьева, Виктор Васильев) и «Душа Карелии», которая была учреждена в 2014  году (Любовь Никитина, руководитель  карельского хора «Ома пайо», и Алексей Умнов).

Карельский народный хор «Ома пайо»
Карельский народный хор «Ома пайо»

А потом на сцену вышли артисты ансамбля «Кантеле» и оркестр русских народных инструментов «Онего» Карельской государственной филармонии. Но не в качестве приглашенных звезд. Наверное, не многие знают, что судьба прославленного «Кантеле» началась в 1932 году, и был он тогда любительским кружком кантелистов. Ну, а  старожилы Петрозаводска, да и люди  среднего возраста помнят оркестр народных инструментов Дома культуры Онежского тракторного завода, родившейся там в 1975 году. Сегодня нет ни ОТЗ, ни его дома культуры (здание, правда, осталось), зато в Карелии есть  оркестр русских народных инструментов «Онего» под управлением Геннадия Миронова. Этот  коллектив — гордость Карельской государственной филармонии.

На сцене оркестр «Онего» под руководством Геннадия Миронова и сводный хор участников концерта. На сцену вышли более 200 певцов
На сцене оркестр «Онего» под руководством Геннадия Миронова и сводный хор участников концерта. На сцену вышли более 200 певцов

Бывая на встречах работников культуры, нередко слышу, как директора сельских поселковых клубов рассказывают, что приходят местные жители и даже не просят — требуют: «Петь хотим!»  Возражения, что нет, мол, руководителя, даже ставки его нет в штате, нет инструментов, не принимаются.  Отвечают, что сами все сделаем, только дайте помещение для репетиций. И действительно: энтузиасты обходят старожилов, записывают старинные песни, находятся даже патефонные пластинки, которые бабушки или матери привозили с различных смотров и конкурсов в Москве или Ленинграде. На свои деньги исполнители шьют костюмы, наиболее продвинутые создают сайты своих коллективов в интернете. Пусть не всегда званые, но всегда отлично принимаемые желанные гости на местных праздниках. Правда, в столицы их пока не приглашают.

Но в Центре национальных культур и народного творчества вот уже несколько лет существует удивительный проект – «Таланты из глубинки». Вот там их без внимании не оставят. У нас многого сегодня нет, в том числе очень нужного и важного для нормальной жизни. Но талантом Бог народ не обидел.

 

Фото с сайта Центра национальных культур и народного творчества и автора