Для того чтобы совершить путешествие и узнать истории, нужно просто спуститься по чугунной лестнице в совсем крохотное подвальное помещение Национального музея Карелии. Постоянным его посетителям оно знакомо: здесь были выставлены предметы, найденные при реставрации первой очереди губернаторского дома. Они остались и в новой экспозиции. И все же это действительно новая экспозиция. Парадокс? Нисколько.
В Национальном музее представлены итоги нового проекта «Интерактивная история», который реализован Фондом развития творческих индустрий и культурного туризма при поддержке Программы приграничного сотрудничества «Карелия» в 2018 – 2020 годах. В проекте участвуют шесть музеев России и Финляндии, направлен он «на внедрение в деятельность музеев новых интерактивных форм знакомства посетителей с историческим наследием». Программа финансируется Европейским Союзом, Финляндией и Россией
Этот термин – «интерактивность» — стал в последние годы популярным: интерактивные формы работы внедряются сегодня буквально повсюду. И вот теперь они дошли до музеев. Я не специалист в музейном деле, поэтому не скажу, что именно таким должен быть музей в ХХI веке. Но новая экспозиция показывает, и убедительно, каким он может быть. Местом, где можно не только получать информацию, но и самому находить ее, совершать свои, пусть маленькие, но открытия. Ощутить, как уже знакомые, казалось бы, предметы, выставленные в витринах, вдруг начинают вступать с нами в диалог, правда, на своем языке, который приходится здесь же учиться понимать. И вот уже посещение музея побуждает нас самих заняться поиском хотя бы дополнительной информации.
Если утверждают, что сегодня в музеи люди приходят в первую очередь за впечатлениями, они получают их в гораздо большем объеме, чем раньше. Нам привычнее другая картина: группа посетителей, туристов следует по музейным залам за экскурсоводом, который добросовестно сообщает им требуемые от него по обязанности сведения, оформляя их в небольшую лекцию. И эту информацию посетители забывают, едва выйдя на крыльцо музея. Оказывается, изменить ситуацию можно, если не в корне, то значительно. И сделать это именно с помощью интерактивных форм работы.
Национальный музей в новой экспозиции раскрывает историю Круглой площади, а также старейшего, и до сих пор самого красивого каменного архитектурного ансамбля в Петрозаводске и Карелии, построенного два с половиной века назад одновременно с Александровским заводом.
Может быть, потому что она самая-самая, большинство петрозаводчан на вопрос туристов «Откуда пошел Петрозаводск?», не задумываясь отвечают: с площади Ленина, раньше называвшейся Круглой. Хотя историки и краеведы считают, что место, где начали возводить первые строения Петрозаводска (еще не города), находится ближе к Онежскому озеру. Лишь после строительства и пуска Александровского пушечного завода в 1777 году по указу Екатерины II Петрозаводская слобода получила статус города. Центром стала Круглая площадь.
Поэтому знакомство с новой экспозицией начинается с представления нового музейного объекта – большого подробного макета исторической площади, который дает представление, как она выглядела в период с 1775-го по 1785 год, сразу после ее постройки. Макет изготовлен в сотрудничестве с мастерской «Новый аспект» из Санкт-Петербурга. Знакомство с ним сопровождает музыкальная композиция петрозаводских музыкантов Александра Леонова и Ольги Гайдамак.
Макет дополняет еще одна диковинка: бинокуляр, установленный в эркере зала, откуда открывается отличный панорамный вид. Посмотрев через него на современную площадь Ленина, вы однако увидите… Круглую площадь, причем она предстает перед нами в разные эпохи. Вот такое путешествие во времени! Исторические панорамы и бинокуляр выполнены сотрудниками музея совместно с Даниилом и Матвеем Бакалиными.
Кстати, в экспозиции это не единственный предмет, который словно символизирует время. Это не только его символ — часы, но и оштукатуренные части каменной кладки, если не ошибаюсь, XVIII века, оставленные открытыми для нас. Смотрятся как законсервированный кусочек истории. Блестящая идея архитектора-реставратора Елены Ициксон.
А уже из верхнего зала, спускаясь по красивой чугунной лестнице, посетители начинают новое путешествие во времени: в эпоху Екатерины Великой, при которой Петрозаводск стал городом и столицей Олонецкого наместничества. Все ли знают, что дом на Круглой площади, да и сама площадь, сохранили нам Петрозаводск как губернский город, а потом и как столицу национальной республики? Ведь хотели сделать центром губернии соседнюю Вытегру. Помогло лишь то, что в Вытегре не оказалось такого же достойного здания для губернского начальства, как наш дом на Круглой площади. А то быть бы Петрозаводску уездным городком, и сомнительно, чтобы в таком статусе он вообще дожил до наших дней.
В этом зале история Круглой площади представлена с помощью предметов XVIII – XX веков из собрания музея, найденных строителями, сохраненных петрозаводскими реставраторами и музейными сотрудниками при реставрации здания и во время ремонтов. В современных стеклянных витринах, с хорошим обзором, представлены предметы, которые воспринимаются как серия коротких рассказов об исторических эпохах и событиях, известных политических деятелях и малоизвестных чиновниках, ученых и поэтах, архитекторах и инженерах, которые жили и работали в зданиях на площади. И даже о государях и великих князьях, которые гостили во время посещений Петрозаводска — здесь находились не только присутственные места, но также квартира губернатора.
Истории эти не только серьезные, но и настоящие исторические анекдоты. Понимаешь, что прошли столетия, а в привычках, увлечениях, характерах людей мало что меняется. Хотя, естественно, компьютеры заменили самодельные карты, игрой в которые в короткие часы отдыха — а может, и не только — любили побаловаться чиновники. Видно, зарплата у них была невелика, чтобы раскошелиться на покупные картишки, довольствовались самодельными. Во время игры можно было расслабиться и рюмкой вина! Одним словом, как всегда в истории: рядом великое и смешное, возвышенное и земное. Одним словом, жизнь.
Фото пресс-центра Национального музея РК и Валентины Чаженгиной