Очередной герой нашей рубрики «В мастерской у художника» — кузнец Николай Беляков.
Кто из петрозаводчан не знает Николая Белякова и его небольшой домик на набережной, где всегда кипит жизнь и вьется дымок над трубой? Уверена, каждому известно, что в этом сказочном на вид домике стучит по наковальне настоящий кузнец. Особенно любят здесь бывать молодожены, чтобы получить своеобразное благословение и подкову на счастье.
Подкова на счастье для молодоженов
Николай всегда рад гостям. В его жилом доме раньше было что-то вроде небольшой гостиницы, где останавливались важные для Петрозаводска гости, например, скрипачка Дора Шварцберг.
Стучу в широкие ворота. Дверь распахивается и на пороге появляется Николай, по обычаю в ковбойской шляпе, фартуке и валенках. Откладывает на время свою работу — тяжелый и острый меч, который выковывает для театральной постановки. Мы беседуем.
Николай Беляков воссоздал этот дом своими руками
Ворота, судя по всему, новые
Еще немного, и меч будет готов
Оказывается, кузница был построена в 1911 году. Рядом была казарма, больница. Когда в 50-е годы последний кузнец умер, домик переходил от одного к другому, пока не попал в умелые руки Николая. Он к тому времени поработал в министерстве культуры методистом, потом в университете, откуда попал в фонды Союза художников, где работал как художник-исполнитель.
— А вас не смущает роль исполнителя? — спрашиваю Николая.
— Ничуть!
Часто художник не может самостоятельно выполнить свою монументальную задумку, нужен человек, который может это исполнить в металле, дереве или камне. За время своей практики Николаю чего только не приходилось делать: тесать из камня, ковать решетки для самых лучших зданий города, создавать почетные доски, беседки, светильники, люстры.
Обратите внимание на кованые решетки балконов в гостинице «Маска» — это дело рук мастера Белякова. Или доска на доме №15 по проспекту Ленина, посвященная Александру Харитонову. В мастерской у него до сих пор стоят скульптурные портреты в память о работе с известным карельским скульптором Ланкиненом.
Лео Ланкинен. Карельская девушка
На потолке мастерской вижу кованую калитку с жар-птицей посередине. Она дожидается своей хозяйки. Сколько еще такой красоты украшает дома и интерьеры петрозаводчан! Листаю альбомчик с фотографиями уникальных изделий Николая Белякова. Чего там только нет! На все лады и в разной манере.
— Какое из своих произведений вы считаете самым удачным, значимым? — допытываюсь у мастера.
Он отшучивается:
— Это мои дочери! Это у меня получается лучше всего… — и широко улыбается.
Все в нем отвечает образу настоящего кузнеца — косая сажень в плечах, большие крепкие руки, высокий рост, одним словом – настоящий мастеровой.
Уже 29 лет Николай не был в отпуске. Каждый день приходит в свою кузницу, которую создал из ничего, и делает свое дело. Он вполне доволен жизнью. А что, разве не в этом ее смысл: иметь хороший домик на берегу прекрасного озера, любимую интересную работу, семью, детей, а теперь и внуков.
Жар-птица скоро будет служить кому-то
Натюрморт из инструментов
Кузнечный горн
Фото Ирины Ларионовой