В Общественной палате республики сегодня провели дискуссию «Защита прав детей — какой она должна быть?» с участием кандидатов на пост уполномоченного по правам ребенка.
О жертвенности заявил заместитель главы республики по региональной политике Владимир Любарский. Подводя итог дискуссии, представитель правительства поднял планку требований на недосягаемую высоту:
– Лучшим уполномоченным был Корчак. Жертвенность необходима этой кандидатуре.
Видимо, то был ответ тем, кто горячо убеждал, что детский омбудсмен должен быть прежде всего независимым от власти человеком. А тут имя Корчака… И не возразишь, хотя, если вдуматься, как следует понимать необходимость жертвенности для детского омбудсмена Карелии? Как признание того, что мы находимся в ситуации войны и без жертв не обойтись? Рискованное высказывание!
Между тем нынешний уполномоченный Оксана Старшова, которую четыре года назад вопреки протестам общественности продавили на этот пост тогдашний глава республики и депутаты парламента республики, сегодняшнюю встречу проигнорировала. Хотя, по словам руководителя Общественной палаты Натальи Вавиловой, была приглашена и обещала прийти. А вы говорите «жертвенность»…
Полномочия Оксаны Старшовой истекают 20 ноября. По закону об уполномоченном не позднее, чем за месяц до этого срока, глава республики должен внести в Законодательное собрание новую кандидатуру. То есть не позже, чем завтра, Артур Парфенчиков должен назвать имя. Или, может, послезавтра, учитывая, что в октябре 31 день.
Как известно, глава Карелии 3 октября выдвинул четырех кандидатов на пост детского омбудсмена. В самом начале дискуссии Светлана Барташевич сообщила, что снимает свою кандидатуру, потому что намерена сосредоточиться на проекте по реформированию ЖКХ, который никак не может бросить. Затем Наталья Вавилова зачитала заявление Ларисы Бойченко о том, что она также снимает свою кандидатуру. Лариса Бойченко высказалась в поддержку Геннадия Сараева.
Таким образом остались два кандидата – Геннадий Сараев и Елена Пальцева.
Елена Пальцева — председатель Комиссии по вопросам гражданского общества и межнациональных отношений Общественной палаты Республики Карелия, руководитель Юридической службы по защите прав журналистов и блогеров, доцент Института экономики и права ПетрГУ, кандидат юридических наук, член правления Союза журналистов Карелии.
Геннадий Сараев — с 2013 года руководитель регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия», исполнительный директор Карельского фонда развития образования.
Елена Пальцева первой представила свое видение работы уполномоченного. Она выделила семь направлений.
Первое — конструктивное взаимодействие с органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Необходимо менять республиканский закон об уполномоченном, расширять его полномочия и предусмотреть механизм ответственности.
Далее – работа по правовому просвещению детей и родителей, консультирование очное и дистанционное, активная работа с НКО и общественными организациями, открытость в работе общественного и экспертного советов. По мнению Елены Пальцевой, в работе совета должны участвовать и подростки. Она считает важным плотное взаимодействие с коллегами из других регионов, создание плана действий уполномоченного в республике и развитие его сайта.
Елена Пальцева ответила на заданный самой себе вопрос: достаточно ли у нее опыта для такой работы, хватит ли компетенций? И ответила положительно: помогут опыт, знания и общественная поддержка. За 10 лет как юрист она участвовала более чем в 100 процессах, в которых оппонентами выступали представители власти, и большинство имели положительный исход. Она инициировала поправки в федеральные законы, которые находятся на рассмотрении в Госдуме. Еще одной своей чертой, которая должна помочь в работе уполномоченным, Елена Пальцева назвала информационную открытость, успешный опыт работы со СМИ.
— Сегодня мало кто понимает, кто такой уполномоченный, — начал выступление Геннадий Сараев. — Для одних это адвокат детства, для других – суперуполномоченный, для третьих – правозащитник, который борется с властью. Я считаю, уполномоченный – государственный деятель, гарант реализации прав детей.
Геннадий Сараев рассказал об отрицательном опыте по созданию уполномоченных более чем в 100 школах Карелии. Их сделали ответственными за все, и они отказались, не смогли справиться с этим грузом.
Свой опыт госслужбы (Геннадий Сараев был замминистра образования Карелии. – Ред.) он считает плюсом и убежден, что ни один чиновник не думает, как навредить детям. Получается, Геннадий Сараев заранее выдал индульгенцию чиновникам, которые, увы, часто нарушают права детей. Например, бездумно закрывая школы, вынуждают детей ездить в другие села по опасным дорогам. Руководитель общественной организации «Заонежье» Валентина Сукотова назвала маршрут Палтега — Великая Губа опасным для жизни. И чиновникам об этом не раз писали.
Полемизируя с Еленой Пальцевой, Геннадий Сараев заявил, что нужно говорить не о том, кто лучше защищает ребенка в суде, а кто выстроит модель взаимодействия между властью и обществом. Сегодня самая большая проблема, сказал Сараев, в том, что ценность денег больше, чем ценность ребенка. Он привел в пример трагедию в Сямозере.
С последним утверждением можно согласиться, только хотелось бы услышать от кандидатов, как мог уполномоченный предотвратить эту беду. Известно, что за год до нее родители обращались к Оксане Старшовой с жалобами на лагерь.
После выступлений кандидаты отвечали на вопросы.
Представительница духовного управления мусульман спросила, что делать с агрессивным поведением молодежи в отношении представителей других конфессий. Геннадий Сараев считает, что необходимо просвещение и что только всем миром можно с этим справиться, один человек ничего не сделает. Елена Пальцева сделал акцент на досуге детей. Чем они занимаются после школы, особенно на селе? В условиях, когда бесплатных кружков становится все меньше, дети предоставлены сами себе.
А дальше случился нонсенс. Когда Наталья Вавилова дала слово представителю Миннанца республики, который должен был огласить результат опроса по кандидатам на пост омбудсмена, ответом была… тишина. Правда, в конце встречи сотрудница этого министерства все же робко подала голос, но выяснилось, что данных у нее нет! Многие расценили это как тот факт, что данные опроса были не в пользу того кандидата, которого двигает власть. Может, это и не так, но как тогда понимать демарш Миннаца?
Потом было обсуждение кандидатур. Высказывались как в поддержку и Елены Пальцевой, и Геннадия Сараева, так и против них.
Депутат Законодательного Собрания Карелии Эмилия Слабунова знает обоих кандидатов. По ее оценке, лучшим омбудсменом может стать Елена Пальцева – как человек с безупречной репутацией, открытый, профессиональный, коммуникабельный, имеющий огромный опыт правозащитной деятельности.
— Самое главное достоинство уполномоченного – его независимость, — резюмировала Эмилия Слабунова.
О том же сказал и председатель Союза журналистов Карелии Евгений Белянчиков: по его мнению, обсуждается вопрос не профессионализма, а лояльного кандидата или независимого.
— Для меня это вопрос чести, — сказал Белянчиков. – Посмотрим на решение главы. Я иллюзий не питаю, но надеюсь, что общественность услышат.
Незадолго до сегодняшней встречи просочилась информация, что Артур Парфенчиков может оставить на посту детского омбудсмена Оксану Старшову. Я спросила об этом Владимира Любарского. И услышала обтекаемый ответ:
— Глава примет свое решение. А какое – мы узнаем в свое время.
Ну что ж, ждать осталось недолго.
Фото Марии Голубевой