Петрозаводск – это мы
Часто говорят, что природа отдыхает на детях и внуках. Но в семействе Поляковых-Тимонен эта закономерность не действует.
В свои неполные 40 лет Вячеслав Поляков большую часть своей яркой жизни самоотверженно служит Национальному театру Карелии. Заслуженный артист Карелии, любимец публики, трехкратный обладатель карельской премии «Онежская маска», режиссер, преподаватель, отец двух прекрасных детей…
Не буду перечислять все победы Вячеслава, напомню, что в прошлом году его спектакль «Сын-медведь» собрал не одну награду, включая нашу карельскую премию «Сампо», главный приз на фестивале в Йошкар-Оле, а также главную премию всероссийского конкурса «Арлекин», где спектакль был отмечен и как лучшая режиссерская работа. В этом году на том же конкурсе театр отличился в номинации «Лучший актерский ансамбль» за спектакль «Сказка о попе и о работнике его Балде» в постановке Вячеслава Полякова.
Думал ли народный писатель Карелии Антти Тимонен, что придет время, когда внук будет успешно играть в его пьесе? Не все знают, особенно молодое поколение, что талантливый артист и режиссер Вячеслав Поляков – внук знаменитого писателя и драматурга Антти Тимонена, автора романов «Мы — карелы», «Здесь мой дом», «Мирья». Перу Антти Тимонена принадлежит и пьеса «Примешь ли меня, земля карельская?», за которую писатель получил Государственную премию РСФСР в области театрального искусства имени К. Станиславского.
С самого детства Слава знал каждую дверь, лестницу и каждую балку сцены Финского театра, где работала его мать — заслуженный деятель искусств Карелии Эйла Тимонен, которая за 30 лет оформила более 60 спектаклей. Отец артиста Вячеслав Поляков – тоже художник, всю свою жизнь посвятил Детской художественной школе, хотя при этом оформил немало прекрасных спектаклей, в том числе в театре кукол. Дядя Андрей по папе – успешный скульптор в Санкт-Петербурге.
Вот и он, Слава Поляков, по идее должен был стать художником, как и родной и тоже талантливый брат Павел, окончивший Академию художеств имени Репина. Но неожиданным образом Слава все же оказался на театральном поприще, сказались, видимо, сразу все гены талантливых родичей, в том числе и бабушки Элины Тимонен (в девичестве Пекки), которая всю жизнь занималась карельским фольклором.
— Мы с братом росли в удивительной семье, — рассказывает Вячеслав. — Были очень раскрепощенными детьми, родители нас баловали. Ходили в походы — и пешком, и на велосипедах, и на лыжах, и на катере до Ивановских островов. К тому же с детства мы были погружены в театральную жизнь, а летом творческая атмосфера переносилась на нашу дачу на Зимнике. Я уверен, что работа родителей так или иначе сформировала мое представление об искусстве. После художественной школы я поступил на худграф, хотя душа моя тянулась к театру. Никогда не забуду случай, который привел меня, четырехлетнего чрезвычайно впечатлительного ребенка, в шок. Помню, вбегаю в предбанник — так мы называем место перед сценой – и начинаю всех расстреливать из бутафорского пистолета. И вдруг один из актеров хватается за сердце и падает, как раненый. Я испугался до смерти, что убил артиста. Убежал, спрятался и меня долго не могли найти. И потом долго пытались мне объяснить, что это все было понарошку, что это была игра. Жизнь театра была полна для меня волшебной магии: игра в настоящую жизнь, где есть драки до крови, правда, кровь при этом почему-то из краски, сцена, кулисы, и запах особенный… Запах краски и табака.
В свои двадцать лет, еще студентом, Вячеслав уже играл в спектакле «Записки сумасшедшего». Некоторые в труппе помнили Славу еще ребенком. Как, например, дорогой для Славы человек Эйла Нярья, народная артистка Карелии. На таких людях, считает Поляков, театр обычно и держится.
— Она была для меня как мама, учила не только финскому языку, произношению, но и актерскому мастерству тоже. Это позволяло мне быть уверенным в языке и играть с такими маститыми артистами, как Виено Кеттунен, Пекка Микшиев, Паули Ваклин, Леонид Владимиров. Театр – место не простое, напрямую связанное с душами, и когда бывало трудно, Эйла всегда меня поддерживала. Все эти люди – мои учителя. Пекка Микшиев помогал мне с карельским языком в спектакле «Ходари». Хотя дедушка у меня был карел, а бабушка ингерманландка, и мама моя хорошо говорит по-фински, обычно мы говорили по-русски. Но язык звучал в доме бабушки и дедушки. Я до сих пор помню некоторые песни из детства.
— Когда вы осознали, в какой семье росли?
— Мне кажется, я уже в детстве понимал, что дед у меня особенный. Он всегда работал в своем кабинете на даче. Прошел войну, имел награды. Если мы, внуки, непочтительно себя вели, нас обычно ставили под березу. В кабинет войти просто так было нельзя, нужно было постучаться. Около дачи вдоль озера проходила круговая тропа, по которой дедушка любил гулять. Ее в шутку назвали тропой Тимонена. Я любил ходить с дедушкой. Он был большой фантазер и выдумщик. Спрашивает: «Смотри, кого тебе эта коряга напоминает?» Я говорю: «Птицу!» Да, говорит дед, похожа на глухаря. Однажды я не заметил, как дед подошел к калитке, у которой я играл, и стал рычать, как медведь. Я подпрыгнул от неожиданности, испугался, а дед потом веселился. А еще я помню, как дедушку помпезно хоронили в Финском театре и как много людей пришли с ним попрощаться. Кстати, мой дядя Эйно Тимонен тоже стал писателем, Евгений Пекки тоже пишет. У моего отца Вячеслава Полякова — меня назвали в честь папы — тоже был сборник стихов «Пять углов». Он оформил многие книги дедушки. Мой сын Эмиль тоже пописывает, помимо того, что рисует и сам оформляет свои труды. Кстати, имя сыну дала жена Ольга — помните «Эмиль из Лённеберги»?. А дочку назвал я. Она носит имя крошки Мю из книги Туве Янссон. Она у нас Мюрюэль.
Кроме Зимника, Вячеслав, выросший на проспекте Ленина (у подростков проспект делился на нижний и верхний центр), по-прежнему тепло вспоминает первый любимый двор. Рядом родильный дом, где появился не только герой этой истории, но и впоследствии его дети.
— Когда я туда вхожу, у меня голова кругом идет от воспоминаний… — признается Вячеслав.
А набережная! Какая она была до того, как ее одели в гранит… Он бы не возражал, если бы кусочек оставили в девственном виде. И еще один дом стал родным для Вячеслава Полякова. Двор этого дома по проспекту Ленина («Ну, где «Детское питание»!») упирался прямо в школу №30, куда Слава бегал даже зимой без куртки. Рядом же! А вообще Петрозаводск для известного артиста и режиссера это прежде всего люди.
Есть один человек в жизни Ольги и Вячеслава, о котором нельзя не сказать. Молодыми они попали на первый экспериментальный курс к отличному преподавателю, мастеру курса Арвиду Зеланду, и это решило их актерскую и семейную участь. На дипломном спектакле «Маугли» между ними вспыхнула искра, хотя до этого они терпеть не могли друг друга. А после «Симпл-стори» решили пожениться, чем всех несказанно удивили. На их курсе учились Александр Куйкка, Олеся Леонтьева, Тамара Воронова, Евгений Терских, Оксана Терских, Алексей Белов, Ирина Машкова, Элли Нярья, Анна Любанец. Теперь многие из них составляют яркую творческую команду театра.
Разнообразие ролей подвижного, как ртуть, артиста Полякова удивляет. Кажется, нет невозможных для него ролей. О какой роли мечтает Вячеслав? Нет, это не Гамлет. Ему все подвластно, и драматизм, и юмор, и печаль, и ирония. Пластика его тела, мимика лица, гимнастические кульбиты, танцы, умение жонглировать, фехтовать, бороться всегда поражают: ну, откуда?
— Потому что я Поляков! — отвечает, смеясь, Вячеслав.
Оказывается, с детства Слава, помимо художки, занимался футболом, теннисом, хоккеем, ушу и спортивным ориентированием. А во Дворце творчества детей ходил из кружка в кружок. Всё было интересно! Компанию ему обычно составлял его закадычный друг Иван Шишулин, который стал художником-декоратором и создает декорации для фильмов в Санкт-Петербурге.
— Что для нас с женой главное? Это дети! А театр? Это же наш дом!
Тут дверь гримерной открывается, и появляется жена Вячеслава Ольга Портретова, тоже заслуженная артистка Карелии. Пока мы разговаривали, после спектакля она отдыхала в соседней гримерной. Здесь артисты проводят основную часть своего времени.
Вячеславу и Ольге предлагали уехать в Финляндию, но они предпочли остаться, несмотря на то что по сей день с двумя детьми 13 и 14 лет живут в однокомнатной служебной квартире. Как такое возможно? Оказывается, возможно.. Правда, появилась надежда, что министерство культуры поможет артистам с материалами в строительстве нового дома. Дай-то Бог!
Настоящим и большим другом, соавтором, для Вячеслава стал замечательный художник Егор Кукушкин, с которым были поставлены все самые удачные спектакли. Кажется, они оба нашли друг друга. Два больших, добрых, талантливых и искрометных ребенка. Они даже ночью звонят друг другу, если придумалось что-то интересное! «Егор полностью участвует в режиссуре, — уточняет Вячеслав, — а я полностью участвую в сценографии!»
— Совсем недавно мы вернулись с фестиваля «Арлекин» из Санкт-Петербурга, — рассказывает Вячеслав. — После нескольких дней в Петербурге я вдруг почувствовал, что меня утомляет суета большого города, хотя мой отец оттуда родом и в детстве мы часто ездили к бабушке. Я люблю этот город, но Петрозаводск — это город моей личной свободы, моих потайных местечек, где нет толпы, очередей, где никто не спешит, где мой театр и где просто другой воздух!
Фото Ирины Ларионовой и из семейного архива Вячеслава Полякова