Семья и дети

«Любите ребёнка таким, какой он есть»

Завершился наш конкурс социальных эссе «В чём нуждается детство?»
 
{hsimage|Фото Марии Голубевой ||||} Увеличить материнский капитал до 500 тысяч, гарантировать место в детском саду с полутора лет, заняться нравственным воспитанием детей, пересмотреть законы, приговаривать педофилов к расстрелу… Это  небольшая часть предложений конкурсантов.
 
Конкурс социальных эссе «В чём нуждается детство?», посвященный защите детей и детства в нашей стране, провели наша редакция и КРОМО «Равновесие». Поступила 61 работа из разных краев России, а также из Узбекистана, Армении, Казахстана.
 
Авторы трех эссе, признанных лучшими, живут в Ташкенте, Новокузнецке и Барнауле.
География российских конкурсантов: Приморский край, Саяногорск, Новосибирск, Балаково, Магаданская область, Саратов и Саратовская область, Республика Хакасия, Алтайский край, Пермский край, Оренбургская область, Уфа, Кисловодск, Брянск, Бугульма, Барнаул, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Бузулук, Самара, Екатеринбург, Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Волжский.
{hsimage|Книга Александра Гезалова "Соленое детство" выдержала несколько изданий ||||} Авторами трех лучших эссе, которые получат дипломы лауреатов конкурса и книгу Александра Гезалова «Солёное детство», стали Фархад Артыкбаев (Ташкент), Ольга Радченко (Новокузнецк) и Юлия Атемаскина (Барнаул).
 
Три этих эссе мы опубликуем в ближайшее время полностью, а пока знакомим с фрагментами этих и других присланных работ. Авторы ищут ответы на поставленные нами вопросы: что делать каждому из нас, государству, обществу, чтобы обеспечить безопасность детей, чтобы они чувствовали себя защищенными в семье, на улице, в школе, чтобы им не было одиноко? как помочь детям найти себя, определить свой жизненный путь? как покончить с сиротством в нашей стране?
 
Фархад Артыкбаев, Ташкент: «Пришлось самому стать логопедом, психоневрологом, учителем…»
«Четыре года назад моему сыну Мухаммадали поставили диагноз «Синдром Аспергера» (вид аутизма). Он не умел разговаривать, не шёл на контакт и очень боялся звуков. Я не понимал, что с ним происходит, почему он пытается отстраниться от этого мира. Врачи не знали, что делать. Тогда пришлось самому стать логопедом, психоневрологом, учителем. Вначале было тяжело и больно. Но вера в Бога помогла нам. Мы поняли, что в жизни есть много прекрасного. Да, аутисты не похожи на нас, они немного другие. Хотя они очень добрые, ласковые и очень чистые душой. Интеллект у многих очень высок, они сильны в математике и других точных науках. То, что они живут в своём мире, не означает, что они умственно отсталые и необучаемые. Им страшно жить в нашем мире. Надо с ними постоянно заниматься и не оставлять одних. С ними можно и нужно учиться.
Мой сын научился держать ручки и карандаши. Ходит в детский садик. Любит кататься на качелях. Я очень благодарен Богу, что у меня живёт Ангелочек. Главное не сдаваться и идти вперёд. И тогда даже самый страшный диагноз покажется особенностью ребёнка. Ведь главное — ваше отношение к ребёнку. Вы его любите таким, какой он есть, восхищайтесь им, тогда и люди будут любить его таким.
Извините, если есть орфографические или иные ошибки. Русский — мой второй язык».
Ольга Радченко, Новокузнецк: «Зачем принимать неработающие законы?»

Ольга Радченко — психолог, работает инспектором по делам несовершеннолетних в звании капитана полиции инспекции по делам несовершеннолетних отдела полиции "Куйбышевский" в городе Новокузнецк. Она мама троих детей. Ольга пишет о проблеме жестокого обращения с детьми и неработающих законах:

«Ежегодно около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет подвергаются избиению родителями. Более пятидесяти тысяч уходят из дома. Многие дети являются жертвами пьяных родителей. К сожалению, закон не всегда стоит на стороне ребенка. Должна быть наказуема жестокость родителей по отношении к своим детям по ст. 156 УК РФ, но судебная практика показывает, что привлечение по данной статье затруднительно и не всегда представляется возможным. Спрашивается, зачем же тогда принимать неработающие статьи? Также довольно мягкое наказание за убийство матерью новорожденного ребенка по ст. 106 УК РФ, которая устанавливает наказание не более 5 лет лишения свободы».


Юлия Атемаскина,
Барнаул: «Виноват каждый из нас»

Юлия Атемаскина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии, свое эссе назвала «Кто виноват и что делать?» Вот небольшой фрагмент:

«Виноваты: законодательная и исполнительная власть, общество, семья, каждый из нас. Причины: прежде всего, потеря нравственных ориентиров, затем — материальное и бытовое неблагополучие семей, отсутствие действенных институтов реальной помощи (полиция начинает «защищать» только тогда, когда насилие уже совершено; де факто неравенство перед законом граждан из разных социальных кругов, наличие ненаказуемой элиты и т.п.), неподкрепленность транслируемых нормативных идеалов о недопустимости насилия, нарушения прав и обязательности их восстановления соответствующими практиками (например, обращение к специалистам по поводу трудностей в воспитании ребенка) и др.

Теперь подумаем над тем, что делать. Очевидно, что начинать нужно с нравственного воспитания граждан. Не раскрыв, прежде всего детям, содержания и значения нравственных ценностей, не сформировав у них гуманистические нравственные ориентации, нельзя добиться формирования у них позитивных правовых чувств и установок. Ибо в основе правовых норм лежит гуманистическая этика. Нравственное воспитание начинается с рождения и не заканчивается на протяжении всей жизни. Однако в каждом возрасте свои методы и приемы. При этом, как показывает практика, наиболее действенными являются социальные, творческие проекты. Они позволяют обеспечить практическую направленность системы нравственного воспитания, тесную связь с личным жизненным опытом».

Конкурсанты рассказывают…

Елена Шуваева-Петросян из Еревана поведала о судьбе молодой женщины Нарины, оставшейся с больным ребенком на руках без крыши над головой:

«Сколько раз она слышала "советы" сдать больного мальчика в детдом, но не было и минуты, чтобы она усомнилась в том, что должна нести свой крест до конца. Все эти годы она занималась с Нареком грамматикой, развивала речь, и это не прошло безрезультатно. Более того, у мальчика появились увлечения — он самостоятельно изучает китайский, перерисовывая со словаря иероглифы. Он жизнерадостный, ласковый. Но только когда болезнь дает передышку. Корчась в судорогах от разрывающей голову боли, Нарек до крови кусает руку матери. Та не одергивает ее, лишь нежно успокаивает сына, обливаясь тихими слезами. Арам и Нарине мечтают о том дне, когда они с выздоровевшим сыном обретут крошечный участок земли, на котором можно соорудить жилище или поставить хотя бы вагончик».

Ольга Акмурзина, учитель средней школы поселка Армань Магаданской области, свое эссе назвала «Чужих детей не бывает»:

«Снова тишина и я. Следующая тетрадь. Чья судьба передо мной? Сколько изгибов в ней? Знаю, Алёна, знаю, дедушка лежит в больнице, и тебе не хотелось идти после продлёнки домой. Сегодня ты опоздала на первый урок, значит, утром проснулась сама, а весь вчерашний вечер ты была дома одна, играла со своими куклами и вместе с ними уснула на полу. Мама с новым папой пришла поздно и, наверное, как всегда пьяная. Как много ошибок! Скорей бы выздоравливал твой дедушка! Как же докричаться в этой тишине до сердца такой мамы!?»

Олег Чернухин (Новосибирск) написал о школе надомного обучения, о своей программе «Перспектива», единственной в Новосибирской области авторской программе дополнительного образования эколого-биологической направленности, адаптированной для детей-инвалидов.

16-летняя Алиса Тарсеева из города Балаково Саратовской области — старшая сестра в многодетной семье. Ей близка тема сирот и детских домов. Она прислала зарисовки из жизни своих ровесников, детдомовцев.

Надежда Лукашевич (Саратов) поведала на своем примере о подростковых проблемах:

«Я уже на пенсии, до сих пор живу с обидой в душе. Круглая сирота с одиннадцати лет, столкнулась с такими проблемами, которых можно было избежать, если бы люди, обязанные отвечать за детей, не относились к этому формально».

… рассуждают

Десятиклассник Виталий Чебанов из Уфы пишет: «В чём нуждается детство? На мой взгляд, само детство ни в чём не нуждается, но нуждается в изменениях отношение к нему. Если ребёнок материально зависим, это не значит, что он должен зависеть психологически. Материальная зависимость временна, психологическая зависимость, если она есть, на всю жизнь, и залечить эти раны будет очень сложно. На мой взгляд, самое лучшее, что могут подарить родители своему ребёнку, это свободу. Окрепнув, психологически, он не будет ни от кого зависеть».

Марина Булатняя, преподаватель русского языка и литературы Санкт-Петербургского кадетского корпуса МО РФ:

«С нерадостным чувством вспоминаю знаменитую книгу Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Не из-за содержания — из-за названия. Ведь лестница-то ведет ВНИЗ, а учитель карабкается по ней с детьми в стремлении «к звездам». Не могу поверить, что у нас может быть так же. Мы все-таки другие. И хотя везде, как над пропастью во ржи, кто-то должен обязательно крепко сжимать в руке детскую ладошку, не дать оступиться, в российской школе ученику и учителю возможно оказаться по одну сторону баррикад. Национальный характер ли так сложился, или богатая история культуры сказывается, но наш ученик открыт и доверчив, он берется за протянутую руку и готов идти за тобой. Послушайте, ведь мы счастливые учителя: нам остается только взять теплую детскую руку в свою и оправдать ожидания. Защитить от неуверенности в своих силах, не дать замерзнуть, подстраховать на подъеме. И только на подъеме, ни в коем случае вниз…»

Наталья Русских работает в Горковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Ямало-Ненецкий автономный округ. Она пишет:

«Есть такой анекдот: «Дети, уйдите из школы и не мешайте нам работать с документами по реализации основных задач образовательного процесса». Можно было бы посмеяться, но в каждой шутке есть лишь доля шутки. Приказы, постановления, распоряжения, эксперименты, не имеющие под собой обоснованной практической значимости, и разумного объяснения для чего они проводятся. Учитель может работать с детьми хоть 20 часов в сутки, но это не нужно. Не ценится. В системе ценностей правильно написанные и вовремя сданные многочисленные отчёты, количество победителей олимпиад, участие в смотрах, конкурсах, дессиминация опыта, использование новых технологий (чем больше, тем лучше). Причём здесь дети с их проблемами, интересами, особенностями, индивидуальностью? Кому это нужно? А это должно быть нужно нашему правительству, Президенту, обществу, родителям, учителям и самое главное — это нужно детям».

Любовь Худякова, социальный педагог Белокурихинской СОШ №1 Алтайского края:

«В нашей школе из 580 учащихся 280 проживают в неполных семьях, только четверо с папой, остальные с мамой. Да и в полных семьях папа зачастую не поддержка и опора, а алкоголик или тунеядец, сам нуждающийся в поддержке. А женщине вести домашнее хозяйство, быть кормильцем, женой, матерью, да и работать на производстве сверх всяких норм — ноша непосильная. Еще сложнее дела обстоят в сельской местности, о чем мы судим по окрестным деревням: разрушены когда-то обустроенные здания ферм, заросли бурьяном поля, в прошлом колосящиеся золотом пшеницы… Как можно воспитывать чувство патриотизма у молодежи, видя, как крепнет и богатеет не наша страна, а кучка взяточников, казнокрадов и т.п., то есть 5 % населения?»

… предлагают

Марина Емельянова, воспитатель детсада из города Канск Красноярского края, вносит конкретные предложения по изменению к лучшему положения детей. Она предлагает организовать Министерство по демографической политике. Оно должно решать все проблемы рождаемости, семьи, женщин, разводов, беспризорников. По ее мнению, «основной причиной неблагополучия в семьях является нехватка денег на воспитание ребенка. Я считаю, что необходимо увеличить материнский капитал за рождение первого ребенка до 500 тыс. руб. и до 700 тыс. руб. за рождение второго. Всем нуждающимся государство должно гарантировать место в детском саду для ребенка 1,5 лет. Нужно покончить с этой позорной очередью за место в детсаду, когда бедные мамы ожидают его годами». Она также предлагает ужесточить наказание маньяков и педофилов: «присуждать им только высшую меру наказания — расстрел».

Людмила Крамная, воспитатель детсада из города Калининска Саратовской области, считает необходимым: 1. Продлить период нахождения ребенка и родителей вместе до 3 лет (декретный отпуск). 2. Воспитанием и образованием детей должны заниматься профессионально компетентные люди, способные воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. 3. Создать систему образования для молодых родителей.

Наталья Хрипченко, педагог-психолог Литвинской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республика Казахстан, озабочена тем, как пак помочь детям-сиротам найти свой жизненный путь: «Огромную роль играет курс «Самопознание», введенный в программу казахстанских школ в 2010 году. Этот предмет позволяет ребятам по-новому смотреть на мир, узнавать себя и людей. Самопознание — предмет для всех, кто хочет найти себя и свое место в жизни. На уроке самопознания учащиеся черпают самые необходимые для себя знания по психологии и саморазвитию. Каждый новый урок — новое открытие себя. Число ребят, заинтересованных в изменении и улучшении качества собственной жизни, постепенно растет».

Антонина Баханова, социальный педагог гимназии города Александровска Пермского края прислала проект «Новые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: «за» и «против».

Айслу Идиятуллина из Бугульмы сформулировала принципы общения с ребенком:

• Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
• Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.
• Ребенок — это человек растущий. А я выросший. Два человека способны понять друг друга.
• Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство. Общайся с ним глаза в глаза.
• Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.

Оксана Калганова, учитель истории из Екатеринбурга, вывела 7 правил в работе с детьми:

1. Ребёнок должен знать, что вам можно доверять.
2. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. Он должен знать, что в случае затруднения вы ему сможете помочь. Тогда он придёт к вам, а не на улицу за сомнительными советами.
3. Каждый день и минуту нужно учить ребёнка быть человечным на собственном примере.
4. Демонстрируйте ребёнку мысль о том, что худой мир лучше доброй ссоры.
5. Поддерживай в ребёнке оптимизм. Не получилось сейчас, получится в следующий раз. Не отчаивайся.
6. Стимулируйте активность в ребёнке, но не забывайте, что ему нужен и покой.
7. Помогайте ребёнку расти здоровым, прежде всего на собственном примере.

Спасибо всем за участие в конкурсе!