Культура

Юны и восхитительно талантливы

{hsimage|Оркестр Nord-West Studium ||||}

Так когда-то отозвалась калужская пресса на знакомство с искусством посланцев из Петрозаводска —  студенческим камерным оркестром NordWest Studium. Прошло 12 лет, а музыканты оркестра по-прежнему юны и восхитительны. Это подтвердил и недавний концерт в Большом зале консерватории.

Такова уж особенность студенческого коллектива, куда приходят юные музыканты при поступлении в вуз и покидают его, проучившись пять лет. Идут годы, нашей консерватории этой осенью  исполнится 45 лет. Оркестру немного меньше, он родился не сразу. Но созданный замечательным скрипачом Эдуардом Зондерегером ансамбль остается вечно молодым.

После смерти профессора с небольшим  перерывом  эстафету отца подхватил его сын — тоже Эдуард, успешно продолжая заложенные традиции.  Первоначальная понятная скованность молодого руководителя коллектива, ведь надо было отвечать достигнутому творческому уровню, уходила с опытом и уверенностью, что все достижимо, надо только не останавливаться и работать с максимальным напряжением. Результат не заставил себя ждать.

Оркестр при статусе учебного коллектива постоянно ведет концертную деятельность, выступая на подиумах Петрозаводска, в районах Карелии, в различных городах России и за рубежом. Он стал участвовать в филармонических концертах, его приглашает в свои программы «Белых ночей Карелии» художественный руководитель фестиваля Виктор Горин. Оркестр давно полюбился петрозаводским (и не только) слушателям, а потому обычно зал, где он выступает бывает полным. Эдуард Зондерегер достиг больших творческих результатов, о чем свидетельствует и звание заслуженного артиста Карелии. Он берется за сложнейшие творческие задачи. К примеру, весной минувшего года проделал поистине титаническую работу, осуществив студенческими силами премьерное исполнение вокально-симфонической композиции Виктории Сергеенко «Золотая дева», созданной по мотивам эпоса «Калевала».

Концертные программы, создаваемые маэстро, всегда отличаются продуманностью и большим вкусом. Прекрасно ориентируясь в музыке разных стилевых эпох,  он подбирает сочинения в зависимости от идеи программы. Последний концерт, состоявшийся в Большом зале консерватории 2 апреля, еще раз подтвердил творческое кредо руководителя студенческого коллектива.

Пожалуй, ключевым словом программы стало слово традиция. Ведущая концерт Анна Зондерегер напомнила собравшимся о грядущем юбилее консерватории, а в традициях и вуза, и коллектива — достойно отмечать эти даты, поэтому мы можем стать свидетелями  еще не одного концерта-посвящения.

Традицией оркестра в последние годы  стало открывать программы исполнением «Прелюдии», первой части Сюиты Э. Грига «Из времен Хольберга». Яркая, темпераментная, прекрасно прозвучавшая пьеса стала символом той молодой энергии исполнителей, которую ничем подменить нельзя. Традиционно своеобразным прощанием с любимым коллективом стало для многих участников  концерта, выпускников нынешнего года, выступление в качестве солистов с оркестровым  сопровождением.

Скрипачки  Татьяна Яндулова и Инна Федорова (IV курс) исполнили I часть Концерта И.С. Баха ре минор для двух скрипок,  Мария Петавкина (скрипка) и лауреат Международных конкурсов Анастасия Голенищева (виолончель) сыграли «Пассакалью» Г.Ф. Генделя из клавирной Сюиты № 7 в обработке для струнного дуэта Юхана Хальворсена, вокалистка Дарья Востокова (сопрано) представила себя в знаменитой Ave Maria Джулио Каччини. В некоторых соло отличились и студенты младших курсов — контрабасист Андрей Абакумов (II курс) на своем редко солирующем инструменте познакомил слушателей с «Элегией» Джованни Боттезини,  скрипачка-первокурсница Софья Лоос,  уже успевшая стать лауреатом международного конкурса, — с весьма виртуозной пьесой Антонио Баццини «Хоровод гномов».  Благодаря таким концертам  студенты в оркестре получают не только прочную закалку ансамблевого музицирования, но и делают первые шаги на публике в качестве солистов.

Еще одна традиция — постоянное обновление репертуара оркестра произведениями, не предназначенными для него. Море прекрасной музыки остается вне творческой орбиты коллектива, и этот обидный факт художественный руководитель исправляет работой по переложению произведений для своего ансамбля. Такая практика издавна стала делом обычным.

В данной программе прозвучала сделанная Эдуардом Зондерегером  версия «Элегии» Боттезини для исполнения с солирующим контрабасом. Благодаря его скромному, но необходимому вмешательству в партитуру  Второго фортепианного концерта Д. Шостаковича, где партия валторн была передана альтам, в программе прозвучала II часть этого сочинения в исполнении младшего сына маэстро Александра, тоже нынешнего выпускника консерватории. Этот талантливый юноша, как и его брат скрипач, давно на заметке у меломанов. В  его интерпретации лирики великого композитора удивительно соединились спокойное величие, искренняя простота и в то же время мудрость — качество вроде бы не присущее юности, но оно было!

Некоторые переложения для  оркестра NordWest Studium делает карельский  композитор Вячеслав Кошелев. В его транскрипции прозвучала пьеса «Размышление» А. Глазунова, чье имя носит наша консерватория.

Кроме «Прелюдии» Грига, открывшей этот знаменательный концерт, в  программу вошли еще несколько  произведений в исполнении оркестра: «Увертюра» Франца Шуберта, «Экспромт»   Яна Сибелиуса и два фрагмента («Элегия» и «Финал») из «Серенады для струнного оркестра» Чайковского. Все эти номера в полной мере, поистине блестяще продемонстрировали то творческое состояние студенческого коллектива, которое хочется классифицировать как эталонное для студенческого коллектива. Предела совершенству, как известно, нет, но и сегодня можно определить этот исполнительский уровень как одну из вершин. Такой результат достигается только в случае абсолютного творческого взаимопонимания между оркестрантами и дирижером. В данном составе оно, как представляется, достигнуто. И маэстро с нескрываемой грустью говорит о том, что в связи с окончанием вуза в этом году его покинут восемь сложившихся музыкантов. Но будет новый состав, и снова закипит работа…

Важной смысловой частью концертов, где слушатель встречается с множеством незнакомых имен и фактов, является умное комментирующее программу слово музыковеда. Именно так звучали пояснения ведущей концерт Анны Зондерегер. Не утомляя лишней информацией, она сообщала главное, открывая порой интересные новые данные об  известных произведениях.     

27 апреля студенческий камерный оркестр должен стать одним из главных участников открытия стартующего в VIII  раз  фестиваля «Белые ночи Карелии». Автор необычной идеи концерта, рожденной письмами Моцарта, — выдающийся дирижер современности Саулюс Сондецкис. Его искусство хорошо знают и с нетерпением ждут в городе.  Используйте эту редкую возможность, посетите Большой зал консерватории.