Свободная трибуна

В бананово-лиловом Сингапуре мечтают о русской душе

{hsimage|Виктор Каликин пел не голосом — душой ||||}

Мы должны раскручивать своих уникальных людей сами, не дожидаясь столичных

В недавно отреставрированном Музыкальном театре 1 февраля был концерт Олега Погудина. Я видела этого певца по телевидению, произвел приятное впечатление — молоденький, худенький, стройненький, серые, внимательные глаза. Само собой голос, тембр.


А тут еще приятельница: «Что телевизор, его живьем нужно слушать… впечатлений на всю жизнь…» Короче, поддалась я уговорам: уж очень хотелось в эти морозные, да еще с северным ветерком дни согреться хорошей песней. Тем более в Музыкальном я не была, наверное, лет десять.

Первое, что отметила, — особенность публики: по большей части женщины за …десят из незнакомого мне круга (в том смысле, что лица тех, кто из знакомого, даже если мы лично не знакомы, примелькались: на выставках, в библиотеке, в филармонии, в СТД). Еще удивила обшарпанная сцена и черный-черный занавес, что контрастировало с внешне помпезным, имперским стилем театра (то есть с колоннами, лепниной, etc). Ну хоть бы цветочек, хоть бы свечечка, хоть бы абрис беседки для антуража — все же романс, особый жанр.

Концерт начался популярной музыкой в исполнении небольшого ансамбля, после чего на сцену явился —  нет, влетел! — стремительный, изящный, легкий, в безупречно сидящем, словно влитом черном костюме и столь же безупречной белой рубашке Олег Погудин. Один романс, второй… Публика благодарно аплодировала, было видно невооруженным глазом, что это ее любимец.

«В бананово-лимонном Сингапуре…» — пел Погудин, и я, закрыв глаза, пыталась представить уютный шанхайский ресторанчик, куда с остатками изгнанной русской интеллигенции я пришла послушать моего любимого Вертинского. Увы, не получалось — не хватало уникальной интонации великого артиста.

Билеты были дорогие, еще дороже было мое время, но я не пожалела, что «потратилась». Потому что за всякое знание, даже со знаком минус, нужно платить. И вот мое «новое» знание: то, что телевидение с его крупными планами создает, сцена, обычная провинциальная сцена может вмиг разрушить. Песню нельзя играть, ее нужно проживать. «Ведь разве голосом поет человек, — говорил на своих мастер-классах замечательный певец Виктор Каликин, — он поет душой». Пели душой Вертинский, Утесов… Из нынешних отличаю актеров Евгения Дятлова, Дмитрия Назарова.

Есть и свои, родные, местные. Многие из нас еще помнят, как целый филармонический зал вставал и, стоя, слушал песни и романсы в исполнении Виктора Каликина. А пробирающие до слез вибрации души обладательницы прекрасного голоса Влады Даниловой, ныне репортера Карельского ТВ. Кто слушал ее испанский цикл в зале библиотеки Петрозаводского университета, тот навсегда сумеет отличить настоящее исполнение от ремесленного.

Почему Влада не поет теперь? Во-первых, ушел в мир иной ее учитель Виктор Каликин, который обладал уникальной методикой и давал мастер-классы бесплатно (!). Во-вторых… Да что объяснять! Все мы теперь знаем, как трудно выжить таланту в глубинке русской земли. Но только в глубинке и можно встретить поющих (играющих, пишущих, рисующих…) душой. И нам нужно поддерживать таких людей (при жизни!) — и вниманием, и материально (например, концерты или спектакли по подписке, то есть благотворительные, но на этот раз не в пользу здания, парка, какой-то компании, а в пользу человека. Таланта).

Мы должны раскручивать своих уникальных людей сами, не дожидаясь столичных. Ведь те, если придут, непременно заставят петь только голосом. Бизнес, прибыль, «капуста»… В общем, бананово-лиловый Сингапур, где вечное тепло, а таких суровых зим, как у нас, вовсе не бывает. Но как мечтают о нашем русском Севере и нашей русской душе сингапурцы! И это они мне говорили сами, объясняя, почему без спроса вставили в свой журнал «Сингапур» северно-заонежскую карту моего мужа, художника Бориса Акбулатова, которую тот делал с душой, да еще с какой душой — исколесив, обойдя пешком весь заонежский полуостров, находя и отмечая потом на своей карте те деревни, точнее их остатки, которых теперь нет ни одной карте. Да разве нам жалко! Берите, еще сделаем! Еще напишем, споем, сыграем…

P.S. В связи со всем увиденным и услышанным 1.02 в Музыкальном театре не выходит из головы уникальный талант петрозаводской актрисы Виктории Федоровой, чем-то напоминающей мне молодую Матасову, когда-то игравшую на петрозаводской сцене, а ныне актрису МХАТ. Моя подруга специально из Костомукши приедет 19 февраля на спектакль «Я жду тебя, любимый!». И всех, кто не видел Федорову в этой роли, приглашаю — непременно посмотрите спектакль. Билет-то стоит гроши. И это при громадных душевных тратах актрисы… Она как раз их тех, кто играют не телом и не голосом (и то, и другое, впрочем, прекрасно) — проживают душой! И чем мы можем отдарить взамен? Наверное, только нашей любовью. Как сказал поэт (кстати, тоже петрозаводчанин) — «Любите, зрители (слушатели, читатели), меня сегодня, завтра будет поздно…»

  Фото Ирины Ларионовой

  • Мария

    «103ий меридиан»- хороший журнал, мне понравился. Спасибо, Галина Тойвовна, за рекомендацию!

  • Галина ТЮНЬ

    Очень хочется еще добавить к этой бананово-лимонной экзотике, что теперь в Сингапуре издается журнал «103ий меридиан», главный редактор которого — Марина Шерстюк, выпускница филологического факультета ПетрГУ
    http://meridian103.com/

  • Ларисе Шицель

    Лариса, значит, это Вы сидели на «моём» месте, потому что я — это та женщина, которая «не смогла приехать «на Погудина» из Санкт-Петербурга».
    Я очень рада, что мой билет достался достойному человеку.
    Хочу уточнить: на концерте были не две москвички, а одна. Вторая «иногородняя погудинка» была из Петербурга. Так что из двух букетов, преподнесённых Олегу на концерте, один был «от Москвы», второй — «от Петербурга».

  • И.Н.

    Леонид, высказаться имеет право любой человек, заплатив и гораздо меньшую сумму. Главное, как это сделать. Хотя, здесь была названа сумма 2800 рублей за ДВА билета. Если быть точным.
    Но также, если быть точным, можно только поклониться дивному певцу, уникальому певцу, прекрасному человеку, который в наше, такое замутненное время, уже более 25 лет сеет разумное, доброе, вечное в сердцах миллионов людей. Что подчеркивают все, кто имел счастье знать его, слышать его, работать с ним и из просто его слушателей, и из значительных людей нашей страны (тех, о ком я знаю, а скольких мы и не знаем) — и Дмитрий Лихачев, и Галина Вишневская, и Исаак Шварц, и Владимир Толстой, и Владимир Федосеев, и Антон Орлов, и Николай Некрасов и Александр Градский и много, много, много талантливых людей, давным давно понявших, что это за дарование и оценивших его. Его приглашают в посольства разных стран, с концертами в разные страны, как яркого и тонкого представителя истинно-дивной культуры России. Это поистине гордость наша. И для нас это было огромным счастьем, когда такой артист, артист такого масштаба и такой души, такой певец (и не впервые) нашел время, чтобы выступить в нашем городе, порадовать его слушателей в холодное зимнее время, чтобы оттаяли наши сердца. И хотелось бы, чтобы мы воздали этому человеку достойное ему уважение и любовь не только на самом концерте, но и вне его — в нашей памяти и на страницах нашей любимой газеты, несмотря на то, что мы должны помогать и взращивать и собственные таланты. Но одно другого не исключает, одно другому не мешает, а даже помогает. Когда видишь, как поклонники этого певца помогают ему, любят его, заботятся о нем.
    А в тот день, 1 февраля, кроме «Танго Магнолия» А.Н. Вертинского, прозвучали пронзительные песни И.Шварца, который считал Олега Погудина лучшим исполнителем своих песен, прекрасный французский шансон на безупречном французском, так исполненный, что чувствуешь наш русский певец — достойный последователь великих французских шансонье — прозвучали нежнейшие русские романсы, ласковая и теплая советская лирическая песня, из которой, услышав лишь нежную «Кто тебя выдумал звездная страна» расцветает сердце раньше, нежели пришла сама весна.
    Поэтому, давайте будем благодарны этому прекрасному человеку и певцу, этому великому труженику и лучшему представителю культуры России за то, что он не забывает своих сограждан и находит время посетить и дальние уголки своей огромной, такой сейчас заснеженной страны. Спасибо всем за понимание и спасибо этой газете, на страницах которой можно сказать «Спасибо!» этому человеку и низко ему поклониться. И.Н.

  • Лариса Шицель

    Большое спасибо за уточнение, Стесняюсь сказать! :-)

  • Леонид

    Дорогие граждане и гражданки! Тут мне кажется буря в стакане воды. А правда в том, что мы живем при капитализме, и если кто-то заплатил денежку и немалую,(написали 2800), то, наверное, он имеет полное право высказаться как зритель. И не надо зрителю затыкать рот. Спасибо за внимание.

  • Стесняюсь сказать

    В отличие от Тайваня и Малайзии, название королевства ТАИЛАНД пишется без буквы Й. Это не регулируется правилом русского языка, просто так сложилось исторически. Такое написание зафиксировано во всех существующих русских словарях как единственно верное.

  • Светлана Филимончик

    Неожиданно в течение суток на наш сайт в заледенелом от свежего морозца городе накатила духота знойного Тайланда. В повседневной жизни мы сплошь и рядом попадаем в такие ситуации, когда неконтролируемые эмоции, речевые неточности, неготовность признать право других быть другими раскалывают сообщества и товарищества в целом близких по духу людей. А на сайте я лично сегодня получила ценный опыт: достойное поведение и профессиональная ответственность тех, кто «рулит», кто отвечает за ситуацию, за несколько часов способны вернуть движение в нормальное русло. Спасибо за это.

  • Фрадкова Людмила

    Я поняла, что Галина Акбулатова пишет в своей статье не о Погудине, а о проблеме не до конца признанных талантов в нашей провинции, именно поэтому, наверное,к тексту выложена фотография В.Каликина, а не Олега Погудина?!
    Концерт же Погудина -отправная точка для раскрытия, безусловно, важной темы. Но КАК это написано и сделано, вызывает чувство возмущения! Творчество очень талантливого певца,духовного человека,оказалось одним махом просто перечеркнутым…

  • галина

    Вчера было много комментов, сегодня их нет. Но я хочу поблагодарить тех, кто меня морально поддержал, спасибо. И все же, прочитав как старые, так и новые обвинения в свой адрес, я поняла, что в чем-то была неправа и хочу попросить прощения у тех, кого обидела и даже причинила боль своей заметкой. Я уважаю ваши чувства и обещаю, что больше никогда не коснусь темы «Погудин». Я действительно попала не в свой вагон, а это уже моя проблема. Еще благодарю за адрес сайта. Я узнала, что Погудин не только певец, но также актер театра и кино. Что у него десятки тысяч почитателей по всей стране, и этого певец добился исключительно своим трудом и талантом. Что график его выступлений настолько плотен и широк, что вряд ли он заметит мою маленькую ложечку «дегтя» и обидится на Петрозаводск и петрозаводчан.
    Спасибо и за уточнение одним из комментов разницы между бананово-лимонным и бананово-лиловым. Я это запомню.
    Относительно же «местного компонента» позвольте мне остаться при своем мнении. Тут я стою на сильно патриотических позициях (извините за пафос, но я к нему впервые прибегаю). Потому что я живу здесь, я знаю, каково приходится здесь людям, которые своим подвижническим трудом создают, нет, воссоздают, что намного труднее, культурное поле, культурную атмосферу нашего города и нашей республики. Это актеры, художники, музейщики, композиторы, музыканты, библиотекари, зав. домами культуры и клубами… Это та газета, а ныне Интернет-журнал «Лицей», которую авторы вчерашних комментов назвали «уважаемой». Но многим ли известно,что для того, чтобы мы спорили, обсуждали, высказывались без боязни. т.е постигали непростую науку общения вне тоталитарных установок на единомыслие, сотрудники «Лицея» работают практически бесплатно. Их не поддерживают ни гранты, ни власть. Только мы, читатели. Потому что знаем: единственный конвертируемый продукт сегодня в мире по-прежнему русская культура. И как это, ни странно прозвучит, — русская душа, которая не вмещается в бизнес-проекты, в прагматическое понимание мира и еще способна на огромные душевно-энергетические траты практически «за так». Носителей этого дара благо-творительности в глубинке еще немало. Но чтобы они не перевелись, не вымерли, их нужно поддерживать – и морально, и материально. В сущности об этом и была моя заметка. Но, говоря об этом, мне не стоило, наверное, отталкиваться от вышеупомянутого концерта в Музыкальном театре. Еще раз приношу свои извинения всем почитателям таланта Олега Погудина.

  • Наталья Кондратенко

    Я живу в Санкт-Петербурге и знакома с выступлениями Олега Погудина с 1996 года.
    Уже десятки тысяч людей по всей России и за рубежом считают встречу с творчеством этого уникального артиста Радостью на всю жизнь. При этом у Олега Евгеньевича нет ни одного «раскрутчика», кроме горячих почитателей его таланта.
    Так что и Галине Георгиевне с ее единомышленниками от всей души желаю так же «раскручивать» своих любимых талантов.

    Спасибо, Лариса, Вы правы, что «всякая душа вольна искать своего собеседника».

  • Маргарита Куприянова

    Лариса, очень благодарна Вам за отзыв!
    Я полюбила творчество Олега Погудина с 2005 года.
    Живу в Омске.
    Но иногда приезжаю в столицу, чтобы послушать его программные концерты.
    Очень хочется. чтобы большее количество людей узнало о творчестве этого прекрасного артиста, полюбило его.
    И тогда в жизнь их придет большая Радость.
    Еще раз СПАСИБО!!!

  • Лариса Шицель

    Недавно я стала свидетельницей разговора двух девушек, недавно отдыхавших в Тайланде примерно в одно и то же время в одном и том же месте… В конце разговора прозвучала фраза, которую теперь частенько использую: «Наверное, мы были в разных Тайландах!»
    Именно это мне захотелось сказать, прочитав отзыв Галины Георгиевны… да и последующие «комментарии». Однако по порядку.
    На этот концерт не собиралась, поскольку не отношусь к ярым поклонницам Олега Погудина, но так случилось, что сейчас, как и 10 лет назад, оказалась в зрительном зале благодаря Инне Фрадковой, автору замечательного интервью с Олегом на страницах газеты «Лицей». К слову, лишний билетик принадлежал женщине, которая не смогла приехать «на Погудина» из Санкт-Петербурга.
    Да, на этом концерте подавляющее большинство слушателей было дважды бальзаковского возраста (минимум), но ту же картину я наблюдала и на программе Светланы Крючковой, и на многих филармонических концертах… Разве дело в Погудине?..
    Я увидела многих знакомых именно по тем самым (и иным) «культурным точкам», о которых пишет Галина Георгиевна. И то, что кто-то с кем-то не встретился (мы с нею, например), — всего лишь следствие аншлага, по-моему…
    Не будучи, как уже говорила, «фанаткой» Погудина, отдаю должное его прекрасным человеческим, артистическим и вокальным качествам. За 10 лет, что не видела «живого» концерта этого певца, он очень вырос в творческом плане, стал гораздо свободнее на сцене. Впрочем, верю его постоянным слушательницам из Москвы (их возраст – 50-55 лет), которые не пропускают выступлений Олега и приехали в Петрозаводск специально (!); они утверждают, что это был один из лучших концертов… Эти же женщины поведали: в таких сборных концертах труднее увидеть настоящего Погудина, лучше слушать отдельные программы, которых у него множество.
    Да, хорошо, когда сцена как-то оформлена, дает настрой, но тут как раз мне вполне хватило самого музыкального действа: АРТИСТЫ заполнили всё пространство своим исполнением. Не стану говорить о редком по красоте вокале Погудина (это уже давно и подробно сделано специалистами), но не отметить отточенность и артистичность его движений, слаженность солиста и музыкантов, подбор репертуара (несколько языков, абсолютно разные жанры) — всё то, что так радует нас на хороших концертах, — просто не могу… А «популярная музыка в исполнении небольшого ансамбля» (Г. Скворцова)? Это были всего лишь (!) Георгий Свиридов и Исаак Шварц, а аранжировано и сыграно так, что зал кричал: «Браво!..»
    Впрочем, криков «браво» и аплодисментов было предостаточно именно потому, что наши северные души в очередной раз откликнулись как раз не только на изумительный тембр, а именно на душу, явственно слышимую во всех песнях… Диалог душ состоялся! И если не у всех, то всякая душа вольна искать своего собеседника…
    За неделю до погудинского концерта я была на программе «Назначь мне свиданье…» Светланы Крючковой, которую очень люблю за поэтические вечера. Так вот по моему, сугубо субъективному мнению, Олег Погудин гораздо профессиональнее подготовился к встрече с нами, слушателями, чем Светлана Николаевна…
    Был, правда, один-единственный момент, который заставил меня устыдиться, но это уже относится к авторам гневных комментариев: почему-то оба букета, подаренные артисту, были преподнесены ему москвичками…
    И последнее: не совсем поняла, чем кареглазый Олег Погудин может помешать памяти о замечательном Викторе Каликине и продвижению творчества любимых мною Влады Даниловой и Виктории Федоровой…

  • Николай Ляшко

    Дятлов с Назаровым поют конечно. Сегодня многие … поют. Вернее зарабатывают этим деньги. А вот с Погудиным Вы напрасно так. Может благодаря ему и немногим другим и сохранился сегодня интерес к русскому романсу…

  • Ангелина

    Спасибо! Взволновало! Наверное потому, что написано душой!