Дом актёра, Культура

Нам 20 лет!

Студенты актерского курса под руководством Арвида Зеланда. Фото Национального театра Карелии
Студенты актерского курса под руководством Арвида Зеланда. Фото Национального театра Карелии

20 лет назад в Национальный театр Карелии пришли выпускники актерского курса Петрозаводской консерватории под руководством Арвида Зеланда

«Зеланд пытался развивать любого артиста. Каждому предоставлялась возможность сыграть главную роль, но ты должен был выходить и в массовке. Все попробовали всё».

1 февраля 1999 года студенты актерского курса под руководством Арвида Зеланда начали работать в Национальном театре Карелии. Одиннадцать мальчиков и девочек стали частью труппы, в которой не хватало именно таких партнеров: юных, дерзких, энергичных, свежих. Вливание молодой крови привнесло новые названия в репертуар. Сотрудничество с мэтрами сцены обогатило молодежь секретами мастерства, которые по крупицам собираются на протяжении всего творческого пути.

А началось все с того, что в 1997 году при Национальном театре Карелии был набран актерский курс. Полгода студенты тихо-спокойно чему-то обучались, практически строго в соответствии с бессмертными строками: «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь»… И если бы не одно событие, возможно, не обрела бы профессиональная сцена около дюжины ныне известных и любимых зрителями артистов.

Новый художественный руководитель и директор Национального театра Арвид Зеланд взял под свое крыло юные дарования и стал мастером этого курса. Выяснилось, что на тот момент в Карелии не существовало подробно прописанного по всем предметам плана обучения актеров, получавших образование в системе высшей школы. Арвид Михайлович обратился к Марии Михайловне Крауклит, работавшей в ЛГИТМиКе методистом на кафедре режиссуры у Г.А. Товстоногова. Зеланд и Крауклит отправились в Санкт-Петербург, в свою альма-матер – Театральный институт на Моховой (СПБГАТИ), где совместными усилиями были разработаны и утверждены соответствующие (что немаловажно) ГОСТам планы обучения на весь период. Мария Крауклит на протяжении всех лет формировала учебный план, принимала участие в приглашении знаменитых педагогов из столичных театральных вузов и стала истинным ангелом-хранителем курса, умея сгладить все конфликты и недопонимания.

Получив для студентов официальный статус актерского курса в Петрозаводской государственной консерватории, с 1 февраля 1997 года Зеланд запустил процесс полноценной учебы, когда занятия идут с утра до поздней ночи, нет ни праздников, ни выходных, и даже 1 января в 10 утра актеры приходят на урок по мастерству.

Так началось служение Театру. Часть студентов, кто не рассчитывал на подобное отречение от обычной жизни, сошла с марафонской дистанции и отсеялась. Те же, кто остались, погружались в профессию под руководством таких петербургских педагогов, соприкосновение с которыми стало вехами на их творческом и жизненном пути.

Куратором курса был Андрей Дмитриевич Андреев, петербургский режиссер и театральный педагог. Именно у него учился Арвид Михайлович. Приглашение своего мастера в качестве высшей инстанции стало и данью уважения, и определенным вызовом самому себе: очевидно, что Андреев оценивал не только петрозаводских студентов, но и своего выпускника, ставшего учителем.

Людмила Владимировна Честнокова – легендарный преподаватель актерского мастерства, профессор, она начинала свою деятельность с Василием Васильевичем Меркурьевым (народный артист СССР, режиссер и театральный педагог) и Ириной Всеволодовной Мейерхольд (актриса, режиссер и театральный педагог, дочь Всеволода Эмильевича Мейерхольда). Благодаря столь драгоценному опыту Честнокова обучала студентов не только по системе Станиславского, но и знакомила их с биомеханикой Мейерхольда!

Когда приезжал педагог по сценическому движению Анатолий Анатольевич Черных, то отменялись все лекции, студенты фанатично осваивали тонкости гармоничного физического существования на сцене и работали, пока не падали от усталости. Силы неофитам давал бог по имени Призвание.

После занятий акробатикой с асом своего дела Тамарой Васильевной Петровой весь курс научился выделывать такие сложные кульбиты, что поверить в то, что совсем недавно кто-то из них не мог сделать обычный кувырок, было невозможно.

Любовь Михайловна Субботовская – старейший петербургский педагог по вокалу. Причем она не ставила ребятам узконаправленной задачи красивого пения. Главная цель состояла в том, чтобы научить пропускать каждую пропеваемую строку через внутренний мир исполнителя, раскрывая в слове и звуке степень владения актерским мастерством.

Были и замечательные местные учителя. Навсегда в сердцах студентов поселилась любовь к танцовщику и педагогу, премьеру балетной труппы Музыкального театра Олегу Вилодовичу Щукареву, который преподавал танец. Даже по окончании учебы еще целый год молодые артисты продолжали ходить на его уроки уже со следующим курсом. Любовь Николаевна Васильева в тесном сотрудничестве с преподавателем с Моховой Любовью Дмитриевной Алферовой занималась с курсом постановкой речи.

Вообще, система обучения была разумной и гибкой: когда приезжали мастера из Петербурга, расписание выстраивалось так, что почти все время отдавалось под их уроки. На занятиях присутствовал местный педагог, который дорабатывал потом со студентами необходимые навыки и шел дальше в соответствии с заданным направлением. Такой подход позволил обеспечить высочайший уровень обучения для регионального вуза. И в этом заслуга Арвида Зеланда, который приглашал для своих питомцев лучших из лучших. Одно то, что председателем итоговой экзаменационной комиссии стал народный артист СССР, заведующий кафедрой сценической речи Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина Василий Семенович Лановой, говорит о многом.

2002 год. Нижний ряд: Анатолий Черных, преподаватель СПбГАТи по сцендвижению, доцент; Людмила Честнокова, профессор, Арвид Зеланд. Стоят: Мария Крауклит; народный артист СССР, завкафедрой сценической речи Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина Василий Лановой; народная артистка России и Карелии Людмила Живых, Татьяна Калашник, министр культуры РК, и замминистра культуры Ирина Шумская
2002 год. Нижний ряд: Анатолий Черных, преподаватель СПбГАТи, доцент; Людмила Честнокова, профессор; Арвид Зеланд. Стоят: Мария Крауклит; народный артист СССР, завкафедрой сценической речи Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина Василий Лановой; народная артистка России и Карелии Людмила Живых, Татьяна Калашник, министр культуры РК, и замминистра культуры Ирина Шумская

Спектакли, которые выпускал курс, становились лауреатами театральных фестивалей и украшением афиши Национального театра. Публика сразу отдала им свое сердце. Находились и те, кто видел эти работы по много раз. «Нискавуори», «Simple Story», «Творение мира», «Маугли». В «Опасных связях» Зеланд выходил на сцену в главной роли Вальмона вместе со своими студентами. Он рисковал, прекрасно понимая, чем может обернуться такой опыт. Но спектакль состоялся, был принят зрителями «на ура» и взаимно обогатил и студентов, и их мастера.

"Нискавуори"
«Нискавуори»
"Опасные связи"
«Опасные связи»
"Творение мира"
«Творение мира»
"Маугли"
«Маугли»

Сегодня из одиннадцати молодых актеров, пришедших двадцать лет назад, в театре остались шестеро: Вячеслав Поляков, Ольга Портретова, Тамара Воронова, Александр Куйкка, Алексей Белов, Олеся Леонтьева. Они представляют собой очень важную, сплоченную часть труппы.

Выпускники актерского курса под руководством Арвида Зеланда, работающие сейчас в Национальном театре. 2019 год. Фото Юлии Утышевой
Выпускники актерского курса под руководством Арвида Зеланда, работающие сейчас в Национальном театре. 2019 год. Фото Юлии Утышевой

Пятеро – Евгений и Оксана Терских, Ирина Машкова, Элли Нярья, Анна Любанец – служат в других театрах, кто-то живет и работает в других городах и даже странах. Но то, что они пережили за время совместного обучения и творчества на подмостках, навсегда сделало их близкими, неравнодушными друг к другу людьми.

Актеры ответили на вопрос:

Чем вам запомнился Арвид Зеланд?

Олеся Леонтьева: — Вот чего мне сейчас не хватает, это железной дисциплины. Арвид Михайлович нас любил и в то же время держал очень строго. Наш курс благодаря ему самый «дрессированный».

Ольга Портретова: — Для меня самым ценным было то, что он умел каждого из нас разглядеть, каждому умел дать адекватную нагрузку. Зеланд пытался развивать любого артиста. Каждому предоставлялась возможность сыграть главную роль, но ты должен был выходить и в массовке. Все попробовали всё. Каждому давался шанс. Все были на равных.

Алексей Белов: — Всего себя он отдавал студентам. Полностью. Это здорово работало, эффект был очень мощный. Он отдавал нам себя на двести процентов. Мы были ему как дети.

Вячеслав Поляков: — Арвид Михайлович сфокусирован на актере, на его личности. Он много разговаривал с нами, мог шутить и смеяться, хотя всегда ощущалась четкая дистанция, панибратства никогда не было. Не переносил нечестности ни на сцене, ни в жизни. Мы были его первым курсом, и иногда нам приходилось тяжело, все очень разные.

Александр Куйкка: — Помимо нашего курса, Зеланд в это же время возглавил Национальный театр. А это были не самые простые времена. Необходимо было находить средства на ремонт театра, он справлялся с этой трудной задачей. Его безусловная заслуга в том, что, по сути, его стараниями и усилиями создалась система театрального образования в Карелии. До нашего курса преподавание еще никогда не велось на таком высоком уровне.

Тамара Воронова: — То, как с нами занимался Арвид Михайлович, было огромным удовольствием для всех студентов. Поскольку мы были его первым курсом, он нас учил и на нас учился. Обогащающий процесс для обеих сторон!

Арвид Зеланд не теряет связь с Петрозаводском, Национальным театром и своим первым, смеем надеяться, самым любимым курсом. Двадцать лет – хороший срок для подведения итогов. А они таковы, что актерам есть чем гордиться на протяжении этого пути. В этом можно убедиться, полистав их персональные странички на сайте и заглянув в афишу. Театр же приобрел в их лице самоотверженных и неутомимых служителей подмостков. С юбилеем, курс Зеланда!