Лет двадцать назад мне приходилось бывать в мастерской известного карельского художника Сергея Терентьева в подвале одного из домов на проспекте Ленина. «Вот, как я поднялся», – добродушно смеется Сергей, поднимаясь на пятый этаж того же дома, где теперь находится его мастерская. Довольно просторная, с большими окнами. Мы сидим за чашкой чая. За окном декабрьский сумеречный то ли день, то ли вечер – не разобрать.
Разговор идет об Архангельске, откуда только что вернулся арт-директор Медиа-центра «Vыход» Сергей Терентьев.
– С молодыми талантами Иваном Смирновым и Наташей Егоровой мы побывали на международном форуме «Современное искусство на Европейском Севере». Парадокс в том, что форум затеял не кто-нибудь, а Союз художников Архангельска. Четыре дня провели в дискуссиях и обсуждениях. Одним из событий форума стала выставка наших молодых художников под названием «Гандвикбук». Показали ее в цифровом формате, это были сплошные экраны. Могу с уверенностью сказать, что открытием форума стала наша молодая художница Наталья Егорова. По ее работам можно сказать, что она не провинциального, а вполне себе столичного уровня автор. К Наташе на форуме был особый интерес, люди хотели с ней познакомиться, пообщаться.
В сообществе карельских художников считается, что у Терентьева есть круг своих учеников, выбравших своим приоритетом актуальное искусство. Сам он не претендует на роль учителя. И вообще, по его словам, у него не было никогда таких амбиций.
– Все это миф, – утверждает Сергей. – Медиа-центр – всего лишь инструмент, инновационная и в то же время комфортная площадка для творчества молодых. Чтобы учить, нужно иметь стройную мировоззренческую систему взглядов. Единственное, чему я могу научить, – быть свободным. Но в том-то и плюс, что молодежь ходит не просто к Терентьеву, Стародубцеву или Морозову, они приходят в центр.
Тем не менее бесспорно, что Сергей Терентьев, его творчество и харизма, его образовательные и креативные проекты, идеи повлияли на жизнь и судьбу многих. В большой мере именно благодаря ему существует медиа-центр «Vыход» –единственное сегодня место на Северо-Западе России, где занимаются молодыми художниками, вкладывают много сил и ресурсов в их развитие, профессиональный рост и раскрутку.
В мастерской Терентьева вполне рабочая атмосфера. Краски сгружены в кучу. Кто видел фотографию мастерской Фрэнсиса Бэкона, скажет, что у Терентьева идеальный порядок. На столе карандаши соседствуют с шоколадом. Обстановка спартанская. Огромные серые холсты прислонились к стене в ожидании вдохновения художника. Сергей работает над спектаклем по трагедии Софокла «Аякс», хотя непонятно, будет ли он поставлен на самом деле. На полу эскиз, открытая книжка с мифами. По словам Марии Юфа, искусствоведа и супруги художника, «Терентьев – художник, сделавший игру со временем и бренностью искусства главной сутью собственных работ». Похоже, мифы его не отпускают. Вот и трехлетней давности персональная выставка тоже была посвящена греческому герою Одиссею.
– Это правда – банальное, закостенелое и хрестоматийное я пытаюсь сделать актуальным. У нас ведь, как бывает? Гомера, «Калевалу» никто толком не читал, но заявляем, что это наше всё! А с Грецией любой художник, начиная с детской художественной школы, так или иначе связан. Когда ты со всем этим растешь, когда видишь античные слепки, пытаешься их запечатлеть, ты не замечаешь, как это входит в тебя навсегда. Я до сих пор помню, как в свои пять лет впервые зашел в художественный музей, созданный в духе модерна, с колоннами и обнаженными скульптурами. Одно из самых ярких впечатлений детства – египетская мумия. Коллекция в Ивановском музее изобразительных искусств была собрана серьезная.
Первые три десятка лет Сергей прожил в Иваново. Его мама была ткачихой. В детстве была возможность пойти в музыкальную школу, но играть он желал только на фортепиано, никак не на баяне, который ему предложили. Потому решено было пойти в художественную школу, открытую в свое время фабрикантом Бурылиным, чтобы дети рабочих, окончив ее, поступали в училище и шли на фабрику создавать новые рисунки для тканей.
Оставшись после смерти мамы в 16 лет один, он учился сначала в химико-технологическом техникуме на художника по тканям и работал на текстильной фабрике, чтобы на что-то жить. Отслужил в армии, женился, окончил Ивановское художественное училище, работал художником в Ивановском драматическом театре, занимался живописью. В какой-то момент город Иваново стал ему казаться душным для творчества, и тогда он решил всё поменять.
Ездил по Северу. Петрозаводск показался почти европейским, очень чистым местом со своим шармом, с вывесками на финском языке. И, что особенно Сергея впечатлило, здесь были настоящие кофейни. Помню, в то время и в самом деле где-нибудь в Череповце можно было купить только бочковой кофе. Театров много. В Петрозаводске тогда экспонировалась выставка с работами отличных художников – Екатерины Пеховой, Михаила Юфа, Александра Трифонова, после душного Иваново воспринимавшаяся свежо и по-европейски. Это всё и решило.
Прошло с тех пор почти 30 лет. За плечами множество проектов, всевозможных выставок – всероссийских и зарубежных, персональных и групповых, кураторство, театральные постановки, организация первой в Петрозаводске частной художественной галереи, создание первой медиа-оперы на карельском языке, первых для города фестивалей и триеннале современного искусства. Сегодня Сергей Терентьев – заслуженный деятель искусств Республики Карелия, в его арсенале две престижных «Онежских маски» и премия «Сампо».
Было интересно узнать, как сейчас, спустя десятилетия, художник оценивает деятельность группы «Арт-контакт», участниками которой в 1990-е годы были около десятка человек и одним из создателей которой он был. Группа занималась устройством выставок современного искусства, в том числе международных.
– Теперь я понимаю, – размышляет Сергей, – насколько стратегически и тактически верным было создание этой группы в Петрозаводске, которая решила идти другим путем и не быть похожими на старших товарищей по Союзу художников. А начали мы с того, что трамбовали почву, организуя выставки зарубежных художников. Это был огромный труд, у нас не было ни компьютеров, ни интернета, ни денег. Тем самым мы создали и подготовили некоторую атмосферу для восприятия современного искусства местной публикой. При этом учились сами, ведь в отечественных институтах актуальному искусству не учат. Современное искусство естественно вошло в жизнь нашего города. Не было никакой революции. Всякая революция порождает контрреволюцию. Взять хотя бы пример Перми, где при поддержке губернатора и огромном финансировании актуальное искусство не очень прижилось и не особо было принято городом. На мой взгляд, важнее заниматься образовательными программами – не только для молодых художников, но и для публики. Буквально снимать кальку с больших городов, тем более зарубежных, не имеет смысла, в российской глубинке другая художественная среда.
… Свежее полотно стоит на полу. В один из своих приездов домой из Санкт-Петербурга, дочь Саша, будущий дизайнер, приходила к отцу в мастерскую, вместе писали натюрморты. На столе чайник художника, в чем нет сомнения при первом же взгляде на его разноцветную ручку.
Чай совсем остыл. Поговорили о чтении. Сергей в последнее время буквально погружен в атмосферу мифов, древнегреческого театра. Мечтает когда-нибудь освободиться от вечных тем и вновь обратиться к «Евгению Онегину». А вообще, считает он, у молодых авторов сейчас проблемы с фантазией и воображением. Возможно, оттого, что мало читают и много смотрят в компьютер.
Сергей оказался занимательным собеседником, много шутил. Он считает, что художник без чувства юмора как музыкант без слуха.
Фото Ирины Ларионовой