30-летию Всемирных Цветаевских Костров посвятила вечер в Доме актера Наталья Ларцева, известный исследователь жизни и творчества Марины Цветаевой.
Она увлеклась Цветаевой сразу и на всю жизнь после одной встречи. Это было в 60-е годы в Италии. Профессор Болонского университета протянул ей сборник стихов «После России» со словами: «Вы читали?». Выпускница филфака Ленинградского университета, дочь актеров, Наталья Ларцева считала, что хорошо знает поэзию, однако о Цветаевой не слышала.
— Я открыла книгу и с первых строк поняла: это крупный поэт — не поэтесса. Прошу поэтессой ее не называть, — обратилась Наталья Ларцева к собравшимся в Доме актера почитателям творчества Марины Цветаевой.
С тех пор Ларцева выпустила несколько книг, еще одна — «Семь встреч с Мариной Цветаевой» — пока не издана.
Как главный редактор Карельского радио Наталья Ларцева ходила на совещания в обком партии. И однажды услышала от завотделом пропаганды: «Имейте в виду: ПастЕрнака (именно так было сделано ударение. — Ред.) в эфире не будет!». Она встала и вышла. Поняла, что должна уйти с должности главного редактора. Убеждена и сейчас:
— Если что-то поперек души, то жизнь не в жизнь.
В 2001 году Наталья Ларцева стала инициатором Цветаевских костров в Петрозаводске — на берегу Лососинки. А первый костер зажгли в Тарусе 30 лет назад. Вторым городом спустя десять лет стал Вашингтон. Сейчас костры зажигают в десятках точек на планете, даже в Уганде.
На вчерашнем вечере прозвучала уникальная аудиозапись, сделанная в 1968 году Натальей Ларцевой, — Анастасия Ивановна Цветаева читает стихи Марины, которые в юности декламировала с сестрой в унисон. Вот одно из них:
Ты, чьи сны ещё непробудны,
Чьи движенья ещё тихи,
В переулок сходи Трёхпрудный,
Если любишь мои стихи.
О, как солнечно и как звёздно
Начат жизненный первый том,
Умоляю — пока не поздно,
Приходи посмотреть наш дом!
Будет скоро мир тот погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом.
Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра.
Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь ещё, спеши!
В переулок сходи Трёхпрудный,
В эту душу моей души.
Голос Анастасии Цветаевой молод, не верится, что ей в момент записи за 70. Наталья Ларцева была хорошо знакома с Анастасией Цветаевой, написала воспоминания о ней — их первая публикация была в печатном «Лицее».
Вот та самая запись Анастасии Ивановны Цветаевой:
В конце вечера прозвучали стихи Марины Цветаевой, Пастернака и посвященные кострам строки петрозаводского поэта Леонида Авксентьева. Завершилась встреча по традиции цветаевских костров совместным чтением под руководством Натальи Гальциной знаменитых строк Марины Цветаевой:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Фото Ирины Ларионовой