Школа и вуз

А еще Петрозаводск может гордиться…

 
{hsimage|Гимназистка начала XX века||||} Образованию  и здравоохранению Олонецкой губернии посвящена новая выставка в КГКМ
 
Много лет назад я писала о петрозаводчанке, возраст которой уже был далеко за 90 лет. Не помню ее фамилию, не нашла и в своих архивах материалы, но вот сама встреча запомнилась, точнее, врезалась в память.
 
Худенькая, уже бестелесная старушка увлеченно вспоминала о жизни в дореволюционном Петрозаводске, о годах учебы в гимназии.
 
Жила их семья тогда, по ее воспоминаниям, на перекрестке нынешних улиц Гоголя и, кажется, Антикайнена в собственном доме. Отец был учителем, а мать занималась детьми, семья была большая. Каким же было гимназическое образование, если по прошествии нескольких десятков лет она давала своим правнукам первые уроки французского языка!
 
«В нашем классе были девочки из разных семей, в том числе и из купцов,- с некоторым аристократическим пренебрежением вспоминала она. – Но мы с ними не дружили. У нас был свой кружок».
 
{hsimage|Карикатура на полицейского в школьной тетради||||} А еще она  любила Пушкина, с тех гимназических лет, и в 90 лет решила выступить в районной библиотеке (тогда она жила в семье дочери на Кукковке) с чтением стихов поэта, потому что все, что она слышала до тех пор, ей не нравилось. Пушкина, ее мнению, нужно читать не так. И с каким удовольствием и гордостью вспоминала, каким успехом пользовалась ее декламация у слушателей. В их семейном архиве сохранились несколько старых фотографий, на одной из которых темноволосая тогда еще довольно крепко сбитая девушка с косой и белом гимназическом фартуке.
Ту свою встречу я вспомнила не случайно, к воспоминаниям вернула выставка «На благо народа», развернутая в залах новой экспозиции, который отрылась на минувшей неделе в Карельском государственном краеведческом музее и посвящена образованию и здравоохранению в Олонецкой губернии в конце XIX – начале ХХ века.  
{hsimage|Набор хирургических инструментов ||||} «Именно в этот период большие изменения в сфере образования и здравоохранения произошли благодаря земским реформам. Кроме приходских и министерских, повсюду организовывались земские школы, открывались училища и гимназии для девочек, — пишут на сайте музея. —  В 1895 году Олонецкое губернское земство одно из первых в России предложила план введения всеобщего начального обучения. Этот план, а также новые правила о церковно-приходской школе вызвали увеличение количества начальных учебных заведений в губернии в 3 — 4 раза. Для срочной подготовки учителей при училищах и гимназиях пришлось открывать педагогические классы и курсы, в крае работали учительские семинарии».
 
Видимо, оптимизация образования в те годы была не актуальна. А школяры всегда были школярами, и на уроках не всегда слушали наставников: вряд ли дома в школьной тетради — скорее на занятиях — ее хозяин нарисовал карикатуру на полицейского (весьма талантливо, между прочим! Кем он стал, итересно?).
Выставочный зал как бы разделен на две равноценные части, вторая посвящена здравоохранению.
{hsimage|Экспонат новой экспозиции ||||}«Во второй половине XIX века по обеспечению больничной помощью Олонецкая губерния занимала одно из последних мест в России, — сообщается на сайте музея. — Однако, в начале ХХ века в губернии была создана сеть медицинских учреждений с постоянно развивающейся материальной базой. Число врачей в этот период увеличилось в четыре раза, повсеместно открывались фельдшерско-акушерские пункты. Передовым медицинским учреждением в крае стала губернская земская больница. В деле повышения квалификации медицинских работников немалую роль сыграли Общество врачей Олонецкой губернии и фельдшерско-акушерская школа, также созданные при помощи земства».
В зале представлены документы, рассказывающие о работе лучших учебных и медицинских учреждений губернии: Олонецкой мужской и Мариинской женской гимназиях, Петрозаводской учительской семинарии, губернской земской больницы, фельдшерско-акушерской школы. Представлены также материалы о начальных училищах Карелии и коллекции известных врачей М.Д. Иссерсона, И.А. Шехмана, И.А. Шифа», о которых петрозаводчане и сегодня вспоминают с благодарностью и уважением.
Кстати, земство, которое так часто упоминается в пресс-релизе КГКМ и которое сыграло такую важную роль в становлении образования и здравоохранения, это, как пишут словари, «в дореволюционной России система местного всесословного самоуправления, введенная в ходе Земской реформы 1864 года по "Положению о губернских и уездных земских учреждениях".
Еще один штрих. О чем может рассказать статистика  обучающихся и окончивших петрозаводские гимназии? Оказывается, о многом, как рассказал в ходе экскурсии для участников возродившихся «лицейских" четвергов, теперь, правда, не газеты, а интернет-журнала, директор краеведческого музея Михаил Гольденберг. Когда научные сотрудники музея стали сопоставлять число обучающихся в гимназиях и окончивших их, выяснилось, что последние составляют чуть более трети от первых. И совсем не потому, что гимназисты в то время были  нерадивыми. Дело в другом: среди гимназистов и гимназисток было немало тех, чьи отцы служили губернскими чиновниками, которые долго на одном месте службы не задерживались. Они не владели и недвижимостью в Петрозаводске. Так сказать, своеобразная профилактика коррупции среди чиновников?
 
 
…Что же касается моей героини, с которой я начала свой рассказ о музее, то очень хорошо я запомнила из нашей встречи еще один момент: гордость, с которой моя собеседница говорила: «Мой отец был учителем». Видимо, в дореволюционном Петрозаводске он, учитель, действительно была значимой и уважаемой фигурой.