Культура

«За это можно всё отдать!»

Геннадий Миронов. Фото Ирины Ларионовой
Геннадий Миронов. Фото Ирины Ларионовой

Дирижер всегда на виду. Такая штучная профессия. И очевидно, что дирижером надо родиться. Кто в Карелии не знает Геннадия Ивановича Миронова?  Вот уже 40 лет  он главный дирижер и художественный руководитель оркестра русских народных инструментов «Онего», у которого  своя публика и зал всегда полон. 8 декабря маэстро отмечает свое 70-летие.

Культурный работник

Мы встретились с Геннадием Ивановичем Мироновым, заслуженным деятелем искусств России и заслуженным работником культуры Карелии, в его кабинете накануне юбилейного концерта в Карельской государственной филармонии. В нем примут участие 18 прекрасных солистов России. Надо думать, это будет замечательный концерт.

– А 1 декабря 1974 года, то есть 40 лет назад, мы с оркестром начали свою первую репетицию,  вспоминает Геннадий Иванович.

Память у него отменная, помнит, как в 1957 году был в плавучем пионерском лагере на  корабле, курсирующем по маршруту  «Москва – Астрахань», как позже  с  тем же баяном плавал на шикарном новеньком чешском  корабле «Украина». Том самом, что уже под новым именем «Болгария» затонул два года назад. Всю свою жизнь Миронов много учился.

– Семя упало на благодатную почву,  смеется Геннадий Иванович. Он был способным учеником с отличным слухом, и всегда находились педагоги, готовые бесплатно – это ж было  советское время!  помочь мальчику.  Сначала школьный учитель пения Владимир Григорьевич Дидковский, обучивший Гену музыкальной грамоте.  В музыкальную школу он поступил сразу в 3-й класс, окончил экстерном. Потом учился одновременно в 10-м классе и  в музыкальном училище, а еще и работал на ленто-ткацкой  фабрике баянистом, хотя в трудовой книжке было записано: сантехник I разряда.

– Я чистокровный шестидесятник! – с гордостью говорит Миронов. – Эх, что это было за время! В Казани тогда молодежь  собиралась в кафе, читали Евтушенко, Ахмадулину, Вознесенского…

Тогда он накопил денег и  сам себе купил первый концертный баян, а стоил тот немало. Костюм для занятий был протертым от баяна, и не только на коленках: занимались по 6-7 часов. Уже тогда он понял, что будет музыкантом, несмотря на нищенскую зарплату. Зато это работа для души, так он рассуждал.  Потом был Ленинград, консерватория и прекраснейший педагог по дирижированию – концертмейстер оркестра Мравинского Владимир Рафаилович Столяров.

– За все годы учебы,  вспоминает  Миронов,  я не пропустил ни одного урока по дирижированию. Это было святое для меня.

Глядя на весь жизненный путь Геннадия Ивановича с позиции сегодняшнего дня, испытываешь такое ощущение, будто ведет его какая-то неведомая сила сверху.

– Я чувствую эту силу,  загадочно улыбается мой собеседник,   она охраняет меня всегда, как это было, когда я свалился с семиметровой высоты!

Миронов  человек неуемной энергии. Он осуществил  мечту своего отца, водителя автобуса, который страстно  мечтал, чтобы  три его сына вышли в люди, как было принято говорить. Все стали специалистами с высшим образованием. Но заветное отцовское желание, чтобы сын учился музыке, выполнил только самый младший Геннадий, который и сам проложил дорогу в мир культуры и музыки уже  своим детям. Его сын Алексей – оперный певец, солист в престижной труппе Екатеринбургского театра, дочь Анна тоже музыкант, учится в аспирантуре.

Геннадий Миронов пережил своих старших братьев. Любопытно, что в рейтинге среди долгожителей дирижеры на первом месте. Считается, что музыка, особенно классическая, продлевает жизнь. Звуковые колебания входят в резонанс с клетками организма, активизируют их обмен и регенерацию.

– Мы, дирижеры, всегда находимся в экстремальной ситуации, часто нужна просто мгновенная реакция,  размышляет Геннадий Иванович. – У нас  очень большие психические, физические  и эмоциональные затраты, очевидно, это закаляет. Раньше говорили, что труд дирижера приравнивается к труду молотобойца. Пожалуй, так оно и есть, обычно за концерт  теряешь несколько килограммов.

Существует мнение, что работа дирижера – это не работа, а удовольствие. Геннадий Иванович не соглашается:

– Это же адский труд: муки, бессонные ночи, поиски репертуара, составление  программы, изучение, анализ  и вживание в произведение, его запоминание. В голове всегда ноты, партитуры,  а вот когда хорошо  отыграешь – тогда да, удовольствие! За это можно всё отдать.

Геннадий Иванович  не просто дирижер, он бессменный руководитель большого профессионального коллектива. Для него важен порядок, дисциплина, организованность В этом смысле он руководитель авторитарный.

Я и дома дирижер, от души смеется Миронов. – Думаю, жить с дирижером непросто!

Отвлечься от музыки известному музыканту помогает природа, рыбалка, грибы. У него на даче есть любимый сарайчик с обустроенной мастерской, где Геннадий Иванович отводит душу, мастеря что-то своими руками.

– Дома я тоже слушаю музыку, но Шостаковича с утра не каждое утро включаю,  шутит маэстро. Иногда даже шоу смотрит, тот же «Голос».

Оказывается, хороший музыкант  не всегда хороший дирижер. Тут есть своя специфика. Хотя вот известные мастера своего дела, замечательные музыканты  Михаил Плетнев или Владимир Спиваков состоялись как прекрасные дирижеры. Геннадий Иванович считает, что все же есть некоторые определяющие черты характера у дирижера: это воля, умение думать наперед, организаторские способности, способность передать свой энергетический посыл музыкантам и чтобы те его поняли и услышали. Что это? Гипноз, какая-то неведомая сила? Он признается, что не знает. И медведя можно научить играть на рояле. Но здесь не все решает техника, одним словом, как сказал когда-то композитор Римский-Корсаков: «Дирижерство – это темное дело». И все-таки для Миронова главное в его деятельности – это профессионализм и мастерство.

Геннадий Миронов. Фото Ирины Ларионовой
Геннадий Миронов. Фото Ирины Ларионовой