дополнительное образование, образовательная среда, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Эко-шаги, или Как отметить День без бумаги

Экобумагораспределители«Научимся использовать бумагу рационально» – под таким лозунгом каждый четвертый четверг октября по всему миру проходит Международный день без бумаги. О том, как отметить этот день в школе, рассказывает педагог из Тольятти Вера Галкина.

 

Обратить внимание детей на рациональное использование бумаги можно с помощью эко-урока. Эта  простая и эффективная форма работы позволяет привлечь школьников к решению экологических проблем.

Эко-шаги на доске
Эко-шаги на доске

1.  Дети  методом мозгового штурма придумывают название для будущих эко-композиций. У моих четвероклассников получились такие названия: «Экобумагоупаковка», «Экораспределители», «Экобумагобум», «Экособиратели»

2. Предлагаю учащимся разбиться на группы по 6-7 человек и  изобразить конкретные «эко-шаги» (композиции-«скульптуры»), которые они готовы делать каждый день дома и в школе, чтобы помочь природе.

Задания такого типа мы  выполняли и раньше, когда нужно было что-либо придумать и создать в группах, применив находчивость и творчество, и затем продемонстрировать результат. Напоминаю учащимся последовательность действий:

Экобумагособиратели
Экобумагособиратели

Дети в группах выбирают капитанов. Капитаны получают записки с названиями команд.

На первый этап –  подготовку композиций – дается 15 минут. За это время нужно придумать сюжет композиции к названию команды,  распределить роли, изготовить декорации, используя любой подручный материал.

На втором этапе – демонстрация групповых композиций. Команды выходят по очереди, формируют композицию, «замирают», в это время один из учеников фотографирует «скульптуру», другие команды должны угадать название композиции.

На третьем этапе – выставка фотокомпозиций на интерактивной доске, сопровождаемая комментариями. Игра «Пять вопросов»: именно столько вопросов можно задать каждой команде.

Вот что предложили команды.

«Экобумагособиратели» призвали собирать весь мусор, очищая территорию и улучшая экологическую обстановку.

Экобумагораспределители
Экобумагораспределители

«Экобумагораспределители» предложили распределять мусор, сортировать для дальнейшей переработки и утилизации.  Ответили на вопрос о том, какой наиболее опасный мусор нужно сортировать отдельно от бытового (целлофановые пакеты, использованные батарейки – содержат ртуть, свинец, кадмий, никель, цинк, олово, магний, а также медицинские отходы).

Ребята из команды «Экобумагоупаковка» озаботились проблемой изготовления экологически безопасных разнообразных бумажных пакетов, вместо опасных.

Экобумагобум
Экобумагобум

А члены группы «Экобумагобум» рассказали о  переработке ненужных бумажных изделий и изготовлении поделок, украшений, игрушек…

Дети продолжают работу дома, приносят в класс свои изобретения на эту тему, придумывают новые приспособления и выпустить памятки по их использованию. Например, двое ребят нарисовали свои «изобретения» для сбора мусора: экоробот и экопылесос.

Экобумагоупаковка
Экобумагоупаковка

В результате такой работы у детей появляется желание решать экологические проблемы, меняется экологическое поведение.

Методическую поддержку для организации занятий по экологическому воспитанию учитель может найти на сайте зеленого движения России «Эка».

 

 

 

 

 

 

Вера Галкина
Вера Галкина

Об авторе: Галкина Вера Михайловна, учитель начальных классов МБУ гимназии №77 г.о. Тольятти