Посвящается Михаилу Давыдовичу Иссерсону (1874 – 1955), 140-летие со дня рождения которого отмечалось в марте этого года, а также всем замечательным врачам-хирургам, работавшим в этом здании в разное время, – ушедшим и ныне здравствующим.
Конкурс
6 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге состоялось очередное собрание Императорского Общества Архитекторов, на котором в числе прочих вопросов было зачитано письмо председателя Олонецкой Губернской Земской Управы, «коим последний уведомляет, что Олонецкое земство решило построить при своей больнице хирургическое отделение на 75 кроватей, и просит сообщить условия для задания конкурса на проект названного отделения». Собрание архитекторов постановило «возможным принять конкурс». Управа выделила для премирования конкурсантов 1200 руб.: за 1 место 500, за 2-е – 400 и за 3-е – 300 рублей.
Собственное здание у хирургического отделения земской больницы было – построенное еще в 1890 году на улице Военной по проекту городского архитектора Василия Ратькова (1859 – 1893), деревянное двухэтажное. Кстати, сохранилось до сих пор на своем месте по адресу: ул. Федосовой, 15. Однако по многим параметрам оно уже не удовлетворяло врачей, работавших в нем. С 1898 года хирурги больницы настойчиво выносят пожелания о новом каменном здании на губернские земские собрания. И в конце концов добиваются своего: постановлением собрания в январе 1899-го было принято решение о проектировании нового здания, непременно через конкурс, и «чтобы проект был составлен по уменьшенной стоимости кровати, не превышая 1000 руб. на кровать».
В мае 1899-го конкурс на проект здания хирургического отделения для Петрозаводска был объявлен Императорским Обществом Архитекторов в очередном номере журнала «Зодчий». Программа включала требование об этажности – два с полуподвалом для котлов пароводяного отопления и вместительный лифт «для подъема больных с кроватями в сопровождении служителя». Кроме отделений мужского на 40 мест и женского на 35, в здании необходимо было разместить палаты для амбулаторных больных и зубоврачебный кабинет, стерилизационные и перевязочные, ванные комнаты, кабинеты хирурга, фельдшеров, и, конечно, операционную «с обильным освещением и с хлороформной при ней».
«Для удобного внутреннего сообщения в здании, кроме парадной, должны быть еще две лестницы с выходами во двор и в сад. Коридоры должны быть достаточно широки. С южной стороны больничного здания должна быть устроена открытая терраса для выкатывания в хорошую погоду больных с кроватями. …В фасаде проектируемого здания никаких лепных украшений не следует делать. Здание необходимо расположить так, чтобы можно было отступить несколько от улицы и разбить вокруг здания сад»… И самое главное – стоимость здания не должна превышать 75 тысяч рублей.
В соответствии с условиями конкурса, 15 октября того же года были получены 19 проектов, из которых 16 принадлежали авторам, проживающим в Петербурге.
Первое место было присуждено известному петербургскому архитектору Густаву фон Голи (1861 – конец 1920-х), второе – Иосифу Мошинскому (1860 – 1914). Его отец Юлиан Мошинский (1827 – 1877) некоторое время работал в Петрозаводске в середине XIX века помощником губернского архитектора Василия Тухтарова (1805 – 1861). Третье место получил еще один проект Густава фон Голи.
В журналах «Зодчий», начиная с января 1900-го года, был сделан подробный анализ и дан профессиональный разбор всех полученных на конкурс проектов. Как писал журнал, «Представленные проекты можно разделить на две категории. К первой следует отнести проекты, где составители их стремились, главным образом к тому, чтобы были удовлетворены коренные санитарные требования к больничным зданиям, так, например, чтобы палаты были обращены окнами на юг, амбулаторная была выделена, а палаты с заразными больными были вполне изолированы. В других проектах заметно стремление соблюсти экономию в стоимости сооружения и, по возможности, не очень превысить назначенную земством на постройку сумму, почему гигиенические и санитарные условия… в некоторых проектах выполнены не совсем удовлетворительно.
Во всех почти проектах объем, а, следовательно, и стоимость сооружения превышают назначенную программою конкурса цену. Такое превышение объясняется некоторым несоответствием суммы, определенной Олонецким земством на постройку больницы, с требуемыми программою размерами помещений».
И действительно, ориентировочная стоимость строительства по разным проектам колебалась от 80 до 162 тысяч рублей! К слову, единственный проект, уложившийся в программу по стоимости, получил наибольшее количество замечаний за многочисленные нарушения больничных требований: узкие и темные коридоры, тесные палаты, маленькая и недостаточно освещенная операционная…
Губернская земская управа получила три премированных проекта и, после их внимательного рассмотрения, также остановилась на победителе конкурса – проекте Густава фон Голи. Общее земское собрание посчитало «необходимым ассигновать соответствующую сумму на детальную разработку этого проекта», но постановило «оставить этот вопрос открытым до будущего собрания».
Новый хирург и новый проект
Вопрос детальной разработки проекта и строительства нового хирургического корпуса, скорей всего, из-за неподъемного для земства финансирования, оставался открытым очень долго. До тех пор, пока в 1908 году в Петрозаводске не появился новый хирург, который стал ведущим специалистом и возглавил хирургическое отделение губернской больницы.
Михаил Давыдович Иссерсон, получивший глубокое образование на естественном факультете Санкт-Петербургского университета и медицинском факультете в Киеве, несколько лет практиковал в киевской больнице. Однако ордена – Святой Анны 3 степени и Станислава 2-й – 28-летний военврач Иссерсон заслужил в русско-японской кампании, работая почти год хирургом в полевом госпитале осажденного Порт-Артура.
В Петрозаводске Михаил Иссерсон первым делом начал активные действия по строительству нового здания для хирургического отделения. Можно представить, насколько разительно отличалась земская медицина от военно-полевой, обеспечение и развитие которой было поставлено в России начала ХХ века на современнейший уровень. А потому энергичный новый заведующий пересмотрел проекты хирургического отделения, представленные на конкурс почти десять лет назад, внес свои изменения и с помощью техника губернского земства – инженера и архитектора Вячеслава Лядинского (1882 – 1952) – уже в апреле 1909-го представил новый проект на рассмотрение Строительного отделения Олонецкого губернского правления. При этом вместимость больницы была уменьшена до 50 кроватей.
Для начала проект был передан для заключения губернскому Врачебному отделению, которое «нашло план с точки зрения санитарии, больничной гигиены и требований, предъявляемых к хирургическим больницам современной наукой, вполне удовлетворительным». Думается, другого и быть не могло, так как Иссерсона уже знали в Петрозаводске как эрудированного, опытного хирурга и незаурядного организатора здравоохранения, идущего в ногу со временем и не понаслышке знающего все медицинские и санитарные предписания. Он строил новое хирургическое отделение для себя и своих коллег и намеревался работать в этом здании всю жизнь, как, собственно, и вышло.
Недостатки технического свойства нашли специалисты Строительного отделения, но эти замечания, в основном, были адресованы архитектору, и касались решения систем вентиляции, отопления и устройства водопровода, что, разумеется, следовало переработать. Губернский инженер Болеслав Поляновский (1841 – после 1911) не преминул вставить в конце: «В дополнение к этим замечаниям нельзя не упомянуть, что самый фасад проектированной больницы некрасив, тяжел и недостаточно разработан в архитектурном отношении». На такого рода претензии к проекту автор в те времена не всегда реагировал, да это было и необязательно. Но аналогичное резюме Болеслав Фомич написал и к прошлому проекту Вячеслава Лядинского и Аркадия Околова тремя годами ранее – по зданию глазной лечебницы. Расхождение во вкусах вполне объяснимо даже с сегодняшней точки зрения на стилеобразование в архитектуре.
Анализ декоративных деталей фасадов обоих зданий (мелкий рисунок, модулем которого является кирпич) позволяет отнести здание к оштукатуренному варианту «кирпичного стиля», но уход авторов к штукатурке фасадов как раз и лишает здание стиля, обращая его к эклектичному декоративизму. Кирпичный стиль – рациональный, уходящий от сложной и дорогой эксплуатации оштукатуренных зданий – решал задачи декоративного оформления за счет свойств самого кирпича. Наличники окон, карнизы, пояски, выполняемые с помощью небольших выпусков кирпича из кладки стен, формировали эстетику стиля. Достаточно вспомнить два петрозаводских здания того времени – учительскую семинарию (1907) и мастерские ремесленного училища (1914). Губернский инженер Поляновский ратовал за чистоту стиля и более современное и целесообразное решение именно больничного объекта. Тем не менее архитектура обоих зданий: и глазной, и хирургической лечебниц – некоторым едва уловимым налетом модерна все-таки характерна для своего времени и тем ценна для Петрозаводска.
Хирургический корпус
Строительство нового здания началось в 1910 году на углу улиц Садовой (ныне Кирова) и Широкой (Еремеева). Выходу одного из зданий городка земской больницы за его пределы предшествовала горячая дискуссия о правильности такого решения. Оппонентами предлагались как варианты пристройки к существующему деревянному зданию хирургии, так и освоения больницей территории за Неглинкой. Но на ту пору улица Военная (ныне Федосовой) была чуть не единственной транспортной связью Петрозаводска с выгонными городскими землями, расположенными в северной части, углежогными печами Александровского завода, Соломенным – место шумное и беспокойное. Улица Садовая привлекала тишиной и зеленью Левашовского бульвара.
К осени 1912-го строительство было завершено, и хирургическое отделение земской больницы отпраздновало долгожданное новоселье. Этому предшествовала поездка М.Д. Иссерсона за границу «для научного усовершенствования», с каковой целью губернское земское собрание ассигновало командированному 400 рублей. Условия же нового здания позволили Иссерсону реализовать передовой опыт и устроить, в частности, первый в губернии рентгенологический кабинет.
Двухэтажное кирпичное здание нового хирургического корпуса расположилось углом, с небольшим отступом от улиц, как и планировалось когда-то, для организации палисадника с деревьями. Больничный двор с садиком, обращенным на юг и предназначавшимся для прогулок больных, был защищен зданием от улиц и северного ветра. Операционная с большими окнами также выходила во двор.
Главный фасад здания длиной около 40 м, выходящий на Садовую улицу, решен симметрично. Центром его композиции является неширокий ризалит с аттиком, выступающим над кровлей, и расположенным по оси арочным проемом входа, фланкируемым двумя узкими окнами. В декоративном убранстве здания доминирует отделка окон. Каждое окно обрамлено широким наличником сложного профиля с выделением замкового камня. Подоконные части стен ограничены сверху и снизу горизонтальными тягами, в пределах окон имеют дополнительную декоративную обработку. Венчающий карниз довольно массивен, профилирован; вынос карнизной плиты поддерживается ритмичным рядом зубчиков. Углы здания и стены обработаны рустованными лопатками.
Здание было выстроено почти в соответствии с проектом, если не считать некоторого упрощения архитектурных деталей, на которое архитектору пришлось все-таки согласиться ради экономии. Не осуществилась при строительстве и мечта о пароводяном отоплении, и новое хирургическое отделение очень долго отапливалось при помощи печей обычными дровами. В остальном же это было одно из лучших зданий губернской больницы, которым по праву гордилось земство.
В 1933 году хирургическое отделение было выделено из состава Петрозаводской городской больницы в самостоятельное лечебное учреждение – хирургическую лечебницу. В том же году М.Д. Иссерсоном впервые было сделано переливание крови, что стало первым шагом к организации на базе лечебницы станции переливания крови, директором которой по совместительству стал Михаил Давыдович.
В том же 1933-м в честь 25-летия работы Михаила Давыдовича в Петрозаводске и за его большие заслуги в становлении и развитии хирургической службы в крае лечебнице было присвоено имя доктора М.Д. Иссерсона. Тогда было принято называть улицы и учреждения именами живущих современников, и в этом не было ничего странного. Хотя в данном случае наименование лишь зафиксировало в вывеске то, что и так знал каждый горожанин и житель Карелии – в этом здании работает известный доктор Иссерсон, у которого золотые руки и который спас не одну сотню человеческих жизней.
Послесловие
Здание хирургической лечебницы развивалось, прирастая дополнительными помещениями в соответствии с требованиями времени. В 1935-м к нему была выполнена пристройка для травмпункта и травматологического отделения на 30 коек; возможно, автором проекта был также В.Н. Лядинский, который в то время работал главным инженером наркомздрава Карелии. Наружный декор полностью повторился, так что внешне ничто не выдает разновременности возведения частей здания.
Со строительством в Петрозаводске комплекса Республиканской больницы с бывшей Садовой ушли станция переливания крови и хирургическое отделение для взрослых. Долгое время родители города знали этот дом и работавших в нем хирургов и травматологов как самую первую и надежную помощь своим детям. В конце 1980-х и детские хирурги переселились в свою Республиканскую больницу, в район Лесного проспекта.
В 1992 году к историческому зданию была сделана еще одна пристройка, на этот раз 3-этажная – по проекту архитектора Людмилы Беляевой. Автор деликатно подошла к заслуженному соседу – архитектурными средствами постаралась сохранить стиль и масштаб, не копируя детали буквально.
С двумя пристройками здание больницы вытянулось вдоль Левашовского бульвара более чем на 120 метров. Лечебница доктора Иссерсона существует и продолжает служить тому благородному и благодарному делу, которому посвятил свою жизнь замечательный врач.
Фото из архива Елены Ициксон