Концертом солиста Мариинского театра Виктора Черноморцева открылся IX Международный фестиваль искусств «Белые ночи Карелии».
«Белые ночи Карелии» давно зарекомендовали себя как одно из главных художественных явлений года в нашей республике. Фестиваля ждут многие любители музыки, предвкушая радость встреч с большим искусством, уже знакомыми исполнителями и новыми именами и коллективами. Художественный руководитель фестиваля Виктор Горин не устает размышлять над очередными программами фестиваля и каждый раз чем-то удивляет нас.
Виктор Горин открывает X Международный фестиваль искусств «Белые ночи Карелии»
В этом году фестиваль открылся концертом оркестра народных инструментов Петрозаводской консерватории во главе с молодым дирижером Алексеем Чугаевым и солистом Мариинского театра Виктором Черноморцевым. Прямо скажем, альянс очень необычный и до некоторой степени рискованный – учебный студенческий коллектив и маститый бас, снискавший широчайшую известность, народный артист России. Наверняка многие шли на концерт с мыслью о разности «весовых категорий» участников концерта. Но надо хотя бы немного быть знакомым с обеими составляющими идеи программы, чтобы не бояться за исход вечера.
Российская концертная практика на протяжении многих десятилетий показывает, как часто академические певцы выходят на эстраду, исполняя старинные романсы и народные песни под аккомпанемент русского народного оркестра. Это творческое содружество доставляет исполнителям и слушателям обоюдное удовольствие, рождая особое чувство сопричастности к чему-то глубинно национальному и тая в себе неповторимое обаяние. Виктор Черноморцев с его богатырской природой – один из тех, кто не мыслит себя без подобной исполнительской деятельности.
В Карелии Черноморцев хорошо известен. В свое время он был участником Костомукшских фестивалей, не единожды украшал и программы «Белых ночей». Он прекрасный исполнитель романсной классики и создатель множества оперных героев. Кстати, в оперном жанре мы его слышали в партии Скарпиа в концертном исполнении «Тоски» Дж. Пуччини на IV фестивале «Белых ночей Карелии» в 2008 году.
В программе открытия певец исполнял народные песни и старинные романсы. Его богатая природная вокальная стихия обладает многими гранями, большинство из которых он продемонстрировал в концерте. Русская народная песня и старинный романс жанры родственные, оба покоряют своей задушевной лиричностью, и прозвучало их довольно много. Все они пользуются неувядаемой популярностью, но мы не устаем их слушать, ибо каждый певец вкладывает в них свои эмоции. Много их и в репертуаре Черноморцева: русская народная песня «Ах ты, душечка, красна девица», романсы «Я встретил вас», « Я вас любил», «Гори, гори моя звезда», «О, если б мог выразить в звуке…» и другие – все это каждый раз слушается как будто впервые, столько в них естественного, искреннего чувства, каждый раз в них открывается что-то новое, не замеченное ранее. А когда их исполняет большой артист, человек все понимающий, результат становится поистине впечатляющим, как это случилось и на сей раз, в частности, в знаменитом романсе Абазы на стихи Тургенева «Утро туманное».
Конечно, со стороны певца было бы противоестественным не включить в программу те произведения, в которых раскрывается бесшабашная, рвущаяся из груди русская удаль. «Живет моя отрада», «Тройка мчится…» и, конечно, «Очи черные», спетые на бис, без всего этого просто невозможно было обойтись.
Алексей Чугаев и оркестр русских народных инструментов Петрозаводской консерватории
Очень порадовал студенческий оркестр. Нечасто начинающим музыкантам выпадает возможность выступать с такими певцами. Но под руководством своего художественного руководителя Алексея Чугаева они чувствуют себя уверенно и свободно, никакие музыкальные рифы им не страшны.
Молодой доцент Петрозаводской консерватории, сравнительно недавно расставшийся со студенческой скамьей – консерваторию он окончил как баянист в 2005 году, уверенно чувствует себя за дирижёрским пультом (в аспирантуре он учился уже как дирижёр), не теряясь даже в неожиданно возникающих критических ситуациях. В минувшем году он стал лауреатом престижного III Международного конкурса дирижеров русских оркестров, прошедшего в Красноярске. Конкурс был сложным, в нём соревновались семнадцать участников из разных регионов, и среди них были люди с серьезным стажем и победами на конкурсах. Во второй тур прошли восемь претендентов, где и развернулось нешуточное соревнование. В результате Алексей Чугаев завоевал не только серебряное второе место, но и приз симпатий Красноярского оркестра народных инструментов имени А. Бардина, с которым работали дирижёры-конкурсанты. Эти результаты дорогого стоят, значит, Алексей вошёл в группу тех, на кого возлагаются большие надежды в будущем. Консерватория вправе гордиться такими своими учениками.
В подобных концертах оркестр, как правило, не только аккомпанирует солисту, но и демонстрирует своё искусство. Прозвучали пять разноплановых произведений. Одно из них – образец русской классики – симфоническая картина Н. А. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце». В переложении для оркестра народных инструментов эта музыка не утратила ни своей колоритности, ни образной яркости. В начале концерта прозвучала «Смоленская увертюра» В. Кончакова, композитора, отдавшего Карелии многие годы творческой жизни. Она написана композитором именно для народного оркестра. Вальс В. Кладницкого «Посвящение В. Андрееву» выдержан в стиле многих произведений подобного рода, посвященных замечательному создателю первого российского оркестра народных инструментов.
В качестве солиста с коллективом выступил преподаватель консерватории Алексей Талицкий, блестяще исполнивший эффектную эстрадную пьесу – «Экспромт» для саксофона с оркестром Евг. Дербенко. И ещё одно выступление закономерно вызвало восторг слушателей – студентка IV курса консерватории Ольга Пилицына сыграла виртуознейшую финальную часть «Концерта-симфонии» для домры с оркестром А. Цыганкова. Её успех закономерен, она обладательница многих призов, в том числе на последнем конкурсе имени Альбина Репникова заняла среди домристов первое место и своим выступлением еще раз подтвердила статус солистки.
Ну что ж, достойное начало IX фестивалю «Белых ночей Карелии» положено.
Фото Андрея Раева
Следующий концерт на фестиваля «Белые ночи Карелии» состоится 14 мая. В концертном исполнении прозвучит опера Сергея Рахманинова«Алеко».
Большой зал консерватории. 19 часов
Симфонический оркестр Петрозаводской консерватории. Дирижер – Илья Дербилов (Санкт-Петербург), Академический хор Петрозаводского государственного университета. Художественный руководитель – Николай Маташин, солисты Большого театра России: заслуженный артист России Юрий Нечаев, лауреат международных конкурсов Елена Евсеева, Отар Кунчулиа, солист Мариинского театра Михаил Латышев, солистка Музыкального театра РК Жанна Запольская