Хроника

Три концерта белых ночей

Первая неделя фестиваля «Белые ночи Карелии» ошеломила. Каждый концерт стал событием — благодаря уровню мастерства музыкантов, интересной и неожиданной программе.
mihailov.jpgОткрывала фестиваль 12 мая Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга с программой русской духовной музыки и русских народных песен. Увы, заболел и не смог приехать художественный руководитель и главный дирижер прославленного коллектива Владислав Чернушенко. Однако его ученик, молодой дирижер Илья Дербилов богатырской стати смог если и не заменить, то без сомнения  достойно проявить себя в форс-мажорных обстоятельствах.

В капелле довольно много молодых хористов, имеющих уже и звания, и победы в международных конкурсах. Они еще смущаются, когда их вызывают, но как же они поют!  Душа воспаряется в небеса и не хочет опускаться на грешную землю.

Однако ее, душу, в начале концерта настойчиво туда опускали – оператор ТВ и его ассистент, которые вели себя без зазрения совести: шумно поднимались на сцену и раскладывали камеру, потом столь же шумно ее складывали… Когда телевизионщики покинули нас, наверное, не только я поняла, что такое счастье. Никто больше не отвлекал, можно было внимать словам и божественной музыке. На «бис» капелла блистательно исполнила «На горушке, на горе».

dora.jpgНадо было видеть, в каком восхищении расходилась публика, в основном в тот вечер собралась молодежь, с концерта 14 мая «Мир ударных инструментов»! А ведь звезда и этого концерта – Марк Пекарский – приехать к нам не смог по болезни. Однако петрозаводские музыканты своими силами  смогли устроить настоящий праздник. Автор идеи этого концерта, представившего возможности ударных инструментов, – Валерий Бобков, солист симфонического оркестра Карельской филармонии.

В первом отделении прозвучали произведения современных композиторов для ударных – «Церемониал» Пола Крестона, «Токката» Андерса Коппела, которую посвятили памяти Вадима Соколова, и Концерт для литавр Джона Бека. Особенно впечатлила музыка последнего, напоминавшая местами древние африканские ритмы, шаманские священнодействия.

Второе отделение было отдано «Кармен-сюите» Бизе-Щедрина. Классической шлягер с настроением сыграли струнная группа и ансамбль ударных инструментов симфонического оркестра филармонии под управлением Мариуса Стравинского. Очень хорошо звучали струнники, это отметили многие. Видимо, сказывается скрипичное прошлое молодого дирижера.

mir_udarnih_instrumentov.jpgВ концерте18 мая  – на сей раз, к счастью, прибыли все объявленные звезды –  в первом отделении прозвучала Симфония Хорхе Боссо для скрипки, виолончели и струнных, написанная специально для нашего фестиваля. Исполнили его сам маэстро, прославленная скрипачка, так любимая у нас Дора Шварцберг и струнная группа симфонического оркестра под управлением Мариуса Стравинского. Непонятная вначале,  музыка аргентинца постепенно захватывает – своим накалом, болью. Ее тяжело слушать, кажется, будто автор хочет поведать миру, что выхода нет. А когда  кажется, что свет в конце тоннеля уже забрезжил, музыка заканчивается…

Как всегда, захватил зал пианист Евгений Михайлов, исполнивший с оркестром Концерт № 3 Б. Бартока. Вдумчивый виртуоз, да простят меня профессионалы за такое дилетантское определение, уже не первый раз за последние два года выступает в Петрозаводске и полюбился нашей взыскательной публике

Отдельный разговор о Доре Щварцберг. Во втором отделении она играла Концерт № 1 Дмитрия Шостаковича. Первый скрипичный концерт, как известно, написан в 1948 году в разгар борьбы с формализмом, который композитор называл «гнусным» и «позорным» явлением.Сочинение посвящено Давиду Ойстраху.

Каждое выступление Доры (это не фамильярность, она позволяет себя так называть)  становится событием. Обо всем забываешь, когда великая скрипачка еще только выходит на сцену. А стоит ее смычку коснуться струн…  Она из тех в общем-то немногих исполнителей, которые любят музыку в себе, а не себя в музыке.

Не дыша слушал зал соло Доры в каденции. Шостакович в ее исполнении потрясает, ты открываешь для себя эту гениальную музыку. И это относится не только к немузыкантам. Студентка консерватории, покидая в этот вечер филармонию, растерянно признавалась, что и не подозревала, сколько трагизма заключено в Бурлеске, финальной части концерта.

…Отзвучала последняя нота, публика неистово аплодировала, все встали. Дора, словно  перенося благодарность с себя на Шостаковича, молча показала публике ноты – как знак благодарности композитору.

Ночью после концерта мне позвонила слушательница этого концерта. Ей было не до сна, ее переполняли эмоции от игры Доры Шварцберг, хотелось поделиться ими с тем, кто тоже был там. Сколько было в ту ночь таких звонков?..

Фестиваль продолжается. 23 мая мы услышим «Реквием» Моцарта в исполнении Симфонического оркестра КГФ – дирижер Саулюс Сондецкис, Академического хора Петрозаводской консерватории, художественный руководитель Евгений Гурьев. Солисты – Наталья Миронова (сопрано), Наталья Кочубей (меццо-сопрано), Дмитрий Карпов (тенор) и Алексей Чувашов (бас).  При исполнении других произведений Моцарта солируют Наталья Белоколенко (флейта), Гульнара Гаибова (арфа). Наша землячка, лауреат международных конкурсов сопрано Юлия Замятина приедет из Москвы специально для исполнения арии «Laudate Dominum».

27 мая впервые в Карелии выступит камерный оркестр «Солисты Москвы» Юрия Башмета.

Спонсор фестиваля – Компьютер-центр «КЕЙ». Существенный вклад в его проведение внесли Банк Москвы и давний партнер филармонии — издательство и типография «Скандинавия».

 
На снимках (сверху вниз):
 
Евгений Михайлов и симфонический оркестр КГФ, дирижер Мариус Стравинский
 
Дора Шварцберг и симфонический оркестр КГФ, дирижер Мариус Стравинский
 
На концерте "Мир ударных инструментов" Ольга Косырева и Валерий Бобков
 
Фото Анны Орловой