Школа и вуз

С поля крестьянского на поле сражений

Предметы солдатского быта

«Солдатушки, бравы ребятушки» – строка из этой популярной русской народной песни стала названием выставки в музее-заповеднике «Кижи».

Выставка (пл. Кирова, 10) посвящена 200-летию окончания войны с Наполеоном 1812 года, Однако практическое отсутствие в фондах музея предметов того времени заставило авторов экспозиции выйти за временные рамки и попытаться рассказать о безымянном защитнике Отечества, на плечи которого и ложилось бремя войн и военных тягот. Не случайно название выставки имеет вторую часть – «Крестьянин-рекрут».

Авторы выставки Светлана Воробьева (слева) и Надежда Ригоева

Рекрутская повинность как способ комплектования вооруженных сил России (Русской Императорской армии и флота) просуществовала до 1874 года. А введена она была еще Петром  I в 1699 году, когда перед войной со шведами повелено было произвести первый набор 32 тысяч солдат на новых началах.

Узаконен термин «рекрут» в 1705 году. Поначалу крестьян, а именно они составляли большую часть рекрутов, забирали на бессрочную службу, потом ее сократили до 25 лет, до 15-ти… И все таки из всех крестьянских повинностей  рекрутская была самая тяжелая. Редко когда крестьянские дети, забритые в рекруты, возвращались домой, если только искалеченные или в старости. Они навсегда выпадали из жизни семьи, из крестьянского сословия. Сотни произведений русской литературы посвящены судьбе солдат-рекрутов. Достаточно вспомнить знаменитый рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала», когда солдата за побег прогоняют сквозь строй.

Дизайнер выставки Ирина Панкова предложила по периметру выставочного зала разместить сцены батальных сражений

Авторы выставки – начальник отдела истории и этнографии Светлана Воробьева и специалист по фольклору Надежда Ригоева – предложили свое видение этой темы: они подготовили экспозицию, рассказывающую о процессе перехода крестьянина в новое сословие – солдатское. В культуре русской деревни родился своеобразный обряд проводов сыновей в рекруты, соединивший в себе, казалось бы, элементы несовместимых событий – свадьбы и похорон. На проводах в армию родители устраивали будущему солдату по традиции застолье, чтобы помнил он светлый образ дома, но пир этот был печальный, ибо родные знали –  никогда они уже не увидят сына, брата, мужа.

Напоминание о родном доме

Предметы, сопровождавшие процесс проводов рекрутов, их военную службу, и представлены в экспозиции. Ее эмоциональным символом стало полотенце, по краям которого знаменитая заонежская вышивка, а на самом видном месте армейский штамп о принадлежности хозяина этой вещи к такому-то полку, роте…

И еще: на выставке можно познакомиться с ауди- и видеоматериалами – причитаниями, частушками, рекрутскими песнями, отдельными сценами реконструкции проводов солдат в армию. На вернисаже все это можно было услышать вживую – в великолепном исполнении сотрудников музея – участников фольклорно-этнографического театра.

Участники фольклорно-этнографического театра музея

Выставка необычна для в первую очередь архитектурного музея-заповедника, но его богатейшие фонды предметов народной культуры Заонежья позволили решить и эту тему.

 

Фото автора

  • Людмила Подольская

    Неожиданная идея, что-то не припомню выставки на такую тему. Надо посмотреть