«Помните у Льюиса Кэрролла: «А жизнь – это серьезно? – Серьезно, но не очень!». Так вот, театр для меня – игра, кураж! Это серьезно, но не очень!»
16 ноября Театр драмы РК «Творческая мастерская» отмечает свое 30-летие. Наша публикация о Виктории Федоровой, заслуженной артистке Карелии. Спектакль «Васса» в постановке Сергея Стеблюка, в котором она сыграла главную роль, стал событием прошлого театрального сезона в Карелии. За эту роль Виктория Федорова получила несколько наград, в том числе главную премию 7-го всероссийского театрального фестиваля имени М. Горького в Нижнем Новгороде.
Первый тур
Думала ли юная Вика Федорова, что будет играть Вассу Железнову, властную владелицу пароходной компании, ту, которую блистательно играли Фаина Раневская, Вера Пашенная, Татьяна Доронина, Светлана Крючкова, Инна Чурикова? Нет, не думала.
В 1993 году новоиспеченная учительница начальных классов поступила в педагогический институт. И вдруг всё в ее судьбе изменилось. В этот самый момент режиссер «Театральной мастерской» Иван Петров набирал свою студию. Подружка предложила Вике пойти на прослушивание. Просто так. Первый тур прошел успешно, на втором ей не повезло. Потом всё же ее решили прослушать еще раз. Она долго готовилась к этому туру вместе с мамой. И удача! Она попадает в студию Ивана Петрова вместе с Олегом Липовецким, Юрием Максимовым, Ольгой Сахановой и другими и тут же безоговорочно забирает документы из пединститута.
Как удивительны бывают судьбы людей, как часто они складываются непостижимым образом! В семье, где дедушка замечательный педагог, бабушка – начальник лесопилки, мама – учительница и пионервожатая, а папа, которым дочка всегда очень гордилась, милиционер, вдруг вырастает большая актриса. Девочка, впервые попавшая в настоящий театр уже после школы, становится одной из ведущих актрис петрозаводского театра, в ее арсенале множество ролей, большой успех в «Вассе». Но ничего не бывает случайно.
Бабушка и образ Вассы
Еще в детстве, приезжая из Мончегорска в Петрозаводск к бабушке с дедушкой на все лето, Вика полюбила место своих детских забав — Кукковку. Галина Максимовна, родом из деревни рыбаков Кайбасово — не та ли, что на Выг-озере, о которой Пришвин писал? — отличалась сильным характером. Ее отца расстреляли как кулака, могилу его потом они обнаружили в Сандармохе. Иногда бабушка брала своих внучек на лесопилку, где руководила исключительно мужчинами.
— До сих пор помню, — вспоминает Виктория, — как в жаркий летний день мы идем по тропе на лесопилку. В детстве лето всегда было жарким! Помню поход за арбузом, который мы в результате не донесли. Как лазали по крышам, разбивая колени. На одном из колен шрам сохранился по сей день! Как зарывали клады, как вглядывались вниз с крыши 9-этажной кукковской высотки…
Виктория признается, что, когда играла роль Вассы, не раз вспоминала свою бабушку и ее характер. Но не только это помогло в работе над образом:
— Сергей Юрьевич Стеблюк, мой любимый режиссер, поставивший «Вассу», «Настасью Филипповну», «Гранатовый браслет», где я играю главных героинь, всегда смеется: «Вика у нас всё смотрит!». А я и в самом деле, когда готовлюсь к роли, смотрю всё, что уже существует. Кстати, я посмотрела все постановки «Вассы», которые были созданы до меня. Мне интересен каждый ход. Есть такой бестселлер «Кради как художник!» Слышали? Про то, что в мире нет ничего оригинального, что все заимствуют друг у друга. Мы все что-то у кого-то берем, а потом преломляем это через себя. Я люблю собирать такую мозаику.
Театр по телевизору
Вика слышала от бабушки и дедушки фамилии актеров: Живых, Белонучкин, Донской, Эстрин, но никогда не думала, что ей придется стать безумной дочерью Людмилы Живых в спектакле «Странная миссис Сэвидж» или обнимать в спектакле дедушку – Игоря Донского, того самого, что снялся в фильме Тарковского «Андрей Рублев».
До окончания 8-го класса Вика жила в Мончегорске с мамой и папой. Никакого театра там не было, но благодаря тому, что в счастливой семье родители позволяли своей единственной дочери заниматься тем, чем она только пожелает, она и нашла свой жизненный путь. Вика всё перепробовала: танцевала, ходила в театральную студию и даже в кружок «Юный друг милиции».
Русский язык и литературу Вика любила с детства, даже победила в городском конкурсе. Но это не главное. Вслед за увлеченной мамой Ниной Сергеевной, любившей все яркое и необычное, Виктория вдохновилась театром… по телевизору. Благо в то время можно было увидеть первоклассные спектакли и кинофильмы. Самые любимые из них для нее — «Соло для часов с боем», «Школа злословия», «Юнона и Авось». Ольга Андровская и Ростислав Плятт стали ее любимыми артистами. Потом появился Леонид Филатов с его «Федотом-стрельцом».
Вика с мамой собрали несколько альбомов с портретами самых ярких артистов кино, в том числе обожаемого Викой с шести лет Михаила Боярского, очень похожего на папу, и красавицу Маргариту Терехову. Портреты они вырезали из журнала «Советский экран», который семья выписывала. Всю «Собаку на сене» Вика знала наизусть, причем с интонациями Тереховой. Кстати, при поступлении в театральную студию на первом туре, когда Вика прочла басню «Волк и Ягненок», ее спросили: «У вас что, любимая артистка Маргарита Терехова?».
«Петров хотел меня отчислить»
– Вы помните свой первый спектакль?
– Конечно! Это был дипломный спектакль «Игра любви и случая», комедия Пьера Мариво, поставленная Иваном Петровичем. Петров вообще-то хотел отчислить меня после первого курса. Он долго мучился со мной и в шутку называл меня училкой. А спас меня цыганский номер, где мне удалось себя проявить с лучшей стороны. В спектакле я играла роль Сильвии. Тогда Википедии не было, я взяла у дедушки энциклопедию, читаю: Сильвию играла Сара Бернар. Боже, думаю… Потом было немало интересных ролей. В 1998 году я играла в «Трех сестрах», костюмы к которому создавала несравненная Тамара Юфа — книжки с ее иллюстрациями помню все до одной. А оформлял спектакль замечательный художник Сергей Терентьев.
– Когда пришло осознание и понимание своей профессии?
– Переворот в сознании произошел, когда в театр пришли Валерий Чебурканов и Андрей Тупиков. Благодаря им узнала, что существует другой, так называемый игровой театр. Это было открытием, и это было счастье. Тогда мы играли «Зойкину квартиру» и «Странные игры для взрослых детей». Людмила Живых для меня – тоже из такого театра. Что бы ни играла Людмила Филипповна, у нее глаз всегда горел. Помните у Льюиса Кэрролла: «А жизнь – это серьезно? – Серьезно, но не очень!» Так вот, театр для меня – игра, кураж! Это серьезно, но не очень! И для меня странно, когда люди излишне серьезно относятся к театру. Хочу вспомнить еще режиссера Александра Невинского, который поставил у нас в театре несколько спектаклей. Сейчас у нас в репертуаре две его постановки – «Падшие ангелы» и «Другой человек». У Александра Невинского как раз тот самый мой любимый игровой театр! Это не бытовой театр, это всегда театр на котурнах. Если игру в его спектакле опустишь до бытового уровня, считай, что ты его загубил. Ты должен парить! Он умеет этого добиться от артистов, и это прекрасно! Ощущение потрясающее!
– Что для вас театр – здание с колоннами или без колонн, с большим или маленьким залом, дом? Или это люди? Или что-то другое?
– У меня есть четкое определение: театр – это люди и атмосфера. Это не семья и не дом, и не надо их смешивать. Иначе это будет мешать творческому процессу. Театр – это прежде всего творческая атмосфера, это люди-единомышленники. Есть множество примеров, когда у театра не было никакого пространства, а театр существовал, как у Фоменко, например. Сейчас у них огромный театр, но я по-прежнему прихожу туда и плачу, как раньше. Да и у нас так было и есть. Это наш случай.
Урок от Фурмана
– У вас в репертуарном перечне 15 ролей. Кого там только нет – от крестьянки до журналистки. Женщины разного характера, темперамента и возраста. Остаются ли тексты пьес в памяти? В какой степени на вас влияют образы, которые вы играете?
– Тексты, конечно, остаются. Как говорит наша Елена Юлиановна Бычкова, у нас у всех «зацитаченное» сознание, то есть у нас на всякий случай есть ответ-цитата, реплика из роли. А образы и в самом деле очень влияют, особенно во время репетиций. Когда я репетировала Настасью Филипповну, со мной дома было довольно сложно, и я просила близких потерпеть меня. Потому что все время идет работа над образом, нужно откуда-то достать это в себе, разбудить те чувства, что движут героиней.
– Какая роль вам особенно дорога?
– Мне безумна дорога роль Лауры в «Стеклянном зверинце». Это была очень трудная работа. Она мне никак не давалась. У режиссера Влада Фурмана на лице, помню, было написано отчаяние. Она, объясняет мне режиссер, не так ходит, не так говорит! Это была первая моя такая тяжелая работа над поиском образа. И до сих пор каждый раз для меня бесконечно важен этот поиск для новой героини. Мне просто необходимо найти речевую и психофизическую характеристику образа. И у меня все-таки тогда получилось! То был хороший урок.
«Хочу возвращаться в мой несуетный город»
— У вас на страничке во ВКонтакте написано, что ваш родной город Санкт-Петербург и Париж. Знаю, что вы учите французский язык. А какие отношения у вас с Петрозаводском?
– Я обожаю Санкт-Петербург и всегда туда рвусь. Обожаю Париж и не отказалась бы там пожить. Но знаете, все меняется. Раньше я думала, что большой город – это для меня. Теперь я уверена, что мне приятно, что я хочу после путешествия возвращаться в мой несуетный город. Петрозаводск – это память о моей семье, о моих близких. Это мои бабушка и дедушка, родители. Это мой дом.
P.S. – Какой фильм вы еще раз посмотрите на досуге, что будете читать, если у вас появится время?
Виктория Федорова непременно включит фильм «Когда деревья были большими…», возьмет в руки томик Иосифа Бродского или окунется в мир Чарльза Диккенса.
Фото из архива Виктории Федоровой