Кино

Наш киноклуб: «Саммерхилл»

domrebenok.ru
domrebenok.ru

Удивительный фильм снял Джон Ист. Не потому ли, что сценарий создавался по книге на все времена? Да-да, речь о книге Александра Нилла “Саммерхилл”, посвященной воспитанию свободой.

Можно было бы усомниться в эффективности и возможности такого подхода, если бы не одно но. Школа, открытая в 1921 году в городке Лейстон в Саффолке, отстояла свое право быть и воспитывать детей, у которых в обычной школе, с ее запретами и обязательным посещением уроков, не было бы шансов. Один из постулатов Александра Нилла в том, что  школа должна подходить детям, а не наоборот — дети школе. Хороший принцип, который, как оказалось, не вяжется с современным образованием. Пример тому — закрытие 45-й петрозаводской школы, куда принимали детей с разной успеваемостью и разными судьбами.

Максим Иванов, историк, Державинский лицей: “Кино про абсолютное добро”

— В центре любого образовательного пространства ДОЛЖЕН быть ученик, его потребности, стремления, мечты. Именно такое пространство организовал Александр Нилл в 1921 году – школа «Саммерхил», которая работает по сей день. Здесь можно не посещать занятия, играть, лазать по деревьям, выбрать для изучения те направления, которые нравятся. Более того, школа полностью управляется учениками. Представляю сейчас лица российских учителей. Но это пространство не вписывается в установленный порядок МИНОБРАЗА. Но не буду спойлерить, смотрите сами.

Добавлю только, что этот фильм можно смело поставить в один ряд с «Обществом мертвых поэтов» Питера Уира, «Заплати вперед» Мими Ледер, «Домашняя работа» Гэвина Вьесена. Это посильнее «Большой перемены»… Это кино про абсолютное добро. Про людей, живущих сердцем, а не разумом.

История, рассказанная Джоном Истом, крайне актуальна, особенно для России. Сейчас российская школа должна ориентироваться на запросы общества, государства, экономики, родителей. Где же ученик? Ему просто нет места во всех многочисленных экзогенных запросах. И это печально. В Петрозаводске такого нет точно! Может, отчасти в школе искусств… Думаю, по всей России несколько таких школ найти можно.

Елена Станиславовна, Анна и Ольга Коккаревы: “Все это было и у нас”

— В  Саммерхилл принимают любых детей, независимо от их способностей, успешности или неуспешности в других школах. Для тех, от кого отказались другие школы, петрозаводская 45-я школа стала шансом раскрыть себя. На первом месте был не процент успеваемости, который требуют чиновники, а развитие ребенка. Индивидуальный подход к каждому. Демократия в управлении школой. Забота о душевном и физическом состоянии каждого… Это общее для Саммерхилла и 45-й школы.  Дочку шокировало, когда директор лицея прошла мимо нее, когда она была вся в слезах. В нашей школе такого быть не могло. В Саммерхилле, как и в нашей 45-й школе,  ребенок имел возможность стать лучшим в том, что ему интересно, даже если ему не дается что-то из основных предметов. Это как у старшей дочки  Ани… Математика, физика, химия не давались совсем, а теперь на историко-филологическом факультете в первых рядах, и преподаватели твердят ей об аспирантуре в дальнейшем. Детям верят, считают их хорошими, чтобы не ошибиться и не обвинить напрасно. Много внимания уделяется воспитанию лучших человеческих качеств.

Такие школы как кость в горле чиновников, так как результат их работы невозможно оценить баллами и процентами. Результат — проверки по стандартной схеме, непонимание, неприятие и стремление избавиться. Дети и педагоги столкнулись с бездушной и жестокой чиновничьей системой. Идея — единство. Отношения — благодарность и любовь к своей школе. Но все это было и у нас, когда дети учились в закрытой два года назад 45-й школе. Люди тоже были… Много… Все вместе и каждый по отдельности. Важным оказалось то, что в фильме на суде вышли выпускники как подтверждение успешности идеи. Жаль, у нас такого не было, хотя если бы собрать статистику и представить ее на суде — это оказалось бы весомым аргументом.

Поведение чиновников абсолютно одинаковое в разных странах — узость мышления, стремление постричь всех под одну гребенку, нежелание вникнуть и разобраться в то, что не вписывается в их рамки, стремление угодить вышестоящим чинам. Разница в том, что хотя бы по результатам суда они смогли даже если не признать, но принять свою неправоту. Наши чиновники оказались на это не способны.

Педагогическими находками наполнен весь фильм. Его надо показывать всем, кто решил быть педагогом. Хорошо бы показать и нашим чиновникам с последующим обсуждением, чтобы в их душах проснулось что-то человеческое. Особенно в фильме запомнилась очаровательная инспекторша. Она оказалась человеком, а не винтиком в чиновничьей машине.

Андрей Лукутин,  учитель истории, президент клуба «Учитель года», Москва: “У нас такого фильма  пока нет”

— У нас такого фильма про школу пока нет. Красивая сказка в «американских традициях» со счастливым концом. Школьники побеждают, минобраз остается с носом… Что касается того, есть ли у нас такие школы? Конечно, есть. Школа Тубельского — яркий тому пример! Школа Пинского — не копия, но все же! Не калька, но во многом с похожим укладом. Такие школы есть, но о них лучше не знать чиновникам. Заткнут! Просто совдеповский до сего дня взгляд на школьное образование не позволяет им развиваться ни в ширь, ни в глубь.

Эти серии по телеку бы показать, было бы поучительно!!! Особенно последняя серия с судом. Но все же это сказка! Школа была, есть и будет — конвейер с очень жестким распорядком и правилами игры! Ничего не поделаешь! Но кто старается сделать хоть что-то на этом поле игры — достоин похвал! И в этом сами школы не виноваты! На смену воспитания личности приходит воспитание «успешного потребителя со счастливым ликом». Слышали же, что мы должны воспитывать успешного человека. И все равно какого — главное успешного! Но счастливая и хорошо обученная сволочь страшнее необученной!

 

Дарья Олыкайнен, студентка, Петрозаводск-Финляндия: “Школа-мечта”

— Четыре серии фильма  «Саммерхил» я посмотрела на одном дыхании. Ну просто школа-мечта! Но я и подумать не могла, что эта удивительная, нестандартная, новаторская школа существует на самом деле. Ведь та свободолюбивая атмосфера, которую удалось создать в «Саммерхилле», так контрастирует с существующим повсеместно подходом к образованию, с которым приходится сталкиваться практически каждому ребенку и каждому родителю.

Даже в лучших школах, где работают компетентные и любящие детей педагоги и где вроде бы стараются дать детям максимальную возможность самореализоваться, все равно дает о себе знать неистребимый казарменный дух. А что уж говорить о среднестатистических учебных заведениях! Как часто можно встретить детей, у которых природная любознательность напрочь убита школьной принудиловкой. И даже личное достоинство маленького человечка подчас не остается в неприкосновенности, попадая под каток школьной системы. И если бы у меня были дети, я бы, конечно, предпочла, чтобы они учились в школе, подобной английской «Саммерхил». Да я бы и сама с удовольствием, отмотав лет 20 назад, училась бы в такой школе. Если в России появится такой эксперимент, то это  способно привести к позитивным изменениям в обществе.

Данил Петров, шестиклассник, школа №2, Кондопога: “У нас все за деньги”

— Мне понравилась детская демократия и собрания, на которых дети все решают сами. Например, выбирают те занятия, что им по душе. Важным для меня показалось, что взрослые и дети равны. Они — друзья, а школа —  семья, которую поддерживают выпускники. Я не слышал о подобном в нашем городе и стране, хотя бабушка рассказывала мне о коммуне Макаренко. Это, наверное, что-то похожее. В фильме показана маленькая школа.Там 56 учеников — по семь человек на одного проверяющего, а проверяющих было восемь! У нас в классах по 30 учеников. Как подобное осуществить в больших школах… Мы приходим на уроки, а возвращаемся к компьютеру и телевизору. Мне рассказывали, что раньше были октябрята, пионеры, тимуровцы, бесплатные художественные, музыкальные, спортивные школы, но теперь у нас все за деньги…

Яна Шульженко, человек свободных профессий: “Свобода быть собой”

— Потрясающий фильм о… воспитании свободой. О любви и верности убеждениям. О том, что даже самый трудный ребенок — прежде всего РЕБЕНОК, надо только умело разглядеть за воинственным фасадом боль и несчастье. Сам А. Нилл, основатель школы Саммерхилл, говорил, что “трудный ребенок — несчастный ребенок” и предлагал “лечить”  детей от этого самого несчастья с помощью достаточно альтернативной для своего времени системы обучения. Саммерхилл — место, где детям дается свобода… быть собой. И дело не только в отсутствии обязательных занятий и оценок, в полной аристотелевской политии, в приятии и понимании. Дело в любви. В равноправии. В отсутствии навязанных авторитетов. В свободе МЫСЛИ. В возможности ходить непроторенными дорожками и развивать творческие черты характера. Решать за себя, думая о других. Это почти буддизм, поскольку закон кармы здесь представлен на практике — каждое действие имеет последствие. Этому всему не учат в стандартных школах, которые прошли через  жерло МинОбразования. Именно таким я вижу образование будущего- своеобразный вариант анскулинга (Анскулинг (unschooling) это метод, который предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения) в группе.

Идеи А. Нилла переданы в фильме как нельзя более доступно — ведь сериал этот создан для детей. Присутствуют в нем тем не менее и доля иронии, и политический контекст — Министерство Образования показано в почти карикатурном свете.

Посмотрите и вспомните, кем вы хотели быть в детстве… и насколько ваши детские мечты соответствуют сегодняшней реальности.

Анна Бойцева, журналист, поэт: “В наших школах учителям сложнее не с детьми, а с начальством”

— Мы слишком часто путаем ее со вседозволенностью, безответственностью и равнодушием к интересам окружающих, передавая это искалеченное знание из поколения в поколение… Неправильная трактовка понятия свободы – наверное, главная ошибка каждого взрослого. И корень всех бед все-таки не в том, что мы прогуливали или не прогуливали уроки, пока учились в школе.

Сомневаюсь, что при нашей однолинейной системе образования подобный уголок свободы может существовать где-то на просторах России. Да и трудно поверить, что Саммерхилл в принципе не просто красивая сказка про Питера Пена, а самая настоящая правда. Правда об удачном эксперименте в области образования, вокруг которого можно еще долго спорить, но факт останется фактом – человек начинает взрослеть тогда, когда получает возможность принимать самостоятельные решения.

Преподавателям Саммерхилла пришлось столкнуться со стеной непонимания. Министерство образования требовало от них соблюдения принятых стандартов. Но не надо забывать, что Саммерхилл при этом – особенная школа. В нашей же стране с такой стеной приходится сталкиваться почти каждому педагогу, подопечные которого не отличаются хорошей успеваемостью. Как это ни парадоксально, в наших школах учителям сложнее не с детьми, а с начальством, которое требует высоких оценок. Именно они якобы отражают уровень квалификации преподавателя. Но одно дело работать с детьми, от природы не только одаренными, но еще и без проблем в поведении и довести их к 11 классу отличниками, это одна сторона медали. Другая – все остальные дети. Здесь нужна тонкая психология, особый подход практически к каждому ребенку…

Вопросы эти не новы, поднимаются не в последний раз. Замечу, что идеализировать Саммерхилл ни к чему, но стоит взять оттуда лучшее. Да, Саммерхилл – это счастливая история небольшой группы детей на планете. Для другого ребенка, возможно, нужно иное. Это как с детскими сказками, по которым малыши учатся отличать добро и зло. Она же не одна, их множество. Так должно быть и в жизни.

Софья Бричковкая, преподаватель английского языка: “Успехи в учебе второстепенны”

— Просмотр фильма вызвал неоднозначную реакцию. С одной стороны, годами вбиваемый стереотип, что только классическая система обучения возможна и действенна, с другой – я вижу своими глазами, как успешно работает альтернативная, я бы сказала, революционная методика, основанная на:

— любви и принятии, умении взрослого в любой ситуации оставаться на стороне ребенка.

— полном и абсолютном отсутствии наказаний (кроме тех, что дети назначат сами себе);

— свободе, но не вседозволенности (очень тонкая грань, но очень мудрое искусство оставаться на ней). Управление с опорой на самоуправление требует гораздо большей тонкости и гибкости, большего чутья и таланта, больше умения и затрат времени, чем авторитарная власть. Свобода отличается от вседозволенности, но на границе дозволенного, там, где свобода одного человека сталкивается со свободой другого, в свободной школе Саммерхилл действуют не начальственные запреты, а демократические законы. Самоуправление – неотъемлемая часть воспитания свободой, «не может быть свободы, если только дети не чувствуют, что они вполне свободны управлять своей собственной общественной жизнью… Образование должно бы готовить детей к общественной жизни и одновременно делать их личностями».

На протяжении просмотра всех четырех серий фильма у меня основной оставалась мысль, что было бы хорошо всем педагогам получить опыт преподавания в школе, подобной Саммерхиллу. Ведь большинство из них всю свою жизнь обучает аудиторию, которую заставляют присутствовать на занятиях. А учить детей, которые могут встать и выйти из класса, если захотят, так как не обязаны посещать занятия, — это совсем иное. Это был бы бесценный опыт.

Сама я, будучи преподавателем в школе, всегда разделяла ту точку зрения, что успехи в учебных предметах второстепенны. Имеет смысл ставить оценку не за результат, а за старание, за труд, пусть и не всегда успешный, который был приложен. Что интересно, за свою недолгую пока еще профессиональную деятельность я успела сделать несколько важных наблюдений:

— индивидуальный подход и возможность самому выбирать сложность задания, определять свою готовность к обучению (хотя в условиях общеобразовательной школы этот эксперимент был очень ограничен, но и он принес результаты) пробудил интерес и желание учиться к моему предмету у таких детей, которых считали «трудными».

— оценивание труда, приложенного для выполнения задания вне зависимости от результата, постоянное поощрение положительными отметками и мое добровольное признание в нелюбви к выставлению «двоек» в итоге позволяли сформировать более реалистичную картину результатов обучения и добиться большей мотивации у детей, чем систематическое выставление оценок только по стандартной схеме.

— решение сложных вопросов, обсуждение их с ребятами на равных, искренний интерес к их мнению и желание быть с ними вместе, на их стороне позволили мне выстроить дружеские отношения и завоевать авторитет и успешно работать в классе, где некоторые учителя просто отказывались работать.

Я не ставлю это себе в высокую заслугу – это лишь достижения интуиции в сочетании с искренним желанием быть на стороне детей, понимать их и работать с ними и для них, но информация о школе Саммерхилл дает большой спектр возможностей хотя бы на уровне одного класса попытаться реализовать те принципы, которые Александр Нилл считал основополагающими для гармоничного развития счастливого ребенка:

— Дать детям свободу для эмоционального роста.

— Дать детям власть над собственной жизнью.

— Дать детям время развиваться естественно.

— Сделать детство более счастливым, снять страх перед взрослыми и убрать принуждение с их стороны.

Как родитель, который в душе сам остается в какой-то степени ребенком, по крайней мере хорошо сохранил свои детские воспоминания, я согласилась бы в качестве эксперимента оплатить обучение своего ребенка в течение одного семестра, и если я увижу своими глазами, что принципы школы действительно работают, я без сомнений оставила бы своего ребенка до последнего звонка в выпускном классе.