Свободная трибуна

Бездонная бочка

  За 10 лет стоимость услуг ЖКХ выросла в 27 раз!

Петрозаводчане начали получать «квиточки» по оплате услуг ЖКХ. И хотя к потрясениям были готовы, настроение после новогодних праздников ниже нижнего. Помнится лет 15 назад, когда только начиналась реформа ЖКХ, кое-кто из наших республиканских министров успокаивал: трудно будет первые лет пять, потом, все войдет в норму, если и будет рост тарифов, то лишь на уровень инфляции.
 
А вот на январской пресс-конференции председатель комитета по ценам и тарифам РК А. Мяки, говоря о причинах роста тарифов, заявил, что это вызвано необходимостью выполнения текущих капитальных ремонтов, реализации программ энергосбережения, которые на первых этапах требуют большого вложения средств, а также необходимостью выполнения отраслевых тарифных соглашений в коммунальной сфере.
 
Но вот цифры, которые я нашла в одном из последних номеров газеты «Аргументы неделi»: «С 1999 по 2010 год в целом стоимость услуг ЖКХ выросла в 27 раз (!). Электричество подорожало в 15 – 20 раз. При этом инфляции за 11 лет не превысила 300%, а реальная себестоимость производства электроэнергии выросла всего в четыре раза». Где деньги? Никто не знает. По крайней мере ни один чиновник внятно не объяснил, куда за эти годы ушли миллиарды и почему мы сегодня вновь сидим у разбитого корыта. Почему у нас старые трубы, нет энергосберегающих технологий, чистой воды и много другого, чего нам обещали, начиная реформу ЖКХ.

 

Может быть, потому, что в результате реформ не появилось самого главного — полноценного рынка жилищно-коммунальных услуг, а мы так и остались рабами, прикованными к галере под названием ЖКХ. Того рынка, на котором любой из нас мог выбрать то, что ему подходит больше — и по цене, и качеству услуг. Иногда мы бунтуем, выходим на площади, организуем пикеты, а потом… вновь возвращаемся на свои галеры.

Впрочем, нет, рынок услуг в больших и средних городах все-таки есть. Петрозаводчане, например, получают несколько бесплатных рекламных газет, целые страницы которых заполнены предложением услуг сантехников, электриков, плотников, плиточников. Сегодня у всякого уважающего себя горожанина есть телефон своего мастера или фирмы.

Есть и у меня. Я могу позвонить туда в любое время, и мастер придет в удобный для меня час, если надо в течение получаса. А так как я обращаюсь уже несколько лет к одним и тем же предпринимателям, то имею скидку как постоянный клиент. Поэтому я даже не знаю, в ведении какой обслуживающей компании находится наш дом и где эта фирма находится. Не только она мне, но и я ей не нужна. Даже со своими деньгами. В этом я уже убедилась. Мне нужно было поменять стояк холодной воды. Пошла в контору, меня переправляли из кабинета в кабинет. Я решила, что меня не понимают, пояснила: прошу выполнить работы не бесплатно, заплачу. С боем у меня взяли заявление и пообещали сообщить, когда будут выполнены работы. Ответ я получила через три месяца. Но к тому времени мы уговорились с соседями и поменяли стояк на всех наших пяти этажах. Частным образом, естественно. Хотя чего возмущаться? Если всем этим многочисленным компаниям нужны будут деньги, они их выбьют из нас – через тарифы. На повышение заработной платы, то бишь, «выполнение отраслевых тарифных соглашений в коммунальной сфере», на энергосбережение и другие цели. Поэтому, мы, как клиенты и потребители их услуг, их не интересуем. Лишние хлопоты.

Я никак не могу взять в толк, почему за вывоз бытовых отходов и ряд других «услуг» мы платим с квадратного метра? На площадке у нас четыре одинаковых по площади квартиры, но в одной живет одинокая женщина, в другой – молодая семья, в третьей семья из пяти человек (мама, папа, дети и бабушка). Но все платят за мусор одинаково, потому что с квадратного метра. Или плата за потребление газа… с человека (если нет счетчика). Представьте себе такую ситуацию: вас в семье четыре человека – муж, жена, двое детей. И каждый, встав утром и собираясь на работу или в школу, ставит на конфорки газовой плиты свой чайник! А в обед или ужин приходит на кухню со своей кастрюлей.

Установка счетчика на воду — не выход. С вас все равно попытаются содрать дополнительные платежи за какие-то общедомовые расходы (кажется, так называется). И неважно, что вы можете доказать в любом суде, сколько ваша семья израсходовала воды за месяц.

Помню, что в одном из поселков Прионежского района однажды зимой возник прямо-таки философский спор вечную тему «Что первично?». В жилых домах было холодно, так как местная котельная работала из рук вон плохо. Ее руководство сетовало на то, что жители не платят, те резонно спрашивали: «За что? Тепла-то в квартирах, как и горячей воды, нет». Следовал ответ: «Не на что купить мазут». О том, что существует и цивилизованный, рыночный вариант: взять кредит, закупить мазут, продавать тепло и горячую воду, зарабатывая деньги, никому в голову не приходит. Впрочем, когда сталкиваешься с нашим ЖКХ, логика оказывается бессильна.

Я до сих пор вспоминаю встречу в обществе домовладельцев и квартиросъемщиков в Хельсинки. Наши хозяева никак не могли нас понять: как это можно — отключили электроэнергию, замерз газ (хотя тоже живут на Севере), не поступает вода. Хотя согласились: в теории это может быть, если случится стихийное бедствие, произойдет авария в масштабах всего города. А в обыденной жизни, без стихийных потрясений и вселенских аварий, если вдруг такое случится, домовладельцы просто разорвут контракты с недобросовестными компаниями и найдут другую, которая более ответственно будет выполнять свои обязательства. Тут уж мы не могли уразуметь: как это, так просто? Мы долгие годы не можем втолковать представителям нашего ЖКХ, что сало за котом не бегает, наоборот, кот за салом. Нужны средства – зарабатывайте. Тем более, что большинство этих компаний – не государственные

Когда в нашем доме (4 подъезда, почти 80 квартир) весь вечер однажды в январе в квартире не было воды, мне совершенно серьезно объяснили: «В четвертом подъезде (я живу во втором!) в одной из квартир потекла труба». Я целый вечер думала: какая же у нас система водоснабжения (холодного), если все четыре подъезда завязаны вместе в одну линию? Впрочем, до этого уже я выручала соседей, обеспечивая их холодной водой. Причину отсутствия воды (по их стояку) им назвали фантастическую: в канализационную (!) трубу кто-то выбросил тряпки, и она засорилась. Надо полагать, шутка.

Проблема ЖКХ настолько перезрела в стране, что этому вопросу было посвящено одно из заседаний президиума Госсовета. Недавно премьер-министр В. В. Путин собрал руководителей партии «Единая Россия» и дал поручение поехать в регионы и разбираться с тарифами. Перед выборами, безусловно, разберутся. Дальше никто не загадывает. На трех центральных телеканалах практически ежедневно выходят специальные передачи, посвященные ЖКХ, во время которых народу дают выпустить лишний пар. Вот и задаешься вопросом: кто и за какие грехи приговорил нас заполнять бездонную бочку под названием ЖКХ? И кто кого обслуживает?