Главное, Культура, Русский Север

И вечный бой…

foimogubaСегодня вопрос этот решен, можно писать победный отчет: спасли, сохранили, помогли. Есть еще у нас неравнодушные… Но лично у меня как-то рука не поднимается написать победный рапорт.

О чем речь? В социальных сетях появилась информация о бедственном состоянии библиотеки-картинной галереи в старинной заонежской деревне Фоймогуба.

В прошлом году библиотека-галерея (именно так она называется в официальных документах) отметила 10-летие и насчитывает сегодня в своих фондах более 40 картин – подарки карельских мастеров и молодых художников академии Ильи Глазунова, приезжавших на пленэр в эту деревню. Сельская картинная галерея – единственная в Карелии, да и по России их по пальцам пересчитать, а значит, по-настоящему уникальна. Общественность откликнулась, собрали деньги на покупку дров, необходимых для отопления здания, чтобы не погибли зимой картины.

До последнего времени библиотека-картинная галерея являлась подразделением… Центра оказания услуг, под эгидой которого объединись организации, оказывающие услуги… ЖКХ, культурно-досуговые и библиотечные. В сельских поселениях сегодня нет средств на создание и содержание отдельных структур, вот и собрали всех в одну кучу, тем более, что сегодня у нас все оказывают услуги – культурные, медицинские, образовательные. Но это привело к ряду проблем: например, Министерство культуры не может финансировать учреждение, которое оказывает еще и услуги ЖКХ. И в этом есть логика.

Правда, в этом году администрация Великогубского поселения решила изменить ситуацию: был разработан новый устав, в котором название осталось прежним – муниципальное казенное учреждение «Центр оказания услуг», но вот содержание в него вложено иное: теперь он официально является учреждением культуры. В Центре национальных культур и народного творчества Карелии мне показали только проект этого документа, но, как заверил меня глава администрации Великогубского сельского поселения Игорь Панкратов, устав утвержден и приобрел законную силу. Более того, в нем теперь прописаны все структурные подразделения (без образования юридического лица), в том числе и библиотека — картинная  галерея «Фоймогуба». Все камни преткновения убраны с дороги?

По мнению Игоря Панкратова, проблема – не только с Фоймогубой, но и другими сельскими учреждениями культуры –родилась не сегодня. Корни нужно искать в часто не добрым словом многими поминаемом федеральном законе о разделении полномочий между различными уровнями власти. Именно тогда муниципальные учреждения культуры отдали под крыло местной власти, правда, без средств на их содержание. Сегодня начинается обратный процесс – возвращение их на уровень районов. По крайней мере в министерстве культуры видят в этом средство спасения сельских учреждений культуры.

Кстати, вместе с «услугами» появились, естественно, тарифы, расценки, нормативы… Так вот, по этим нормативам, как пояснил Игорь Панкратов, библиотека Фоймогубе не полагается – там постоянно проживает всего 58 человек.

С Игорем Аркадьевичем Панкратовым мы встретились на семинаре-совещании по проблемам Заонежья в Медвежьегорске. Договорились созвониться на неделе, чтобы окончательно выяснить все вопросы. И когда я позвонила ему в четверг, 27 ноября, он первым делом сообщил, что только что вернулся из Фоймогубы.

После того, как Алевтина Акинфина, заведующая клубом (библиотекой, галереей, музеем), вышла на пенсию, эту работу на полставки (три тысячи рублей) предложили местной жительнице Татьяне Ганиной, в прошлом выпускнице карельского культпросветучилища. После чего оставшиеся полставки, судя по всему, «оптимизировались».

Инициативная группа «Спасем картинную галерею в деревне Фоймогуба» ВКонтакте собрала деньги на дрова, заготовка их уже началась. Приехавшие на съемки журналисты ГТРК «Карелия» передали от этой группы 20 тысяч рублей на дрова и два настенных электрообогревателя. Еще 12,5 тысяч рублей фоймогубский клуб получит в ближайшее время.

Правда, особой радости в голосе главы поселения, когда он это рассказывал, я не почувствовала. Дрова хорошо, но надо бы отремонтировать печи, и выдержит ли старая электропроводка нагрузку обогревателей? Что еще скажут по этому поводу сотрудники пожарной инспекции при очередной проверке? Есть возможность на зимнее время перевозить картины в Дом культуры в Великую Губу, но как на это посмотрят художники? Ведь свои работы они дарили именно Фоймогубе.

По словам главы, администрация поселения не бездействовала. Через депутата Законодательного собрания от Медвежьегорского района администрация поселения обращалась в 2013 году, когда отмечалось 10-летие галереи,и  в 2014-м с просьбами о помощи. Получила официальный ответ –  нет денег.

Министр культуры Елена Богданова считает, что в самом районе должны прежде всего определить приоритеты. В этом году министерство профинансировало ремонт районного краеведческого музея в Медвежьегорске, который находится в старом помещении, уже давно требующем реконструкции. Справедливости ради следует сказать, что за последние два года 11 учреждений культуры по Карелии приведены в порядок благодаря бюджетному финансированию, привлечению федеральных средств и реализации международных программ. Беда только в том, что большинство зданий сельских клубов и домов культуры построены  еще в советские времена, некоторые в 30-40-е годы прошлого века. И часто трудно определить,  что важнее: библиотека, музей, дом культуры? И почему, резонно задал мне вопрос глава администрации поселения, чтобы сохранить библиотеку-галерею в Фоймогубе, они должен закрыть, например, клуб в Ламбасручье? Чем  жители этой деревни хуже?

– Во что обходится содержание библиотеки-галереи в Фоймогубе? – поинтересовалась я у И. А. Панкратова.

Выяснилось – мизер, где-то 100-130 тысяч рублей. В год. Почти месячная зарплата чиновника средней руки в месяц.

– Для кого и мизер, – не согласился Игорь Аркадьевич, – а для нас большие деньги.  Если учесть, что культурно-досуговые учреждения, находящиеся на территории поселения, и так съедают половину бюджета. Ведь учреждения культуры не имеют никаких льгот, за ту же электроэнергию, например, они платят по таким же тарифам, что и промышленные предприятия.

В том же Великогубском поселении на будущий год ожидается уменьшение поступлений в бюджет на полтора, а возможно и более, миллионов. Всей стране, как объявили федеральные власти, предстоит затягивать пояса, учиться жить по средствам. Как правило, это означает одно – поголовная оптимизация. Социальная сфера попадает под нее в первую очередь. А еще надо выполнять указ президента о повышении заработной платы культработников. Спасибо, здесь помогает районам республиканское министерство культуры.

Игорь Панкратов не скрывает, что администрация поселения готова передать галерею любой организации или частному лицу, которое возьмет на себя ее содержание. Наверное, в нынешней ситуации это был бы самый лучший выход. И тогда картинная галерея станет не подразделением Центра оказания услуг, но с новым статусом приобретет шанс на дальнейшее развитие. Однако пока желающих нет.

Острота ситуации по библиотеке в Фоймогубе снята, прежде всего благодаря усилиям общественности. Многие откликнулись в «ВКонтакте» на просьбу о помощи. Как сказала Елена Богданова, сотрудники министерства, включая ее саму, тоже не стали исключением. Но… На семинаре-совещании по проблемам Заонежья, состоявшемся на этой неделе в Медвежьегорске, прозвучала информация о том, что в Кузаранде, еще одной заонежской деревне, в июне под оптимизацию попала местная библиотека имени И.А. Федосовой, при которой был создан на общественных началах музей знаменитой сказительницы. Она похоронена на кладбище при Кузарандской приходской церкви у деревни Юсова Гора.

Председатель общественной организации «Заонежье» Валентина Сукотова, принимавшая участие в семинаре, не оставила эту информацию без внимания. Так что на очереди новая борьба – уже за библиотеку-музей? Может быть, стоит напомнить, что последние годы жизни, когда у Ирины Андреевны появились деньги, она тратила их на помощь не только своим родным, но и бедным односельчанам, жертвовала на строительство в Кузаранде школы для крестьянских детей, на покупку книг для этой школы. А ведь до конца своих дней сама была неграмотной.

«…Мы говорим о необходимости осмысленной государственной культурной политики, о том, что нужны четкие принципы и четкие ориентиры, которые обеспечат культуре роль определяющего, а не периферийного фактора развития страны и общества, человеческого капитала». Это цитата из выступления президента России В.В. Путина на Совете по культуре и искусству, заседание которого состоялось ровно год назад в октябре 2013-го. Выступавшие там известные деятели культуры говорили много чего правильного и важного. Но я выбрала неслучайно слова президента, ибо первое лицо государство подчеркнуло необходимость государственной культурной политики. Значит, культура – это, прежде всего государственное дело? А не казенная услуга в перечне других?

Из опыта своей работы могу сказать, что культработники на селе и в советские времена не жили богато, у них были ненормированные рабочий день и неделя и далеко не самая высокая зарплата. Но в конце лета по всей Карелии проводились так называемые рейды по проверке готовности учреждений культуры. Сама как представитель газеты иногда участвовала в них. Проверяющих интересовало, успели ли за лето сделать ремонт, завезли ли дрова или уголь, отремонтированы ли печи, проводка, крыши, а главное, что можно еще успеть сделать до зимы. По итогам проверок составлялись протоколы, появлялись публикации в СМИ, шел разговор на самом высоком районном или республиканском уровнях. И несмотря на то что при этом никто не говорил  о политике или идеологии – в печах или крышах они, что ли! – но это и была самая настоящая государственная политика. Ее-то очень и не хватает сегодня.

Фото из группы vk.com/club81300706