Культура

Увидеть, раскрыть и воспитать талант

Фестиваль "Белые ночи Карелии". Концерт "Юные дарования". Фото Натальи Мешковой

На  XI Международном фестивале искусств «Белые ночи Карелии» публика тепло приняла солистов концерта «Юные дарования России». 

В прошлом году на фестиваль «Белые ночи Карелии» приезжала группа талантливых детей из музыкальных школ Москвы – Центральной музыкальной школы при Московской консерватории: скрипачка София Федотова и виолончелист Данила Владыко, а также представитель Детской музыкальной школы Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена пианист Павел Мнацаканов. Все они уже опытные музыканты, юность не стала для них преградой в творческих борениях, все они лауреаты различных внутрироссийских и международных конкурсов. София в этом году оканчивает школу, мальчикам еще учиться несколько лет.

Нынче к этой замечательной троице присоединились еще три совсем юных музыканта: скрипач Лев Калацкий и начинающие пианистки сестры Маша и Лида Носыревы (всем троим по семь лет).  Такой возрастной разброс участников позволил организаторам концерта высветить очень важную психолого-учебную проблему, и в этом плане он был необычным.

Многим известно, что музыкальное образование – очень долгий и трудоемкий процесс, который у многих детей начинается в раннем возрасте. К примеру, вышедший на сцену Большого зала Петрозаводской консерватории Лев Калацкий начал заниматься музыкой в три с половиной года (!). Даже в том, как он вышел со своей скрипочкой, встал в привычную  позу, как свободно пребывал в сценической ауре, уже чувствовалось – на сцену вышел артист. Талант это не только Божий дар, но еще и постоянный труд, на который способен далеко не каждый ребенок. В воспитании музыканта огромная нагрузка ложится не только на ребенка, но и на педагога: от его умения подобрать ключик к каждому талантливому существу, от его терпения и желания сделать все возможное для превращения  этого существа в настоящего музыканта, зависит очень многое, если не все. Это известно преподавателям, в данном концерте понять и задуматься над этим имели возможность и непрофессионалы.

В минувшем году каждый из юных музыкантов раскрывался в сольных выступлениях. В этом два отделения концерта поделили программу на оркестровую и сольную части. Студенческий струнный оркестр Nord-West Studium во главе с Эдуардом Зондерегером, многократно принимавший участие в фестивальных программах, взял на себя очень непростую задачу – поддержать детей. Сестрички Маша и Лида пока освоили только подготовительный школьный уровень, минувший учебный год стал для них началом. Они впервые играли с оркестром, поделив исполнение «Дивертисмента» До мажор Й. Гайдна между собой.  Для них, да и для дирижера, впервые ставшего участником ансамбля с такими солистами, это было нелегким  испытанием, но они успешно справились с ним.

Не первой была встреча с оркестром для Льва Калацкого, исполнившего Концерт для скрипки с оркестром Соль мажор А. Вивальди. Как он потом признался, он, конечно, волновался, но не очень сильно. Слушатели оценили его выступление длительными аплодисментами.

Завершил  первое отделение Данила Владыко. В его исполнении прозвучали II и III части виолончельного Концерта Й. Гайдна До мажор. Этот концерт в последнее время звучит довольно часто в трактовке самых крупных виолончелистов мира, начиная с Мстислава Ростроповича. Данила не побоялся сравнений, а, может быть, просто не задумывался над этим, раскрыв, и очень убедительно, свое понимание произведения. И лирика второй части, и по-гайдновски озорной Финал прозвучали чрезвычайно привлекательно.

Второе отделение поделили скрипачка София Федотова и пианист Павел Мнацаканов. София через месяц оканчивает Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Она уже и опытный конкурсант со многими победами в нашей стране и за рубежом, и в определенной мере сложившийся музыкант на первом этапе  творческого развития. Она покоряет своей трепетной лирикой, которая имеет множество граней. Представляется, что пока для нее это главное. Однако, обладая незаурядным темпераментом, который очевиден уже теперь, по мере  взросления она будет обретать иные образные горизонты и, конечно же, — глубину проникновения в тайны композиторских замыслов.

Павел Мнацаканов уже в прошлом году буквально сразил своей недетской мировоззренческой позицией в подходе к любому произведению, а было ему всего 12 лет. Минувший год к его многочисленным призам добавил две серьезные победы международного уровня: Серебряного «Щелкунчика» в Московском телеконкурсе и III премию в Софии (Болгария).

Все завоеванные победы для ребенка с такой степенью одаренности  закономерны. Во всех сыгранных  произведениях – Этюдах Ф. Шопена №№ 5 и 12 ор. 10, «Музыкальном моменте» Ре мажор из опуса 94 Ф. Шуберта, «Романсе» П. Чайковского и «Фантазии на главную тему балета «Лебединое озеро» А. Розенблата — еще раз подтвердился многогранный талант мальчика, который, кажется,  уже теперь не знает исполнительских проблем. И для слушателей его путь в будущее определен. Но выясняется, что для самого мальчика ясно не все. Дело в том, что он параллельно учится в англо-американской школе, после окончания которой получит диплом бакалавра. Эта заманчивая перспектива пока мешает ему однозначно сделать окончательный выбор. Он признается, что больше склоняется к музыке, но окончательно пока не решил. Думается, что все-таки природа подскажет правильный выбор.

В концерте принимала участие Людмила Пищик. Она помогла юным струнникам в сольных выступлениях, где им  нужен был концертмейстер, не только в концерте, но и в выступлениях детей перед своими сверстниками и педагогами на следующий после концерта день в Музыкальной школе имени Г. Синисало.

Завершением встречи стал мастер-класс одного из ведущих преподавателей по классу виолончели Центральной Музыкальной школы при Московской консерватории Марии Юрьевны Журавлевой. Она опекала детей в прошлом году, эту миссию исполнила и в этом. Мария Юрьевна – выдающийся педагог, воспитавшая десятки виолончелистов, определяющих высочайший уровень российской виолончельной школы современности. В 2014 году она была удостоена почетного звания Учитель года.

34-летний стаж работы с детьми, познание всех тонкостей сложнейшей работы в виолончельной педагогике, как выяснилось, наименее разработанной по сравнению с обобщениями  в области обучения игре на других  инструментах, — скрипке  или фортепиано, привели ее к мысли о создании  своего учебного пособия, оформление которого она в данный момент завершает.  Присутствующим Мария Юрьевна рассказала о  том, как она выстроила это пособие, поделилась и многими наблюдениями из своей педагогической практики. Она убеждена, что все приходящие учиться  музыке дети талантливы. Но каждый ребенок — яркая индивидуальность. Угадать ее, «увидеть, раскрыть, воспитать»  и есть главная задача педагога.

Художественный руководитель фестиваля "Белые ночи Карелии" Виктор Горин. Фото Натальи Мешковой
Художественный руководитель фестиваля «Белые ночи Карелии» Виктор Горин
Маша Носырева и оркестр Nord-West Studium во главе с Эдуардом Зондерегером. Фото Алексея Киндяка
Маша Носырева и оркестр Nord-West Studium во главе с Эдуардом Зондерегером
Лида Носырева и оркестр Nord-West Studium во главе с Эдуардом Зондерегером. Фото Алексея Киндяка
Лида Носырева и оркестр Nord-West Studium во главе с Эдуардом Зондерегером
Лев Калацкий и оркестр Nord-West Studium во главе с Эдуардом Зондерегером. Фото Алексея Киндяка
Лев Калацкий и оркестр Nord-West Studium во главе с Эдуардом Зондерегером
Данила Владыко и оркестр Nord-West Studium во главе с Эдуардом Зондерегером. Фото Алексея Киндяка
Данила Владыко и оркестр Nord-West Studium во главе с Эдуардом Зондерегером
София Федотова. Фото Натальи Мешковой
София Федотова
Павел Мнацаканов. Фото Натальи Мешковой
Павел Мнацаканов

 

Фото Алексея Киндяка и Натальи Мешковой