Заметки на полях программы Лонинских чтений
Сентябрь в Шелтозерье без всяких сомнений можно назвать Лонинскими днями. Самый известный в мире вепс, краевед, собиратель фольклора, создатель единственного на нашей планете этнографического музея своего народа Рюрик Петрович Лонин родился 22 сентября 1930-го, а уже через год после его смерти, в 2010-м, в селе прошли первые Лонинские чтения – в память об этом удивительном человеке.
Сегодня это краеведческая конференция, во время которой не просто односельчане отдают дань памяти земляку, это серьезный разговор о нынешних проблемах и будущем вепсского языка и культуры, о судьбе этого края. Неслучайно постоянные участники чтений – ученые Карельского научного центра, государственные чиновники на уровне министров, преподаватели и студенты Петрозаводского государственного университета. Считают для себя обязательным, что делает им честь, участие в чтениях учителя вепсских школ и их ученики – из самого Шелтозера, Шокши, Рыбреки.
О вепсах пишут сегодня как об очень маленьком народе с очень большой историей и очень древней своеобразной культурой. И в том, что эта культура существует и сегодня, заслуга таких людей как Рюрик Лонин и его единомышленники.
У каждой конференции своя тематика. Так на II Лонинских чтениях, посвященных 200-летию дома Мелькиных, речь шла об истории, судьбе и сохранении памятников деревянного зодчества, сбережении предметов материальной культуры в районах расселения вепсов в Карелии.
Третьи Лонинские чтения решили посвятить Вепсскому народному хору, которому в этом году исполняется 80 лет. Для профессионального коллектива возраст уважаемый, а для самодеятельного тем более. Но вот что интересно: в ближайшие годы еще несколько самодеятельных коллективов Карелии отметят аналогичные даты. Так что можно сказать, все они были детьми своего времени. Этому своеобразному феномену было посвящено выступление доцента Петрозаводского государственного университета Светланы Филимончик «Художественная самодеятельность Карелии в 1930-е годы».
В те годы в стране началась широкая кампания. Партия и правительство призвали развернуть работу по приобщению народа к самодеятельному творчеству, что позволяло также вести широкую идеологическую, воспитательную работу через эти коллективы. Неслучайно обязательным условием существования такого коллектива было включение в репертуар песен о вождях, партии, счастливой жизни народа. За короткое время были созданы сотни коллективов. Надо отдать должное: государство на это денег не жалело. И если поначалу дома культуры размещались в закрытых и перестроенных храмах, то потом в столь же массовом порядке стали строить сельские и городские специализированные учреждения культуры.
В Пудожском районе, как мне рассказывали, некоторые существуют до сих пор, на новые все не хватает средств. Характерная картина любого села или деревни – ни одного дома, даже если он на курьих ножках – без спутниковых антенн, которые люди называют «тарелками». Центральные каналы 24 часа в сутки убеждают в светлом настоящем и еще более ярком будущем. И не надо при этом тратить деньги на строительство учреждений культуры, пополнение библиотек, оплату труда культработников.
Участники самодеятельных коллективов в те далекие теперь 30-е годы не отказывались петь патриотические песни (еще бы: нам песня строить и жить помогала!). Но одновременно шел другой процесс, который не поддавался тотальному контролю партийных органов: люди принесли в свои коллективы народные песню и культуру, тем самым способствуя их сбережению.
А еще в самодеятельных коллективах происходило воспитание этой самой культурой, ибо с первых лет существования они постоянно выезжали на различные смотры и фестивали в Москву и Ленинград, где выступали в лучших концертных залах. Но концертами и праздниками дело не ограничивалось: для них проводили экскурсии, они ходили в самые лучшие и известные музеи, в театры, на концерты профессиональных исполнителей.
Однажды в своем материале об одном из народных коллективов я задала вопрос, больше, наверное, себе: откуда после тяжелой изнурительной работы люди, а это были в основном женщины, обремененные еще и семьями, находили силы идти вечером на репетиции хора? И получила ответ от Светланы Филимончик: участие в самодеятельном творчестве стало неотъемлемой частью их жизни. Они иначе не смогли бы выжить, занятие творчеством помогало им гармонизировать свою жизнь.
Однажды к юбилею городской хоровой капеллы организаторы юбилейных торжеств провели анкетирование среди настоящих и бывших хористов, разъехавшихся по всей стране. У меня была возможностью познакомиться с ответами. Один из таких ответов я запомнила и даже сняла копию письма. Бывший участник капеллы, в то время уже много лет живущий где-то на юге стране, написал: если люди поют, значит, сохранили веру в то, что у них есть будущее.
Наверное, есть что-то общее не только в биографии двух таких разных, но одинаково талантливых людей, как Рюрик Петрович Лонин и Василий Иванович Кононов. К примеру, за плечами у Лонина была начальная школа и ФЗО в Петрозаводске, но он на равных разговаривал с учеными-фольклористами, они прислушивались к его мнению. У Василия Ивановича Кононова, известного в Карелии прежде всего как талантливый хореограф, за плечами было уже не ФЗО, а театральный техникум, а известен он в республике был как создатель национальной хореографии.
Именно он создал в Шелтозере Вепсский народный хор. Приехав в 1935 году в это старинное село в качестве художественного руководителя Шелтозерского районного Дома культуры, где возглавил агитбригаду, он собрал женщин-колхозниц, исполнительниц народных песен. Так родился Вепсский народный хор. А когда уже через несколько месяцев хору предстояло выступать на очередной декаде карельской культуры в Ленинграде и нужно было пополнить репертуар, он сам взялся за создание народных песен. Но знаете, уверена, что ничего у него не получилось бы, даже при огромном желании выполнить указания партии и правительства, если бы не обладал он огромным талантом, если бы не двигала им любовь к своему народу, желание что-то сделать для него. А еще если бы не был он по природе своей лидером.
Кононова сменил Александр Ефимович Никонов, столь же незаурядный и так же влюбленный в свое дело. Один факт: не имея начального музыкального образования, Никонов сумел поступить в музыкальное училище, окончить которое ему помешала война. Правда, после освобождения Шелтозера он не сразу вернулся в родные места — некоторое время ему просто не разрешали: в годы войны Александр Ефимович побывал в плену. Но как только такая возможность появилась и он вернулся в Шелтозеро, сразу собрал женщин, певших в хоре еще до войны, и в 1946 году Вепсский народный хор вновь появился на сцене. Как и Кононов, Никонов сам писал песни.
Последние 40 с лишним лет из 80 хор возглавляет Людмила Мелентьева. Но не только ее стаж работы в хоре вызывают и уважение, и восхищение. Под ее руководством коллектив из народного, колхозного, превратился в уникальный подлинно народный коллектив. Она объездила районы компактного проживания вепсов, провела большую собирательскую работу, издала сборник вепсских народных песен. Это уникальное издание сейчас трудно найти.
Но это еще не все: сегодня никто не верит, что до поступления в Петрозаводскую государственную консерваторию она даже не слышала о таком народе, как вепсы. Людмила Мелентьева — уроженка Архангельской области, русская. Да и в Шелтозеро попала, можно сказать, случайно: преподаватель попросил выручить, поработать с Шелтозерским хором какое-то время. Студентка выпускного курса согласилась. И «временно» растянулась более чем на 40 лет.
Многое за эти годы произошло событий, далеко не всегда позитивных. Я застала времена, когда число хористов в два, а то и более раз превышала нынешнюю численность хора. Не удалось сохранить детский хор-спутник. А как впечатляло, когда одновременно на сцену выходили бабушки и внуки, дети и родители, жены с мужьями, а то и три поколения одной семьи, как это было в случае с певческой династией Мелькиных. Как гордились в селе своим хором и любили его! Каждый отчетный концерт коллектива в местном Доме культуры собирал полный зал. Нынче хор удалось спасти только потому, что его взял под свою опеку Центр национальных культур и народного творчества Карелии.
Один штрих. В свое время Рюрик Петрович Лонин рассказал мне о замечательной вепсской певице Прасковье (или Пелагее?) Мошкиной. Точнее, об участии Вепсского народного хора в очередной декаде в Москве. Мошкина исполняла известную народную песню «Росынька». Петь ее она начинала еще за кулисами и с песней появилась на сцене. И зал молча встал, приветствуя певицу. После ухода Мошкиной, никто в хоре не решался исполнять «Росыньку», боялись сравнения, а сравнивать стали бы обязательно — в Шелтозере, конечно. Сейчас «Росынька» в репертуаре хора есть. И поет ее сама Мелентьева. Года два назад во время очередной поездки в Шелтозеро у меня состоялся очень интересный разговор на эту тему. Мои собеседники убеждали: а почему Людмиле Львовне ни петь «Росыньку»? Она ведь коренная вепсянка, и даже… показали дом, в котором она родилась…
Что еще объединяет Мелентьеву с ее предшественниками? То, что они все были лидерами. Не в том смысле, что крепко в руках держали власть, а в том, что владели талантом повести за собой. И как нуждается сегодня вепсский край в таких людях! Кстати, эта мысль промелькнула в коротких, но жарких дебатах во время подведения итогов конференции. Хотя и сегодня в Шелтозерье немало преданных своему народу людей, отдающих сохранению его языка и культуры не только время, но и душу.
Выступления участников чтений на какое-то время прервала очень трогательная церемония. Старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра, кандидат исторических наук, еще председатель правления Общества вепсской культуры Зинаида Строгальщикова вручила медаль «За верность Северу» Михаилу Александровичу Пиджакову и Ольге Евгеньевне Мироновой.
Михаил Пиджаков, уроженец деревни Пинджа села Шокша, более 30 лет проработал на родной земле. Выйдя на пенсию, стал активно заниматься сохранением культуры предков: участвует в вепсском фольклорном коллективе Kerdam i kaičem, помогает музею своими бесценными знаниями по местной культуре. Ольга Миронова, получив высшее педагогическое образование, вернулась на родину в вепсское село Рыбрека и вот уже 25 преподает в местной школе вепсский язык.
Так что есть люди в вепсских селениях! Но я полностью согласна с мнением еще одной участницы чтений – Ирины Семаковой, фольклориста, этнографа, заслуженного деятеля искусств Карелии: Людмила Мелентьева как руководитель Вепсского народного хора, как один из самых ярких представителей вепсской культуры заслуживает отдельного разговора. И неважно, где она родилась.
Особо мне бы хотелось рассказать об учителях вепсских школ. Они не только выполняют свои профессиональные обязанности, но и занимаются научной, поисковой, краеведческой работой и приобщают к ней своих учеников. И неважно что они преподают – вепсский ли язык, литературу, математику и биологию…
Во второй части чтений именно им и их ученикам было предоставлено слово. Однако, формат чтений и отведенное для них время не позволяет расширить число участников. Но тогда, может быть, настало время подумать об организации малых Лонинских чтений по примеру Федосовских? Хотя бы раз в два-три года? Мне кажется, что вепсские школы поддержат эту идею. Более широкое участие представителей молодого поколения в обсуждении будущего вепсского народа было бы более чем закономерно. Валентина Сукотова, организатор Федосовских чтений, сумела даже найти средства, чтобы издавать время от времени сборник материалов подростков. Нельзя любить то, чего не знаешь, дорожить тем, чему не знаешь цену (не в денежном выражении). Кто станет лидером в XXI веке? Вопрос этот, как я писала выше, уже прозвучал — в ходе небольшой, но весьма бурной дискуссии по итогам чтений. Запрос есть.
Фото Валентины Чаженгиной