Родословная с Юлией Свинцовой

Позабытая анкета, или Династия Корлейс

Семейство Корлейс

Десятилетия спустя в моих руках оказалась анкета Веры Амелунг…

Ранней весной 1933 года моя пятиюродная прабабушка Вера Константиновна Амелунг, надеясь поступить на службу в Большой театр художником по костюмам, заполнила обязательную для всех анкету. К работе она так и не приступила, а листочек лёг в папку на долгие времена. Вряд ли кто-то с тех пор хоть раз читал ею написанное, но теперь, спустя 78 лет, оно в моих руках.

Среди сведений о прочих родственниках мелкими буквами фиолетовых с отливом чернил значится – сестра Анна, А.К. Корлейс, врач, вдова с детьми, живёт в Башкирии, Стерлитамаке.

Вот и всё. Можно ли из этой коротенькой записи что-нибудь узнать? Да, целую историю со многими действующими лицами, фотографиями и картинной галереей! Только спросите всемогущий и всезнающий Интернет!

Доктор английского происхождения Эргард Иванович Корлейс приехал в село Воскресенское по приглашению владельца медеплавильного завода Василия Пашкова. С ним прибыли две его сестры – Эрна и Эмма, медицинские сёстры. Больница была построена специально для лечения рабочих, и медики приступили к своей нелёгкой работе. Вот она, эта больничка, на сохранившихся и выложенных в Сети фото.

Доктор Корлейс за работой

Больница села Воскресенское

Женой доктора Корлейса была тоже врач, Анна Константиновна. Это ещё одна моя пятиюродная прабабушка, внучка героя Севастополя военного инженера Юлиуса Карловича Амелунга и потомок адмиралов Моласов. В больнице работала и её сестра, вот  только не знаю точно – Елена или Екатерина.

Эти люди до сих пор помнятся в селе, как замечательные медики и общественные деятели. Пишут, что имя  Корлейса помнят и чтут не только в этом районе, но и за пределами республики «и сегодня говорят о блестящем таланте этого доктора». Старший врач подвижного лазарета имени Русского учительства, имевший  многочисленные награды «за труды и деяния, оказанные раненым в борьбе за Отечество», председатель Всероссийского общества Красного Креста, он был похоронен в больничном саду, под окнами операционной. Могила его сохранилась, и за ней бережно ухаживают. А в Воскресенской амбулатории до сих пор можно увидеть «операционный зал с медицинским оборудованием и стол, где Эргард Иванович оперировал пациентов». В местном музее им отведена целая экспозиция  «Династия Корлейсов».

Сотрудники больницы. В центре А.К. Корлейс, сёстры Доктора и его дочки

Эргард Иванович работал здесь вплоть до своей смерти в 1927 году, никуда после революции, в отличие от Пашковых, не уехал. На одном из сохранившихся фото весь коллектив больницы, тесным кружком в центре сидят сёстры доктора Эргарда, его жена и дочки. У их ног породистый пёс. А вот доктора на ней нет. Он присутствует на нескольких дореволюционных фотографиях – в амбулатории, на охоте и на каком-то праздничном мероприятии в доме Пашкова.

Но самое для меня интересное  – доктор Корлейс в кругу семьи. Мы уже отвыкли от таких фотографий. Когда,  нарядившись, чинно и никого не забыв, всё семейство размещалось перед волшебником-фотографом. В их лицах видится мне какой-то подведённый ими тогда итог своей жизни. А для кого-то это только начало, только точка отсчёта.

Слева сам доктор. Доброе выражение глаз и улыбка – таким и положено быть Айболиту. Этот портрет значительно отличается от его молодых изображений, где каждый волосок приглажен, лицо внушительно и строго. Справа его жена Анна, моя далёкая бабушка. Как явно её фамильное сходство с сестрой Верой Амелунг! С родителями две хорошенькие девчушки, пока безымянные. Как трогает мою душу этот материнский жест! Маленькая доверчивая ручка ребёнка в нежной и  надёжной – маминой. Почему-то кажется, неслучайно девочки прильнули одна к отцу, другая – к матери. На венском стуле заботливо усажены две куколки. И у них сегодня важное событие! И в самом центре, немного надо всеми,  немолодая строго одетая, но совсем не строгая дама.

Вначале я решила, что так выглядела одна из сестёр Доктора, Эрна или Эмма. Но, думаю, благодаря старой анкете разгадан и этот ребус. Ведь Вера Константиновна Амелунг указала, что мать с отцом уже давно не вместе, что Елена Павловна Амелунг проживает совместно с дочерью-врачом в Башкирии. Сестёр у Доктора было две, теперь, когда я нашла и их, вижу, что у них совсем другие лица. А у Дамы и Анны Константиновны Амелунг-Корлейс угадывается похожесть. Итак, почти несомненно перед нами Елена Павловна Амелунг, старейшина семейства.

Елена Павловна Амелунг (Молас) с внучками

Настоящее полное её имя – Хелена Нарцисса Генриетта Анна Молас. Не знаю, когда сделано это фото. Конечно, до 1935-го – года её ухода, и до 1927-го, когда не станет Доктора.

В лице её печальном многое  и отражено. Рождение девяти детей. Расставание с мужем. Гибель брата Михаила Павловича Моласа при взрыве броненосца «Петропавловск»  у Порт-Артура. Самоубийство сына Константина в 1912 году. Убийство во время революции в 1918-м сына Владимира. Разлука вечная с его сыновьями – её внуками, уехавшими в Прибалтику. Прощание навечно с дочерьми, Ниной и Лукией, эмигрировавшими с мужьями и живущими то ли в Лионе, то ли в Тулузе. Редкие весточки от дочерей Марии, Ольги, Веры из Москвы. Как может всё это выдержать материнское сердце?! Как хочется верить, что здесь, среди прекрасной природы башкирского края, в кругу любящих домочадцев и этих внучек-кудряшек было ей тепло и покойно. Ну, хоть немного!

Заворожила меня эта фотография. Долго смотрю на неё, ищу детали, и, кажется, чувствую теплоту того дня и их взгляда, обращенного на меня.

Много с тех пор воды утекло. В доме доктора Корлейса в 1970 году основали Воскресенскую сельскую картинную галерею. В годы войны сюда были эвакуированы ученики московской художественной школы при институте живописи им. Сурикова, полюбившие эти край, впитавшие его красоту и свободу. Их усилиями и был устроен этот сельский музей. Рассказывается, что «картины подбирали из фондов музеев Москвы, личных коллекций и запасников самих художников-воскресенцев, ремонтировали выделенный под галерею кирпичный дом на берегу реки». Об этих двухстах юных художниках, волею судеб оказавшихся здесь в период совпавших юности и войны, сказано: «…По-разному сложилась их судьба, кого-то уже нет среди нас, а кто-то стал действительно большим художником. Но каждый из них на всю жизнь впитал в себя красоты Урала, его просторы и лучезарное небо. Эти впечатления юных лет навечно отобразились в их полотнах, воплотивших юношескую экспансивность и мудрость зрелого человека». Многие из этих ребят стали художниками с мировым уровнем, а «чувство родины военного времени в пейзаже достигает в работах учеников школы такой высоты, что… такой силы выражения этого не было в советском искусстве».

Воскресенская картинная галерея

Именно в этом месте и находится уголок, посвящённый медицинской династии Корлейсов. Живы в памяти односельчан эти  милосердные люди, их фотографии – на сайте села Воскресенского.

В одном из залов галереи

А некоторые личные вещи и фото передали музею… кто бы вы думали? Елена и Ольга Эргардовны Корлейс, проживавшие в Москве. Вот и имена девчушек-кудряшек стали нам известны благодаря великому Интернету!

Оказывается, и могила Анны Константиновны Корлейс находится в Москве, на Ваганьковском, умерла она в 1950 году. Рядом похоронен Дмитрий Петрович Неклюдов, брат её сестры Марии.

А ещё Интернет свидетельствует: в Московской области и во Франции, в Ницце, живёт пёс-ротвейлер Джироламо. Хозяйку его зовут Анна Ю. Корлейс (Шахматова). Сама о себе в социальной сети она написала: «Образование медицинское и астро-психологическое, рисую и обожаю собак». И образ Веры Константиновны Амелунг, художницы-анималистки, умевшей гадать, обожавшей борзых и много сделавшей для их сохранения в России, встаёт перед моими глазами. И медиков династии Корлейс. Хитрая штука, эти гены, всё сохраняют в себе!

Москва, Корлейс и даже Шахматова – фамилия по мужу ещё одной дочери Хелены Нарциссы Молас, жившей в Москве. Думаю, всё это не случайность, а ещё одна ниточка из клубка, мною аккуратно и бережно распутанного, ещё один листик нашего Дерева, ещё одна судьба.

А строчка старой позабытой анкеты, замеченная и отогретая мною, проросла как семечко светлой памятью, теплотой души и взгляда, энергией и добрыми делами моих предков.

Очень хочу побывать в таком красивом и добром месте, где жили мои предки

 

Фотографии доктора Корлейса и его семьи с сайта села Воскресенское http://voskresenskoe.ucoz.ru