«Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Эти слова великого русского композитора Михаила Глинки прозвучали на вечере «105 на двоих», посвященном Центру национальных культур и народного творчества Республики Карелия.
И вот по какому поводу. Историки считают, что бурный всплеск рождаемости самодеятельных художественных коллективов в 30-е годы имел политическую подоплеку: через них партия вела идеологическую работу в массах. Пусть так. Но у этой инициативы, спущенной сверху, имелась и положительная сторона: тысячи людей разного возраста приобщались к культуре. Едва народившиеся народные хоры, танцевальные коллективы приглашались для участия в творческих конкурсах, фестивалях. Правда, здесь главенствовал больше олимпийский принцип: главное не победа, а участие. Ибо для участников смотров и праздников организовывали экскурсии в лучшие музеи Москвы и Ленинграда, они посещали столичные театры, концерты классической музыки, а в качестве призов получали прежде всего книги, в том числе и художественные альбомы, а также патефоны и пластинки с записями классики в исполнении выдающихся музыкантов, лучших самодеятельных коллективов страны.
Доказательством же того, что инициатива сверху нашла полную поддержку снизу, является хотя бы факт долгожительства многих народных коллективов. В 2016 республика отметила 80-летие уникального коллектива — Вепсского народного хора, 16 декабря этого года столь же почетная дата у Поморского народного хора. Объединяет эти два коллектива не только возраст, но и уникальный репертуар, они сохранили и продолжают хранить подлинный народный песенный фольклор. Пережили Великую Отечественную войну, перестройку, когда культура и в первую очередь самодеятельное творчество отодвинули на второй план. Можно вспомнить еще Сегозерский, Олонецкий, Петровский и многие другие народные коллективы. Да, сегодня они переживают не лучшие времена, и если не просто живы, но и активно работают, то только благодаря энтузиазму, преданности народной песне руководителей этих коллективов и самих исполнителей.
Десятилетия назад Карелия приобрела репутацию певческого края, хотя многие коллективы насчитывали тогда до полусотни и более хористов. Может быть, потому, что хоровое пение – один из самых демократических видов творчества, хоры объединяют людей самого разного возраста, культуры, требуются только желание и любовь к песне.
Своеобразный исторический экскурс в прошлое по материалам киноархивов могли совершить зрители, пришедшие 5 декабря в Музыкальный театр: здесь отмечали 80-летие уже не одного коллектива, а Карельского центра народного творчества и 25-летие Республиканского центра национальных культур, которые с 2009 года объединились в одну структуру – Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия. Учредителем нового учреждения стало Министерство культуры Карелии, а одним из главных партнеров – республиканское Министерство национальной и региональной политики. Вечер так и назывался — «105 на двоих». В юбилейном концерте приняли участие более 500 артистов — 20 профессиональных и самодеятельных коллективов.
Не хочу оскорбить специалистов других профессий, но, пожалуй, именно в культуре сегодня трудятся столько истинных патриотов своего дела. И работают они не за страх – за идею. Может быть, потому, что работа у них творческая.
Уже упоминала, что через неделю Поморский хор будет отмечать 80-летие, так вот: более половины – 43 года! – с хором работает Виктор Васильев, который приехал в Беломорск сразу после окончания Петрозаводской государственной консерватории.
Ну а Людмиле Мелентьевой 40-летие работы с Вепсским хором предстоит отметить в следующем году. Причем, начала она эту работу будучи еще пятикурсницей консерватории. Районные власти пошли тогда навстречу ей и еженедельно выделяли машину, чтобы отвозить студентку на репетиции хора. Она так и осталась в Шелтозеро, и сегодня многие считают уроженку соседней Архангельской области истинной вепсянкой: и язык знает отлично, и историю, и культуру вепсов.
У других самодеятельных коллективов солидные юбилеи еще впереди, но кое-кто уже приближается к ним. Так что доброе дело было начато 80 лет назад. Добротные семена дали отличные всходы, ну а растил их все это время Центр народного творчества (объединившись 25 лет назад с Центром национальных культур). Чего только не было за эти годы: фестивали, Дни культуры районов в Петрозаводске. Как к ним готовились в глубинке! Районное начальство раскошеливалось даже на новые сценические костюмы, инструменты, а то и появлялись новые коллективы. Победителей среди районов не определяли, но достойно показаться в Петрозаводске, на его лучших сценах, было очень престижно! Вернуть бы это сейчас, а?
Еще был ряд фестивалей, организатором которых стал Центр культуры и народного творчества, сегодня они выросли во всероссийские и даже международные. А это, согласитесь, престиж не только работников культуры, но и республики в целом. А ведь работает в центре очень небольшой коллектив.
Когда со сцены прозвучала фамилия Людмилы Павловны Дубинской, половина партера аплодировала ей стоя. Около 30 лет возглавляла она центр и сегодня продолжает успешно работать там. Более 20 лет руководила центром Ираида Мальцева. А мы еще мало что знаем о тех, кто стоял у истоков создания подобного центра, известно только, что один из них был потом репрессирован, а другой руководил центром в эвакуации в Беломорске. В годы войны музы не молчали.
В последние годы помимо своих основных обязанностей Центр национальных культур и народного творчества добровольно взял на себя еще одну — то ли культурной скорой помощи, но ли культурной реанимации. Когда несколько лет назад под угрозой исчезновения оказался Вепсский народный хор, в Центре национальных культур и народного творчества при поддержке министерств-учредителей сумели найти ставку хормейстера в своем штате и сохранить хор. Правда, детский коллектив-спутник все-таки потеряли. Но вот на последних краеведческих чтениях в Шелтозеро, посвященных памяти Рюрика Лонина, непременным участником которых является Вепсский народный хор, я увидела на импровизированной сцене в музее рядом со взрослыми хористами и детей.
Многим памятна, вероятно, история мужского хора, который много лет существовал в Карельском педагогическом институте. При слиянии двух высших учебных заведений республики, хор этот, как говорится, оказался не у дел, в университете есть свой великолепный коллектив. Алексей Умнов, руководитель бездомного коллектива, обратился не просто с просьбой о помощи, но и с разработанным проектом в Центр национальных культур и народного творчества. И нашел и понимание, и поддержку. Более того, коллективу нашли возможность выделить пусть небольшое, но свое репетиционное помещение. Хористы отремонтировали его на свои средства, и открыли там центр мужского хорового пения, где занимаются три возрастные группы: дети, подростки и взрослые. Детский хор мне уже довелось слышать. А Мужской хор Карелии собирает сегодня аншлаги на любой сценической плошадке Петрозаводска. Он стал украшением и юбилейного концерта.
Сегодня у Центра национальных культуры и народного творчества 13 коллективов – хоровые, танцевальные и даже самодеятельный театр. Все они пришли поздравить юбиляра.
Очень интересно был построен финал концерта. Предоставили возможность выйти на сцену коллективам, руководители которых в разные годы были удостоены премий «Душа России» (Виола Мальми, Людмила Мелентьева, Виктор Васильев) и «Душа Карелии», которая была учреждена в 2014 году (Любовь Никитина, руководитель карельского хора «Ома пайо», и Алексей Умнов).
А потом на сцену вышли артисты ансамбля «Кантеле» и оркестр русских народных инструментов «Онего» Карельской государственной филармонии. Но не в качестве приглашенных звезд. Наверное, не многие знают, что судьба прославленного «Кантеле» началась в 1932 году, и был он тогда любительским кружком кантелистов. Ну, а старожилы Петрозаводска, да и люди среднего возраста помнят оркестр народных инструментов Дома культуры Онежского тракторного завода, родившейся там в 1975 году. Сегодня нет ни ОТЗ, ни его дома культуры (здание, правда, осталось), зато в Карелии есть оркестр русских народных инструментов «Онего» под управлением Геннадия Миронова. Этот коллектив — гордость Карельской государственной филармонии.
Бывая на встречах работников культуры, нередко слышу, как директора сельских поселковых клубов рассказывают, что приходят местные жители и даже не просят — требуют: «Петь хотим!» Возражения, что нет, мол, руководителя, даже ставки его нет в штате, нет инструментов, не принимаются. Отвечают, что сами все сделаем, только дайте помещение для репетиций. И действительно: энтузиасты обходят старожилов, записывают старинные песни, находятся даже патефонные пластинки, которые бабушки или матери привозили с различных смотров и конкурсов в Москве или Ленинграде. На свои деньги исполнители шьют костюмы, наиболее продвинутые создают сайты своих коллективов в интернете. Пусть не всегда званые, но всегда отлично принимаемые желанные гости на местных праздниках. Правда, в столицы их пока не приглашают.
Но в Центре национальных культур и народного творчества вот уже несколько лет существует удивительный проект – «Таланты из глубинки». Вот там их без внимании не оставят. У нас многого сегодня нет, в том числе очень нужного и важного для нормальной жизни. Но талантом Бог народ не обидел.
Фото с сайта Центра национальных культур и народного творчества и автора