В музее-заповеднике «Кижи» открылась выставка "Живая музыка дорог", посвященная поддужному колокольчику.
Часто из окон проносящихся мимо автомобилей мы слышим шум – некое подобие музыки. А в старые добрые времена наши предки не представляли себе дороги без звука ямщицкого колокольчика. Достаточно заглянуть в любой поэтический сборник и непременно встретишь упоминание этого предмета, который практически ушел из нашего быта. На вернисаже звучали стихи Пушкина:
Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.
Стихам вторят звучащие на разные лады колокольчики, которые сменяет семиструнная гитара, русские романсы исполняет Мария Неелова. Выставка стала возможной благодаря энтузиасту и коллекционеру, действительному члену Ассоциации колокольного звона Олегу Лаврову, чья коллекция из сотни колокольчиков стала основой экспозиции. Еще 71 колокольчик представлен из фондов музея «Кижи», причем 23 из них были переданы в музей карельским поэтом Иваном Костиным.
Автор и вдохновитель выставки Виола Гущина эмоционально рассказала собравшимся много интересного об истории поддужного колокольчика. На первый взгляд, колокольчики в витринах кажутся похожими друг на друга как солдаты в строю. Но, оказывается, у каждого из них свое назначение и особенное оформление. Отлитые в главных литейных центрах России: в Валдае, Касимове, в селе Пурех Новгородской губернии, в Вологде, в Тюмени, а также в Финдяндии и Швеции, они использовались не только на почтовых и курьерских тройках, но и в свадебных торжествах, а также во время народных гуляний и праздников. Интересно, что на колокольчиках часто отливались русские пословицы, поговорки, строки из песен и романсов.
В создании этой интересной экспозиции велика роль дизайнера Ирины Панковой, которая сумела не просто преподнести колокольчики, как уникальное явление русской народной культуры, но смогла воссоздать атмосферу старинных времен. Этому способствовали редкие фотографии несущихся по дороге троек. В центре зала настоящие, расписные санки, с наброшенной яркой шалью и бубенцами, а под потолком сотни маленьких колокольчиков как поэтический символ России XIX века.
Фото автора