Общество

Даёшь композиторов – хороших и разных!

 
{hsimage|Слева направо: А. Иванов, Г. Гуль, А. Сало, П. Крышень, А. Афанасьева и Т. Кончакова||||} С большим успехом в Малом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова прошел концерт композиторского отделения.
 
Выступили студенты, аспиранты, выпускники класса композиции профессора,  лауреата премии Д.Д, Шостаковича Александра  Белобородова, студенты других специальностей.
 
{hsimage|Евгения Банникова, ведущая концерта |right||||} К этому концерту, который состоялся 23 апреля, долго готовились, много репетировали, составляли интересные комментарии к каждому сочинению. Студентка первого курса теоретического отделения Евгения Банникова подошла к роли конферансье серьезно и основательно. И в итоге концерт прошёл «на ура!». Зал был переполнен,  пришли не только студенты и преподаватели нашего вуза, но и друзья, знакомые молодых композиторов, которые приглашали на концерт знакомых, пусть и далеких от современной академической музыки.
Концерт состоял из двух отделений. Каждый имел свою изюминку. В первом отделении это, несомненно, произведение «Хорошо думается в сауне» Анастасии Сало, члена союзов композиторов России и Финляндии, лауреата конкурса им. Гаврилина. В первую очередь зрители были впечатлены весьма характерными для этого сочинения нарядами исполнителей: банные полотенца, шапочки для сауны… Во время исполнения каждый слушатель мог окунуться в этот особый мир саун – так хорошо смогла передать его композитор.
{hsimage|Андрей Иванов ||||} А в конце второго отделения Андрей Иванов, студент II курса, преподнёс сюрприз – «Стенограмма или Сцена в ресторане» на стихи Р. Рождественского. На сцене были разыграны три ситуации. За первым столиком сидит герой, который пришел в ресторан, куда частенько заходит, подпил  и поет про жизнь, про друга, который сделал тату на локте. За вторым столиком – пара: лирический тенор, влюбленный в свою подругу, которая хочет уйти от своего мужа к нему. За третьим столиком девушка, может быть, деревенского типа (ремарка композитора), которая воспевает своего Петеньку (мужа или любимого мужчину). Она бросается непонятными для нее словами и выражениями «диссертация», «академик», «становится жизнь круглее вестимо». Все они выпивают лишнего, начинают требовать официанта (одни  хотят получить счет, вторая дамочка желает пирожного, третий требует выпивки). Напряжение нарастает, и вся сцена заканчивается выкриком последнего: «Всем водки!». По-моему, великолепное завершение концерта,  если не считать, что на следующий день всех ожидал светлый праздник Пасхи.
В первом отделении восхитил Концерт для саксофона с оркестром Галины Гуль, студентки IV курса. Произведение очень интересное по своему музыкальному содержанию: в плане построения мелодических линий солирующего инструмента, соотношения солиста и оркестра, гармонической насыщенности музыкальной ткани.
{hsimage|Мария Хомиченко(ксилофон) и Контантин Свинцов (фортепиано) ||||} Вниманию публики были представлены произведения аспирантов и выпускников по специальности «Композиция» Николая Котова, лауреата премии Д.Д. Шостаковича, и Полины Крышень.  В их сочинениях уже чувствуются особенная серьёзность, внимание и проработка мельчайших деталей. В концерте прозвучало два произведения Полины  – Сюита для ксилофона и фортепиано, Метаморфозы для фортепиано, и одно сочинение Николая  – Прелюдия и поэма для скрипки и фортепиано.
В концерте принимала участие Татьяна Кончакова, вдова известного карельского композитора Валентина Кончакова, преподаватель теоретических дисциплин в Петрозаводском музыкальном колледже им. К.Э.Раутио, которая факультативно обучается мастерству композиции. Несколько лет назад Т.А. Кончакова показывала мне свои сочинения. Это были произведения для голоса и фортепиано. Я была покорена особой мелодикой, гармонией, которая для меня, студентки, почти не знакомой с новейшей музыкой, в тот момент была открытием, но эта новизна не испугала. В концерте прозвучало  сочинение Татьяны Кончаковой «В сельской тиши – вечер, белая ночь и утро», которое было принято публикой очень тепло.
{hsimage|Александр Белобородов и Мария Босарева |right|||} Также скажу о самом молодом композиторе Марии Босаревой (студент I курса, лауреат конкурса «Калевала»). Вниманию зрителей были  представлены Четыре багатели для квартета деревянных духовых и фортепиано (партию фортепиано исполняла сама автор). Мне всегда трудно представить работу композитора, который сочиняет произведение для более чем трех инструментов. Ведь необходимо учитывать тембровые, динамические, тесситурные особенности и возможности каждого! В своём сочинении Мария для своего возраста  профессионально подошла к этим требованиям. В итоге произведение получилось яркое, слаженное, гармонически и мелодически хорошо продуманное. Я тихо воскликнула «Браво!».
{hsimage|Ольга Мурысина (скрипка) ||||} Но мне хотелось бы рассказать об одной личности, которая удивила своей стойкостью и твёрдостью в принятии решений. Речь идет об Анне Афанасьевой. Она   студентка II курса класса «Композиции» («скитавшись» до этого по другим специальностям). Её музыка открывала концерт. Мы услышали Три пьесы для кларнета и фортепиано. Для себя я подметила следующее: в этих пьесах проявляется индивидуальный стиль композитора, пусть еще не полностью заявивший о себе, но Анна уверенно идёт к достижению своей цели. Её музыка в сравнении с другими отличается большей приверженностью к  постромантическому стилю, меньшей экспериментальностью  в области гармонии.
Анна заинтересовала меня как личность, и я задала ей несколько вопросов.
 
— Возникает резонный вопрос: почему после двух лет скитания по разным специальностям, вы решились на серьёзный шаг, выбрав факультет «Композиции»?
— Этот вопрос самый тяжелый для меня, потому что потянет рефлексию тома на три. Но буду краткой – это осознанный и выстраданный выбор.

— Обучаться в классе композиции интересное занятие. Как проходит ваше обучение? Как вам даётся обучение – легко, или это прохождение через огонь, воду и медные трубы?

 
— В  первом полугодии было очень тяжело, сейчас легче. Музыка должна вызревать, а не к  занятиям по специальности сочиняться. А на вызревание времени нет: два занятия специальностью в неделю. Я пишу не то, что хочу и слышу внутри, а то, что сказано, так как есть определённые проблемы, которые я должна отработать. Александру Сергеевичу в этом плане я полностью доверяю. Он сказал мне как-то всерьёз или в шутку: «Ты как кошка, которая гуляет сама по себе».

— В каком возрасте вы написали своё первое сочинение?

— Самый лёгкий вопрос. Первое произведение я написала, когда мне было лет 7-8, то есть как только освоила появившийся в доме "пианин" (авторское слово. – Т.П.). Не помню ни названия, ни истории сочинения. Помню только то, что посвящено оно было Маме.

— Вы, вероятно, волнуетесь – как воспримет публика вашу музыку. Каждому композитору хочется  получить признание, не так ли?

— Этот вопрос самый интересный для меня. Представьте, Таня, что я  Пол Маккартни, глаза мне слепит яркий луч прожектора, а ехидный журналист с миииииилой улыбкой задаёт мне вопрос: «Ну и как, Пол, вам легко работается с таким гением как Джон?» (это мой вольный пересказ из книжки «Рок-музыка для чайников», кажется). Я собирала информацию об исполнителях и вместе с шефом расставляла порядок исполнителей, то есть я заранее знала, ЧТО будет. Я заранее знала, что мои три пьесы для кларнета и фортепиано  скромные по сравнению со всем остальным и скорее всего не вызовут бурной реакции у публики. Неужели вы думаете, что я ждала криков «браво»? А что, разве в истории музыки были примеры, когда никому не известный композитор, с камерными миниатюрами выступал первым номером и «неразогретая» публика кричала ему «браво»? Вы же музыковед и должны представлять себе психологию слушателя: в начале разогрев, хедлайнеры в конце. Коле Котову «браво» не кричали после исполнения его Симфонии (а она хороша, надо сказать), на мой взгляд, только потому, что он был первым (на концерте в сентябре. — Т.П.). Я пришла на концерт, уже заранее зная кому будут кричать «браво». Как вы думаете, мне нужно было иметь для этого мужество? Часть друзей хотела уходить после первого отделения: пара человек ушла, остальных я уговорила остаться послушать Машу и Андрея.

— Кроме занятий композицией, есть вас еще какие-нибудь пристрастия? Быть может, вы пишете стихи, или увлекаетесь вышивкой?

— Когда-то давно писала стихи, но стихи – это поток, музыка – тоже поток, а я не могу находиться в двух потоках одновременно. Может когда-нибудь и возникнет желание, что-нибудь напишу. Сейчас у меня одна цель, и все остальное на далёком плане. Из пристрастий осталась только кошка, которую я дрессирую: она знает две команды: умеет стоять и лежать.
 
— На данный момент в классе А.С. Белобородова обучаются семь студентов. Ощущаете ли вы конкуренцию, или каждый из вас чувствует себя членом маленькой семьи композиторов?
 
— Преинтереснейший вопрос! Неужели я, студентка второго курса, проучившаяся восемь месяцев на композиторском, должна сравнивать себя с аспирантами? Ощущаю ли я конкуренцию? Да дураком надо быть, чтоб её не ощущать. Но вместе с тем мы хорошо общаемся с Галей, но она уже на четвертом курсе, поэтому видимся нечасто. Общаемся с Андреем, рада его успеху на концерте. Великолепная сценическая вещь и прекрасно сыгранная к тому же. Молодцы наши вокалисты! Маша талантлива, она пишет как взрослый, серьёзный глубокий человек.

— Что бы вы хотели пожелать тем, кто чувствует потребность в сочинении музыки, но почему-то сдерживает свои порывы?

— Этот вопрос самый простой. Да мало кто сейчас сдерживает свои порывы – сочиняют все. Интернет пестрит объявлениями «композиторша-симфоничка выкладывает свои треки» или «я из провинции – готов работать бесплатно! Хочу сочинить музыку к компьютерной игре». Сдерживают себя в основном академисты, потому что больше ответственности. Но надо верить в себя и всегда давать себе шанс!