«Земля» Михаила Елизарова получила премию «Национальный бестселлер» 2020 года. Какой же рецепт создания российского бестселлера можно почерпнуть из этого романа?
Сделаю небольшое отступление от конкретной книги. Я считаю, что книги, если не употреблять особо раздражающее слово «воспитывают», а заменить на более нейтральное, ‒ «оказывают влияние». И это факт неоспоримый. Даже на людей, не берущих книгу в руки, она оказывает влияние через читающих сверстников, кинематограф, телевидение. Каждый ли автор, который садится за работу над текстом, понимает это?
А теперь о книге Елизарова. Я пишу свое впечатление. Высказать мнение, если уж я потратила деньги, время и прочла столь объёмную работу, я имею право. Книга ведь написана для меня, читателя.
Сначала у героя книги с распространённым именем Володя было детство. Правда, описано оно бегом, без чётких образов родителей и друзей, да и самого героя. Мальчик из-за неуживчивости отца менял школы, везде сталкивался с травлей, учился кое-как. Родители разошлись, он доучивался в школе, живя с бабушкой. Рассчитывал избежать армии, но в итоге попал в стройбат. Там и начал успешно копать землю, чем накачал себе терпение, сильное рукопожатие и лычки сержанта.
После армии под крыло его взял старший брат от прежней связи отца. Володя не намеревался поддерживать похоронный бизнес брата, а собирался просто посмотреть, но так и застрял в нём по независящим от него причинам — волна несла. Брат Никита явно из бандитов, речь выразительно его характеризует. Сей новоявленный бизнесмен не чужд развития, о методах которого я еще скажу.
Любовная линия книги начинается со знакомства с высокообразованной «красавицей, умницей» девушкой Никиты: «…Высокая, тощая Эвелина-Алина. Узкие босые ступни ‒ длиннопалые, с красным лаком на ногтях. Очень молодая ‒ моя ровесница или, может, на год-другой старше. На ней были какие-то модные джинсовые лохмотья, открывавшие манную белизну тощих коленей. Футболка с растянутыми, долгими, как у Пьеро, рукавами чуть съехала с худенького плеча, обнажив вытатуированную кошачью голову…»
Никита смотрел на неё «… убийственно-нежным, звериным взглядом, точно прирученный изверг», «отцу она тоже понравилась.., отец просто получал удовольствие от присутствия такой красотки», а герой нашего времени Володя «испытал лишь внезапное уныние: «Девушка, которая мне понравилась, принадлежит моему старшему брату».
Однако это не помешало ему при первой же возможности переспать с нею. Конечно, по её инициативе, ведь герой ничего не решает сам. А девушка-то совсем не простая. Выпускница Московского лингвистического университета, сделавшая карьеру в местных муниципальных органах и любящая начать «заумный щебет» после соития. Этот «щебет» позволил образовать и старшего и младшего брата удивительно быстро. Тут и Шопенгауэр, и Керкьегор, и каузальность времени, и Франкенштайн, и Дракула, и Откровения Святого Иоанна Богослова и много ещё чего философского и высоко интеллектуального.
Однако предательство брата на этом ещё не закончилось. Девушку он уводит. Он же, как всегда, случайно, опять вынудили обстоятельства, рассказывает об этом партнёрам брата. Слухи доходят до конкурентов. Что делать? Куда деваться? Решает уехать, но опять не получается. Что же помешало? Алина попросила обратиться за работой к конкурентам Никиты. Сначала Володя решительно сказал «Нет!», но потом, после натуралистично описанного секса, пошёл Володя к конкуренту брата Гапону. Тот тоже про любовь, только в своём жанре:
«‒ Ты ж это не для себя, в конце-то концов, делаешь, а для любимой женщины! ‒ профессионально давил на больное Гапон. ‒ Я (…) с него мужики. Брата не (…), а тут мнётся стоит! Ему бабло предлагают, а он мнётся!»
В общем, через страниц триста мата, философии, общения с проституткой, пьянки, блевотины и очень умных высказываний (почерпнутых в постели у любимой девушки и вычитанных в первой главе учебника «Философия для вузов») у героя Елизарова Володи всё сложилось как нельзя лучше: девушка любит, карьера в похоронном бизнесе светит.
Имея некоторый талант, можете взять на вооружение рецепт для создания Национального бестселлера: 1/4 часть порнухи, 1/4 часть матерщины, 1/4 часть философии, 1/4 часть детских воспоминаний.
Смешать, добавить умения связно изложить, вылить на голову абсолютно безвольного героя с распространённым именем и вуаля, принтер печатает, деньги текут! А после нас хоть потоп. Часть этого потопа я даже готова принять на свою голову после этого текста.