Отрезок нынешней улицы Андропова от проспекта Карла Маркса до улицы Свердлова до 1928 года именовался Палатским переулком. Он берет свое начало от каменного казенного корпуса со львами, как и весь центр Петрозаводска, и долгое время оставался деревянным. Одноэтажные и двухэтажные жилые дома, обшитые тесом или бревенчатые, – вот характерная застройка центра довоенного города. Только в 1930-х столица Карелии начала постепенно обзаводиться сооружениями, действительно соответствующими ее статусу. На проспекте Ленина появляются построенные из кирпича четырехэтажные дом специалистов и дом пограничников, здания педвуза (в 1940 году в нем разместится университет) и гостиницы «Северной».
На углу улиц Комсомольской (ныне Андропова) и Большой Подгорной (Свердлова) во второй половине 1930-х возводится жилой дом Совнаркома Карельской АССР. Выстроенный на перекрестке практически трех улиц, дом своим объемным решением полностью соответствует той градостроительной ситуации, в которой находится.
Ракурс восприятия с проспекта Карла Маркса, по направлению бывшего Палатского переулка, был учтен и обозначен повышением этажности здания, усложнением угловой части его объема с введением на пятом этаже полуциркульных оконных проемов. Отбивка первого этажа глубоким рустом, вертикальный ряд глубоких лоджий с балясинами ограждений, тяжелые балконы с такими же балясинами стали теми необходимыми деталями, которые сообщали всему объему этого дома легкость и пластичность.
Автор здания неизвестен, но судя по всему дом проектировался для конкретного места, довольно непростого по градостроительной ситуации. Здесь не был применен типовой проект.
Во время Великой Отечественной войны дом Совнаркома был полностью разрушен – уцелели только фундаменты и подвальный этаж. В 1946 году архитектурный совет Управления по делам архитектуры Карело-Финской ССР уже рассматривал проект его воссоздания. Авторами возрождения дома стали ленинградские архитекторы А. Нестеренко (1905 – 1972) и Л. Безверхний, построившие в послевоенном Петрозаводске несколько примечательных зданий.
Ленинградский институт проектирования и реконструкции городов, сокращенно ЛенГИПРОГОР, традиционно с 1930-х занимается разработкой генеральных планов Петрозаводска, а в 1930-х – 1940-х его специалисты проектировали еще и отдельные здания для нашего города. Не потому, что петрозаводские архитекторы не были достаточно квалифицированны, просто их было очень мало, особенно после войны, когда не все успели вернуться с фронта или из эвакуации, а нужда в зодчих возросла неимоверно. Штат архитекторов с высшим образованием по управлению архитектуры на 1 января 1946 года составлял всего 5 человек! Это были начальник Управления Дмитрий Масленников, главный архитектор Петрозаводска Борис Литинский, начальник Республиканской проектной конторы Константин Кувшинов, архитекторы Константин Гутин и Ростислав Корнев.
Сохранившиеся фундаменты рассматриваемого дома на углу Комсомольской – Большой Подгорной обусловили повторение его прежней объемно-планировочной композиции, тем не менее, кажется, здание много утратило в своем художественном образе. И в первую очередь отказом от повышения этажности в угловой части, что явилось серьезной градостроительной утратой. Именно своим пятиэтажным «донжоном» здание доминировало на перекрестке трех улиц до войны, служило местным акцентом.
Да и скупость архитектурного оформления здания стала упреком авторам при рассмотрении проекта. Минимализм в декоре был несвойствен архитектуре конца 1940-х несмотря на тяжелую экономическую ситуацию послевоенного времени. Для подтверждения этого можно обратиться к выстроенной в то же время заново гостинице «Северной», где буйство цвета и декоративной отделки стали буквально олицетворением всенародной победной радости.
Жилой дом был построен и признан образцовым по конкурсу 1949 года. Об этом свидетельствует доска на фасаде. Аналогичных досок в городе что-то не припоминается, может быть, и конкурсов таких больше не было? Образцовый дом получил пнрвую премию, по-видимому, исключительно за качество строительства, что, впрочем, уже само по себе немало.
Архитектурные достоинства, вернее, недостатки проекта сохранились и воплотились в жизнь. Они бросаются в глаза при сравнении двух фотографий одного и того же дома: довоенной и нынешней. Усугубила положение выполненная несколько лет назад не совсем корректная перекраска здания, когда-то красивого, «под гранит» с блестящей крошкой, серого цвета, в розовый цвет.
На фоне серой рустованной стены эффектно и даже элегантно выделялись немногочисленные архитектурные детали – наличники балконных дверей и оконных проемов первого этажа, кронштейны балконов, круглые медальоны. Белая профилированная полоса, отделяющая венчающий карниз здания от плоскости стены, была резка, контрастна и действительно венчала вместе с карнизом темно-серые стены, цвет которых не придавал постройке мрачности.
Думается, цвет зданий при возобновлении покраски необходимо все-таки сохранять первоначальным, выбранным в свое время авторами, потому что далеко не всякую архитектуру можно безболезненно перекрасить, скажем, с темного на светлый, не потеряв при этом в образных характеристиках.
В 1940-х – 1950-х многие здания в Петрозаводске принято было красить «под гранит», и это отвечало местному карельскому колориту, придавая сооружениям определенный, желаемый архитекторами характер. Безусловно, желтый и розовенький как абстрактные тона – «веселее», но не всегда уместны применительно к конкретной архитектуре. Например, очень странно выглядят перекрашенные в легкомысленные тона такие стильные неоренессансные здания, как почтамт на улице Дзержинского и здание МВД на проспекте Карла Маркса. Примеры можно множить. Но, может быть, следует постараться сохранить архитектурную историю Петрозаводска?
"Лицей" № 5 2009
Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже: