Новости, Русский Север, Хроника

Кижи: что в имени твоем?

Выступлением известного этнографа, писателя Вячеслава Агапитова Открытый университет ПетрГУ начал цикл лекций по истории, культуре и этнографии Карелии.

Вячеслав Агапитов. Фото Юлии Свинцовой
Вячеслав Агапитов

Оказывается 75 процентов названий Кижского архипелага — русские, рассказал Агапитов на лекции «Кижи: что в имени твоем? К вопросу о происхождении названия легендарного острова». Это наблюдение заставило ученого-этнографа Вячеслава Агапитова по-новому взглянуть на происхождение многих топонимов и гидронимов Заонежья. Название знаменитого острова русским не назовешь, но оно тоже попало под сомнение.

Ранее карельские ученые Нина Зайцева и Георгий Керт считали, что название «Ки́жи»  происходит от карельского слова kižad (игры, игрища), так как остров был известным языческим местом, где в стародавние времена проходили различные праздники. Вроде убедительно и красиво. И многие из нас выросли именно на этой версии.

Изучая историю заселения и обживания нашего края, Агапитов приходит к мысли, что первичные имена гидронимов и топонимов могли появиться благодаря пионерам, то есть людям, открывавшим эти края — охотникам и рыбакам, и служить основой для гидронимических и топонимических названий. Его идею поддержала топонимист доктор филологических наук Ирма Муллонен: название острова Кижи может происходить от слова kiidžin , которое  бытовало в  диалектах карельского языка и обозначало разные виды мхов.  А в акватории Кижского архипелага есть залив Мошгуба, то есть «моховая губа».

Агапитов рассказал, что близ острова Кижи в древние времена люди по осени с помощью ольховых крюков добывали из озера мох, который рос на глубине полуметра. Его расстилали на выкошенных пожнях и оставляли до весны. Затем высушенный мох использовали в проеме между бревнами при строительстве срубов. И в недалеком прошлом столетии кижские плотники использовали для строительства именно водный мох, а не боровой. Поживиться мхом (Дрепанокладус крючковидный) приходили  и многочисленные стада оленей, за которыми охотились люди. Вполне возможно, что именно слово «мох» первым  послужило образованию названия острова Кижи.

Чисто интуитивно ученый предположил, что это слово может применяться и в магии. Каково было его удивление, когда однажды после лекции женщина-карелка рассказала, что мох действительно применялся бабушками в старинном любовном обряде карелов под названием «лемби». Интуиция не подвела!

В Заонежье обнаружены и гидронимы балтийско-славянского типа, а это дает повод для новых версий, ведь языковая память очень глубока и вполне может сохранить название, данное поморскими славянами от нижнелужицкого слова kicyna (по-польски kicz, по-чешски kyc) — связка, моток. Именно так выглядит мох, поднятый на крюке из воды. То, что карелы могли пользоваться изначально славянским словом, связано с древними контактами славян и финнов в циркумбалтийском регионе.

— Изучение названия Кижей расширяет поход в историю, — говорит Агапитов. — К сожалению, плохо изучено раннее средневековье Карелии, чтобы понять исторические процессы, происходящие здесь. Недаром Ирма Ивановна Муллонен считает, что Заонежье является одним из самых сложных регионов по изучению топонимии – столько здесь всего намешано!

В Карелии много названий, которые пока никак не объяснить. Любая версия имеет право на жизнь. Но многие названия так и останутся загадкой: возможно, эти имена даны древними племенами, которые исчезли и язык их не сохранился. А мы все пытаемся истолковать эти названия из известных нам языков.

Слушатели не только задавали лектору вопросы, но и предложили создать  топонимический сайт: такой неподдельный интерес у наших земляков вызывают этнография и истории Карелии. Буквально скоро Государственный музей-заповедник Кижи выпустит сборник Вячеслава Агапитова  «От Шуньги до Конды», где будут даны новые расшифровки загадочных топонимов.

Конечно, не обошлось и без чтения стихов на заонежском диалекте по просьбе слушателей.

 

Следующая лекция Вячеслава Агапитова будет посвящена теме «Предания о панах и  топонимия Заонежья». Название интригующее. Приглашаются все желающие 9 ноября в 19 час. ПетрГУ, аудитория 356.

Фото и видео Юлии Свинцовой