Семья и дети

Учусь быть мамой. Вместе смотрим кино

{hsimage|maaam.ru |right|||} У нас дома телевизор почти всегда выключен, но спрятаться от его воздействия нелегко. ТВ есть во всех модных кафе, даже в маршрутках теперь крутят рекламу по телемонитору. 
 
Если уж и смотреть ТВ, то не рекламу, не новости и примитивные сериалы, а хорошее кино.
 
Некоторые специалисты говорят, что дошкольникам смотреть телевизор можно минут 20 в день, для младших школьников норматив повышается до часа. Существует и более радикальный подход: лет до десяти обходиться без экрана, телевизионного и компьютерного. С учетом современных реалий и школы представить такое невозможно.
Есть дети, которые в свои шесть-семь лет говорят только о мультиках, в руках у них наушники с плеером или мобильный телефон. В такие моменты мне хочется вспомнить свое босоногое детство без засилья электроники и сумасшедшего потока информации.
Эта публикация обращена к родителям старших дошкольников и младших школьников, но малышей двух-трех и даже пяти лет. Считаю, дети лет до семи должны проводить у голубого экрана как можно меньше времени. В идеале вообще не вспоминать о нем. Если событий в детской жизни достаточно, то на просмотр телевизора времени не остается.
Совет только один: если уж и смотреть, то не рекламу, не новости и не бросовые сериалы, которых так  много в сетке вещания любого канала.

Варианты есть!

Добрые, милые,трогательные…  советские фильмы. Нет, не про светлое будущее и скорый коммунизм, а про Дениску Короблева, Мэри Поппинс, Машу и Витю. В общем, вспомните свое детство.

Например, есть чудесный фильм про Чука и Гека 1953 года. Черно-белый,  с забавными героями-братишками, искрящимся снегом, птичками на ветках, белочкой, зайчишкой.
Такое кино интересно смотреть вместе с ребятами, поясняя детали, рассказывая про то время. Например, про телеграмму, которую приносит почтальон, про жизнь в тайге. Про то, что когда-то не было телевизора и интернета, а были обычные письма, написанные от руки чернилами.

Про мультики

О них больше всего спорят взрослые. Мультиков много и разных. Перед тем как включить новый мультик, хорошо бы родителям познакомиться с его содержанием. Стоит обратить внимание на новых героев, чтобы понять, не пожалеете ли вы о своем выборе.

Важно, чтобы разговоры  ребят-зверят-цветочков  принципиально не расходилось с картиной мира ребенка. Например, дома не принято мусорить. А если  мультяшный герой раскидывает все подряд: дома — вещи, на улице — обертки от конфет, в гостях — салфетки, а в мультике это  преподносится как совершенно нормальное явление?
Другое дело, если грязнуля, задавака или жадина исправляется. Согласна, ситуация  упрощена. Но речь идет не об отсутствии внутреннего конфликта или отрицательного героя. Вовсе нет! Важно, чтобы плохие качества или сложные ситуации преодолевались. Подобные темы  хорошо представлены в советских мультиках и в произведениях Чуковского и Маршака.
… Однажды мы пришли в гости. Приятелю моих детей позволялось включать телевизор. Мальчик  выбрал диск и пообещал, что будет интересно. Минут через десять мои дети играли, а он так и просидел у экрана. Когда поинтересовалась, почему ребята не смотрят мультик, они ответили, что там  всё непонятно. Я прислушалась. Все герои разговаривали  одинаково гнусавым мужским голосом, даже Белоснежка. Больше я ни о чем не спрашивала.
О привлекательности отрицательных героев уже упоминалось в этой рубрике. На тот момент мои старшие дети из "Лунтика" взяли себе в пример двух гусениц. С тех самых пор я очень внимательна в выборе мультиков.

Про фильмы

Сама я в детстве больше читала и гуляла, поэтому в моей памяти не так уж много детских фильмов. Сейчас активно интересуюсь фильмами для детей. Мой список пополняется не очень быстро. Но кое-чем я уже могу поделиться.

Фильм "Поллианна". О нем можно прочитать здесь.

"Хейди", 1993, США, режиссер Майкл Рэй Родс. Длинный и очень добрый фильм  о девочке, которая потеряла родителей. Она сумела подружиться со своим суровым дедушкой. Потом не по своей воле Хейди оказывается в богатом доме в качестве компаньонки Клары, тяжелобольной девочки. Фильм длится три часа. Смотреть его с детьми придется несколько вечеров. Но кино  настолько трогательное и доброе, что оно того стоит.

"Следы на снегу"
, 1983, Великобритания,  режиссер  Майкл Притчард. История отношений обычных людей. Высоко в Швейцарских Альпах маленький мальчик Денни сорвался со скалы. Люсьен, 13-летний парнишка, страдает от чувства вины: он напугал Денни и тот упал, повредил ногу. Люсьен решает не показываться на глаза ни семье, ни школьным друзьям и особенно Анетте, сестре упавшего мальчика. Фильм длится без малого два часа. Во многих поисковиках фильм назван христианским: в нем есть молитва мальчика и идея Божьего промысла. Но в этой ленте, жанр которой определен как драма, много радости и подлинно человеческих отношений. Он подходит для семейного просмотра.

Про сериалы

В детстве мне  часто читали "Эмиля из Леннеберги". Наверное,  поэтому и наши дети с самого раннего возраста знают, кто такой  Эмиль,  Пеппи и Карлсон. Кстати, об "упитанном мужчине в самом расцвете сил ": книжка  о нем не такая легкая, как думается после просмотра любимого многими советского мультика "Малыш и Карлсон".

Про Эмиля из Леннеберги есть замечательный сериал. Его можно найти в социальных сетях или скачать в Интернете. История снята в 1974 году, но очень современно снята. 13 серий — это 13 дней хорошего настроения для детей и взрослых.
Про Пеппи Длинный Чулок тоже снят сериал. Он такой же веселый и удивительный, длиною в 21 серию. Невероятные приключения девочки из книги все той же фантазерки Астрид, которая и не собиралась быть писательницей. Она рассказывала своей дочке, тяжело болевшей воспалением легких, историю о девочке. Ее поведение не укладывалось ни в какие рамки. На тот момент Астрид Линдгрен была дважды мамой. Она активно следила за дискуссией психологов, которые в 40-е годы начали думать о том, что деток  необходимо воспитывать более мягкими методами, ориентируясь на их психологические особенности.
Имя главной героине в одно мгновение придумала дочка писательницы  — Пеппи Длинный Чулок! С тех пор рыжеволосая сорвиголова полюбилась не только детям Астрид, но и миллионам читателей по всему миру.

В каждой семье свои традиции и свои любимые фильмы. Мои дети проводят очень мало времени за мультиками и фильмами. Но иногда случается, что мы читаем книжку, а потом смотрим ее экранизацию. Это поддерживает интерес к чтению, оживляет персонажей и помогает понять простую вещь: не всё, что есть в книжке, обязательно появится в кино. Мне очень запомнилось удивление сыночка, который после просмотра мультика про Дядю Федора сказал: "Мам, а в книжке по-другому. Пойдем, почитаем…"

А что смотрите вы с вашими детьми?
 

Предыдущие публикации Марии Голубевой из цикла "Учусь быть мамой":

"Учусь быть мамой. Если ребенок не играет"

"Учусь быть мамой. Детская комната"

"Учусь быть мамой. Игра по правилам и без"

"Учусь быть мамой. Есть ли границы у фантазии"

"Учусь быть мамой. Сделай сам!"

Учусь быть мамой. В ожидании ребенка  

"Учусь быть мамой. Чтобы праздник состоялся"

Учусь быть мамой. Против прогресса? 

Учусь быть мамой. Мир без стен с ветром, дождем и солнцем 

Учусь быть мамой. В ожидании врача

Учусь быть мамой. Развивающие занятия 

 

  • Светлана Станиславовна

    Мне нравится статья Марии — очередная ее статья в рубрике в ряду мною прочитанных.Она о том же — о целостности подходов к воспитанию в этой семье.
    В другой семье — другие основы и тоже, возможно, все целостно и воспитывающе….
    Нравится,что в каждой ее статье не обо всем понемножку, а только о каком-то одном подходе.Так легче улавливать идею, она на поверхности находится.
    Вот и сейчас отличный подход — передать детям те ценности, на которых выросли сами родители, значит, есть в этой семье общее поле интересов. И это здорово!

  • Анастасия

    Статья понравилась. Но не хватило примеров из современности. Однажды читала рассуждение педагога о том, что несмотря ни на что – надо читать детям и колобок и репку – потому что эта наша единая платформа. Согласна с этим полностью. Но современность – это то, что нас объединяет тоже.