Работа эта давно потеряла налет сенсационности. Исчезла эйфория, сказал, выступая на пленарном заседании научно-практической конференции АДИТ «Культурное пространство и информационные технологии», которая проходит в эти дни в Петрозаводске, В. Определёнов, заместитель генерального директора по развитию ЗАО «Группа ЭПОС» (Москва). Но наступил новый этап: осмысление выполненной уже работы и того места, которое занимают и еще займут информационные технологии в деятельности учреждений культуры.
В принципе, этой теме в той или иной мере и были посвящены выступления участников конференции, а они приехали в Петрозаводск со всех концов России, представляя государственные музеи, библиотеки, архивы, в том числе и крупнейшие, такие как Эрмитаж, Государственный Русский музей, Третьяковская галерея, музеи Московского Кремля, учреждения культуры ближнего и дальнего зарубежья.
Нынешняя конференция шестнадцатая по счету, их проводит ежегодно, начиная с 1996 года, причем каждый раз в новом городе, некоммерческое партнерство «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (АДИТ), которое собирает профессиональное сообщество, своих друзей и партнеров.
НП «АДИТ» объединяет профессионалов в области информационных технологий в музеях, библиотеках и архивах, а также поставщиков решений в области музейных мультимедиа, компьютерного и специального оборудования и программного обеспечения. В формате некоммерческого партнерства АДИТ существует с 2000 года. Президент АДИТ — ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи Наталия Толстая.
Разговор и на пленарном заседании, и тем более на секциях, идет сугубо профессиональный, хотя в конференции принимают участие не только специалисты по информационным технологиям. Думается, что Карелия и музей-заповедник «Кижи» не случайно выбраны место проведения форума в этом году. Это подтверждает и тот факт, что после официальных приветствий и поздравлений пленарное заседание началось с выступления директора регионального центра новых информационных технологий ПетрГУ Н. Рузановой.
Наталья Сократовна напомнила, что создание информационных ресурсов в сфере культуры республики началось еще в 90-е годы прошлого века. В 1999 был открыт первый в России региональный корпоративный сайт «Музеи Карелии», а позже «Библиотеки Карелии». В 2000 году был создан популярный сейчас сайт «КомАрт — культурные маршруты Карелии».
Выступление же начальника отдела музея-заповедника «Кижи» В. Боденова было посвящено эффективности использования информационных технологий в музее.
Правда, несмотря на то, что учреждения культуры активно осваивают WEB-пространство, интерес к культуре пока мизерный — всего один процент российских пользователей обращаются к сайтам музеев, библиотек и архивов. И один из главных вопросов, не бесспорных, — популяризация культурного и исторического наследия России через Интернет. Сейчас идет работа над созданием государственного каталога Музейного фонда РФ, важность которую трудно переоценить. Проводится оцифровка тысяч экспонатов, причем, с созданием изображения очень высокого качества. Идет речь о создании единого информационного культурного пространства РФ.
Сегодня практически все музеи России имеют свои сайты, которые являются не только источниками информации о фондах, авторах художественных произведений, но и позволяют совершить экскурсии по музейным залам, познакомиться с научными публикациями, принять участие в интерактивных программах. Русский музей, например, создал свои виртуальные филиалы, завоевавшие популярность. Вероятно, многие петрозаводчане и жители республики уже побывали на виртуальной экскурсии «Путешествие в Старый город», которую разработал музей-заповедник «Кижи» (проект грантовый). Активно осваивают WEB-пространство Музей изобразительных искусств РК и Национальный музей РК, также не раз выигрывавшие гранты.
Участники конференции обсуждали, как используются информационные системы в учете и контроле за фондами, в рекламном и маркетинговой деятельности. На конференции прозвучали десятки докладов.
Но позволю заметить: как бы ни были интересно и профессионально сделаны сайты, они только источник информации, инструменты в ее получении. Ничто не заменит непосредственного общения человека с памятниками истории, произведениями искусства. Ни сейчас, ни в будущем. Это вечно.