Реформы

Пока гром не грянет…

Большинство директоров школ не готово к переходу на новую систему оплаты труда
Учительство бурлит, и вовсе не из-за мирового кризиса: Единая тарифная сетка приказала долго жить. С 1 декабря бюджетники переходят на новую систему оплаты труда (НСОТ). Это было известно давно, но у нас как всегда: пока гром не грянет… Кто станет определять качество работы, от которого впрямую будет зависеть размер зарплаты? Правда ли, что увеличится рабочий день учителя? Слухи ходят самые разные. Чиновники успокаивают учителей, директоров школ – мол, все идет по плану, тревогу, однако, рассеять не удается. С вопросами, которые волнуют людей, мы обратились к председателю рескома работников образования и науки РФ Тамаре МЕШКОВОЙ.

В учительском профсоюзе о слухах знают: Тамара Васильевна и Евгения Даниловна Макарова без конца мотаются по районам. Говорят, в сельских школах люди в стрессовом состоянии. Да и в городе осведомленность педагогов о грядущих переменах оставляет желать лучшего.
…В кабинете Тамары Мешковой сидит председатель профкома одного из учебных заведений Петрозаводска. Пытается разобраться: правда ли, что теперь педагог при учебной нагрузке 24 часа в неделю должен отработать на рабочем месте 48 часов? Якобы такую консультацию дал один чиновник. Тамара Васильевна взрывается:
– Как можно так консультировать? В суд-то потом не чиновника вызовут, а директора школы! 191-е распоряжение никто не отменял, рабочая неделя не может превышать 36 часов.
Ее изумляет неосведомленность руководителей школ:
– Едва ли пятая часть директоров школ готова к изменениям. Сегодня руководитель должен быть менеджером, а у них и бухгалтерии нет! Еще в сентябре 2007 года появилось постановление Правительства РФ № 605, которое вводило новую систему оплаты труда. Так что время на подготовку было. В августе этого года новое постановление № 583 развило идеи НСОТ, а у нас проснулись только в октябре – вот профессионализм власти! Впереди же еще переход на АУ (автономные учреждения. – Ред.), на образовательные услуги…
– Что обязан знать директор школы?

– Его настольной книгой должен стать Трудовой кодекс. Все, что ему говорят чиновники, носит рекомендательный характер. Вот в чем соль! Если директор нарушит трудовое законодательство, именно он, а не чиновник будет отвечать перед законом. Разумеется, нужно владеть навыками принятия управленческих решений.
– Учителя переживают, что зарплата уменьшится.

– Этого не может быть. Во всех федеральных документах записано, что зарплата за ту же нагрузку уменьшиться не должна.
– Некоторые находчивые директора уже придумали, как обойти этот пункт: людей добровольно-принудительно заставляют соглашаться на меньшую учебную нагрузку.

– Никто не может заставить это сделать! Поражаюсь невежеству наших учителей: надо же знать свои права. Ничего не читают, не могут зайти на наш сайт и посмотреть нужную информацию… Отстаивайте свои права, обращайтесь в профсоюз! Как вас будут уважать, если вы сами себя не уважаете?
– Упорно говорят, что учитель теперь обязан находиться в школе гораздо больше времени, чуть ли не с 8 до 17 часов…
– Это неправильно! Есть статья 333 Трудового кодекса, 191-е постановление о нормировании труда учителя. Не надо путать ставку и оклад. Ставка – это учебная нагрузка в 18 часов, оклад равен 36 часам в неделю. Буквально понимая эти 36 часов, руководители заставляют учителя столько же времени находиться в школе. А ведь в оклад входит еще и методическая подготовка, работа с семьей… Как ее осуществлять, находясь в школьных стенах? Абсурд! Нормировать можно только учебное расписание.
Недавно на нашем семинаре по НСОТ директора школ больше всего пытали министра Селянина как раз по режиму рабочего времени. Он также разъяснил: учитель не обязан находиться в школе 36 часов. Директоров сельских школ волнует и такая проблема: учителя английского языка, географии не хотят брать нагрузку свыше 18 учебных часов, потому что за превышающие часы непонятно как будут платить. В общем, много неясного.
– По новой системе учителю должны прибавлять зарплату за качество работы, например, за участие его учеников в олимпиадах. Один учитель из района рассказал мне, что уже началось соперничество между педагогами за талантливых детей…

– Иногда успешность ребенка – заслуга не учителя, а родителей.
– Да, я знаю случай, когда лавры за победу ребенка в олимпиаде достались учителю, а на самом деле мальчика отец подготовил, доктор наук, между прочим.
– Я сказала Адамскому (Александр Адамский – один из идеологов модернизации образования в России. – Ред.): «А как быть с Петькой, у которого отец пьяница, учеба ему плохо давалась, а учитель вытянула его на твердую тройку? Занималась парнем, не жалея своего времени, в результате он не повторил путь отца, работает краснодеревщиком. Как оценить такую работу учителя?» Адамский мне ответил: «Это крайность!» «Да нет, – говорю, это жизнь».
Нас очень тревожит то, что в Карелии не определено финансовое обеспечение перехода на НСОТ. Если на федеральном уровне фонд оплаты труда увеличен на 30 процентов, то в постановлении Правительства РК № 203-П от 30 сентября 2008 года это обязательство отсутствует. По цепочке то же происходит на муниципальном уровне. На наш взгляд, задача существенного повышения труда не будет реализована. В середине ноября мы направили по этому поводу заявление Прокурору РК с просьбой вынести протест на постановление правительства.

Для справки:

Заработная плата, которую будет получать работник с 1 декабря 2008 года, состоит из трех частей: оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Минимальный размер оплаты труда: по России – 4330 руб., по Карелии (предварительно) – 4867 руб. и 6056 руб. (в северных районах республики).

Нужные сайты:

Комплексный проект модернизации образования: http://www.kpmo.ru (здесь представлены очень интересные данные по участию Карелии в КПМО)
Профсоюз работников народного образования и науки РФ: http://www.ed-union.ru
Профсоюзы РК: http://tasis.onego.ru
Министерство образования РК: http://minedu.karelia.ru

"Лицей" № 12 2008