Главное, Культура

ХХ век и его герои в фотолетописи Петра Беззубенко

Выставка Петра Беззубенко в Нацархиве Карелии

В Национальном архиве после летнего перерыва прошла очередная выставка-презентация — «Карелия в объективе Петра Беззубенко», посвященная 100-летию со дня рождения известного карельского фотографа, заслуженного работника культуры КАССР.  Юбилейная дата пришлась как раз на 1 сентября.

Сегодня в  Национальном архиве  Карелия в личном фонде  Петра Беззубенко хранятся  2677 условных единиц, это около 100 тысяч (!) кадров. Материалы поступали с 1986-го по 2006 год, их начал передавать в архив еще сам Петр Васильевич.

Петр Беззубенко
Петр Беззубенко

Участник Великой Отечественной войны — он  воевал в Карелии и связал после войны свою жизнь с ней, — Беззубенко создал настоящую фотолетопись  жизни республики 50-70-х годов прошлого века.  Его трудно назвать модным нынче словом «фотохудожник», да и должности такой  в редакциях не было. Он был всю жизнь фотокорреспондентом и отличался от обычных журналистов тем, что уходил или уезжал на задание не с ручкой и блокнотом, а с фотоаппаратом. Не знаю, можно ли найти населенный пункт, а тем более район, где бы он не побывал. Отдельные кадры складывались в сотни метров, а потом и километров отснятой пленки.

Таким увидел Петрозаводск Петр Беззубенко, когда попал в освобожденный город в июне 1944-го
Таким увидел Петрозаводск Петр Беззубенко, когда попал в освобожденный город в июне 1944-го
Уникальные кадры - участники митинга в Петрозаводске 9 мая 1945 года
Уникальные кадры — участники митинга в Петрозаводске 9 мая 1945 года

По мере знакомства с выставкой, развернутой в читальном зале архива, а в экспозиции были представлены фотографии, подшивки республиканских газет тех лет, на страницах которых публиковался Петр Беззубенко, поймала себя на мысли, что меня совершенно не интересует «художественная сторона» снимков, «выразительность» кадров. Я воспринимала их прежде всего как документы, рассказывающие нам языком документальной фотографии о том времени.  Кстати, интерес к работам П. Беззубенко, как говорят архивисты, в последние годы вырос, в том числе у историков и исследователей.

На встрече в архиве, куда пришли журналисты, историки, родные Петра Васильевича, зашла речь о том, насколько заидеологизирована была в то время пресса: она должна была прежде всего показывать героический труд советского человека на благо Родины, его  радостную и счастливую жизнь. Что было, то было. И подчас фотокорреспондентам, прежде чем снимать доярку на первую полосу газеты, приходилось поднимать на ноги все руководство животноводческого комплекса, чтобы найти хотя  бы один сверкающий белизной халат. А цвет замасленной рабочей спецовки токаря в заводском цехе часто было трудно сразу определить не только с первого, но и со второго раза.

На выставке Петра Беззубенко в Нацархиве Карелии

На выставке Петра Беззубенко в Нацархиве Карелии

На выставке Петра Беззубенко в Нацархиве Карелии

На выставке Петра Беззубенко в Нацархиве Карелии

На выставке Петра Беззубенко в Нацархиве Карелии

 

Сам Петр Васильевич рассказывал, вспоминали его коллеги, что часто возил с собой в командировки или  брал, уходя на съемку в Петрозаводске, помимо фотоаппарата… механическую бритву, чтобы попригляднее выглядел будущий герой фоторепортажа или портрета, иначе потом работу забракует редактор.  Всё так. А, впрочем,  разве официоз и сегодня не в чести? К тому же он подается часто в смеси с гламуром, при этом коктейль приправлен острыми криминальными новостями. Ну просто убойная сила!

Но и раньше, да и теперь, подлинные мастера всегда умели найти путь к человеку: герои Петра Васильевича Беззубенко не просто ударники труда, победители социалистического соревнования — они живые, обаятельные, вызывающие симпатию люди: ни вымученных улыбок, ни застывших  на фоне знамен поз. Даже сегодня, по прошествии более чем полувека, его герои  интересны. Для создания такого портрета нужны не только талант, профессиональное умение, но и искренний интерес фотографа к человеку, умение  вызвать к себе доверие, расположение.

На встрече в архиве было высказано предложение издать к 100-летию республики альбом  документальной фотографии лучших наших фотокорреспондентов, чьи работы переданы в архив: Петра Беззубенко, Валерия Юфы, Виктора Трошева, Семена Майстермана и других. Судя по ответу директора архива Ольги Жариновой, такое вряд ли возможно по финансовым причинам. Но она пообещала, что на сайте архива к 100-летию республики обязательно появятся  виртуальные фотовыставки лучших  фотокорреспондентов  ХХ века, имена которых навсегда вписаны не только в историю отечественной фотожурналистики, но и историю нашей  республики.

Сотрудники архива до сих пор ведут  огромную кропотливую работу с архивом Петра Васильевича Беззубенко, чтобы он весь был доступен каждому заинтересованному человеку.

К большому сожалению, посмертная юбилейная выставка Петра Васильевича  Беззубенко работала всего несколько часов 1 сентября в небольшом читальном зале архива, где присутствие всего 50 гостей уже создает эффект «яблоку негде упасть». Остается только ожидать к 100-летию республики  хотя бы начала строительства нового здания архива, в котором будут созданы условия не только для хранения бесценных исторических документов и работы сотрудников архива, но и современные залы — читальный и выставочный.

На выставке Петра Беззубенко в Нацархиве Карелии

Кстати, информация к размышлению. Недавно журнал «Огонек» опубликовал результаты опроса на тему, откуда сегодня россияне черпают сведения по истории своей страны.  На первое  место вышли кинофильмы и телевидение, где-то в середине списка научные публикации и музеи, архивов в списке вообще нет. То ли про них не знают, то ли они оказались в строке «прочие источники».

Фото Владимира Ларионова

  • Валентина Акуленко

    Спасибо Валентине Чаженгиной за эти заметки. С детства помню Петра Васильевича Беззубенко, тогда главного фотокорреспондента главной газеты республики — добродушного, весёлого, подвижного человека высокого роста … Очень жаль, что не смогла быть на этой встрече с творчеством замечательного журналиста. Именно так — журналиста, фотокорреспондента. Его фотографии говорят о времени убедительнее, правдивее, ярче многих статей и репортажей тех лет … Ещё раз спасибо автору текста и, конечно, нашему Национальному архиву за творческий труд и память о настоящем мастере своего дела.