Семья и дети

Первоклассная учёба

Фото Марии Голубевой

К чему стоит готовиться взрослым, которые вместе с дочками и сыночками скоро отправятся в первый класс? Советы  психолога Натальи Одлис.

 

Первое родительское собрание Наталья Борисовна рекомендует провести до начала учебного года, чтобы заранее настроиться на учебу как детям, так и  взрослым.

 

Наталья Борисовна, не раз приходилось слышать, что в начальном звене самое важное правильно выбрать учителя. Что вы об этом думаете?

 

— В первые школьные годы закладывается многое, поэтому родители заранее начинают искать хорошего учителя. Они хотят создать такие условия для ребенка, чтобы он учился легко, с интересом и при этом рядом с ним был достойный педагог. У взрослых есть такое заблуждение, будто от учителя многое зависит.

 

Но здесь необходимо учитывать одну особенность — учитель в начальной школе у детей один практически по всем предметам. Поэтому ребенок привыкает к определенному стилю обучения, манере поведения педагога. Часто понимание материала связано с тем, как учитель объясняет тему, как себя ведет, что дозволяет и не дозволяет, насколько он спокойный-неспокойный и от ряда других аспектов поведенческой или преподавательской деятельности. К этому дети настолько привыкают за три-четыре года, что другого стиля общения и возможностей они в общем-то и не знают.

 

Но ведь хорошо, когда один учитель по всем предметам? Ребенку не приходится приспосабливаться к  особенностям  разных педагогов, а знания он при этом получает.

 

— Один стиль общения изо дня в день суживает творческий потенциал  ребенка. Какой бы ни был хороший педагог,  раскрыть и увидеть все возможности ребенка он не может. Поэтому способности ученика в начальной школе  остаются  нераскрытыми,  никак не проявляются ни в настоящем, ни в будущем. Нужно учитывать также, что ребенок еще до школы привык к  определенному поведению, поскольку взрослые  управляют им, стремясь чему-то научить. Очень часто ребенка ограничивают в помощи взрослым по дому — либо из-за собственных страхов, либо потому, что проще некоторые вещи делать самим. Поэтому для большинства детей еще до школы более привычны бездействие, чем действие,  подсказка со стороны взрослых как и что делать. В результате ребенок  думает, что и в школе им будут управлять, а, значит, ему ничего не надо самому искать, придумывать.

 

— Вспоминаю свою  школу, это была не гимназия и не лицей, никакой углублёнки.  За первые три класса у нас переменились три учителя. У последнего педагога был маленький ребенок, который часто болел. Мы привыкли к постоянным заменам, переход в среднее звено не вызвал проблем — мы остались дружными, успеваемость не изменилась. Такая смена учителей, видимо, была тренировкой для нашего класса?

 

— Не совсем. У детей привычка к определенному стилю поведения учителя не выработалась, они стали более динамичными, легче подстраивались. И больше концентрировались на взаимоотношениях друг с другом. Это хорошо, но, скорее всего, больше подходит для отношений в коллективе. Для саморазвития и  самореализации, думаю, нет.

 

  Мы сами звонили друг другу,  узнавали домашнее задание. Родители в это даже не вмешивались. Когда я переехала в другой город и попала в класс к достаточно сильному классному руководителю, меня удивило, что все держится на личности учителя. Без отмашки жизнь в классе не начиналась. Всем руководил педагог.

 

— Здорово, когда в классе есть такая самоорганизация, как была у вас в первой школе! А вот когда один учитель  всё решает, а остальные подстраиваются, это неправильно и опасно. Какой бы там педагог сильный и опытный ни был.

 

Я не за то, конечно, чтобы приходили к педагогу, который ничего не умеет. Но в начальной школе, опять скажу парадоксальную вещь, не так важно, насколько опытен учитель. Мой опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показал, что если сами родители не будут активно участвовать в учебе ребенка, то проблема среднего школьного возраста начнет формироваться уже в этом возрасте. Один учитель с  каждым из 24 учеников не может  работать индивидуально,  при всем его желании.

 

Но почти все родители мечтают как раз об этом…

 

— Индивидуально учить ребенка в условиях современной школы не получится!

Тогда учителю придется вникать в контекст жизни своего ученика, который  большую часть времени провел в семье, где у него до автоматизма выработались стереотипы поведения. Педагог —  не мама, не бабушка и не родственник. Он понятия не имеет, что принято и не принято в семье, но может учитывать это в обучении и воспитании.

 

Но ведь без такого подхода, как мне кажется, сам ребенок с программой справиться не сможет. Однажды задачу по математике во втором классе мне решали родители. Ни мама, ни папа ее не осилили, они даже звонили друзьям с высшим техническим образованием. Но в школу я так и пришла с невыполненным заданием. Что-то там у взрослых не сходилось. Помнится, задачка была о трубах и воде в бассейне…

 

—  Обычно в такой ситуации родители начинают активно объяснять ребенку, как надо решить, исходя из своего опыта. А ребенок говорит: «А нам Татьяна Ивановна не так говорила!». Но как она говорила, сказать не может. Если бы мог, сделал бы сам, а если и скажет как — не факт, что это соответствует истине. В итоге утомленные взрослые решают задачу сами и говорят: «Перепиши!». Наблюдательные дети привыкают, что им необязательно что-то делать, узнавать. Зачем, если это сделают родители? Да при этом виноватой окажется учительница — дескать, плохо объяснила.  Возникает проблема, что ребенок теряет самостоятельность не только в учебе, но и во всем остальном. Он предпочитает, чтобы все делали за него, особенно если это ему трудно или  неинтересно.

 

Насколько важно, как сами взрослые относятся к учебе ребенка? И как быть в ситуации, когда вроде бы уже и подрос ребенок, но с программой и нагрузкой  не справляется?

 

— Очень важно, как сами взрослые относятся к школе. Важно понимать, что без школьного образования успешной жизни не получится. Кстати те, кто учится экстерном, все равно сдают экзамены по школьной программе. Поэтому, уважаемые родители, конечно, школа не всегда соответствует нашим желаниям и пониманию того, какой она должна быть. Но взрослые какие-то вещи могут компенсировать, дать детям в семье.

 

Например, таблицу умножения помнят все мамы и папы и с устным счетом от ноля до ста мы тоже знакомы, читать и писать также умеем. Мы во многом уже сейчас можем помогать как дошколятам, так и ученикам начальной школы. Сейчас  большие проблемы, например, у детей с чтением: часто ребенок читает медленно, неправильно и не всегда понимает смысл прочитанного. Нередко есть сложности с таблицей умножения  и устным счетом. Во всем этом могут помогать родители абсолютно точно. При этом знание и понимание таблицы умножения облегчает счет и оперирование всеми арифметическими действиями — сложением, вычитанием, делением и умножением.

 

Что делать, если ребенок не справляется с заданием?

 

— Взрослый должен узнать у педагога, по какой программе идет обучение, как желательно заниматься по ней, чтобы это не входило вразрез с нашими объяснениями. Важно не морочить голову ни себе, ни ребенку, ни учителю. Для начала хорошо бы обозначить круг тем, которые вызывают сложности, написать вопросы. Затем можно попросить учителя трудную для ребенка тему объяснить вам.   Следует  показать детям, что, на самом деле, это для них не так трудно, просто иногда нужно чуть больше позаниматься и не стесняться спрашивать у других, если что-то непонятно. Так в ребенке автоматически будет развиваться потребность смело и даже с увлечением находить пути решения задач, которые ставит перед ним не только школьный учебник, но и жизнь. Причем очень хорошо показать решение не только по школьной программе, но и свое. Часто дети предлагают свое уникальное решение, поддержите их в этом.

 

Вы считаете, что педагога можно попросить научить, как объяснять ребенку трудные темы?

 

— Надо на родительском собрании попросить учителя, чтобы он поучил пап и мам  так же, как и своих учеников. Понятно, что родители схватывать будут быстрее. Пусть расскажет, как лучше объяснять  детям тот или иной материал. Хорошо бы целенаправленно проводить родительские собрания для обучения самих мам и пап. Тогда помощь детям станет более эффективной.

 

Школу для родителей можно создать на общественных началах. Можно договориться со своим или другим учителем начальных классов.  Если родители действительно хотят помочь своим детям, они найдут способ сделать это. Ребенок увидит, что сами родители,  с удовольствием или без него, но стараются учиться  вместе с ним. Важно показать, что  разобраться и научиться тому, что не умел, — это здорово.

 

Мне кажется, такой подход к обучению помогает быть родителям более активными и значимыми в жизни детей…

 

— Любой ребенок видит истинное отношение к его учебе. Если он то и дело слышит, что вы учились  по-другому и на этом разговор заканчивается, то он чувствует — взрослым неважна его учеба. При этом она часто сравнивается с работой. Но если наше отношение к работе ребенка будет сводиться к нашим же отговоркам об отсутствии времени и занятости или проявится критическое  и не всегда уважительное отношение взрослых к труду учителя и школе, то вывод о том, что родителям учебный процесс и школа как минимум безразличны, будет сделан мгновенно.

 

Дети решат, что отношение и к их школьным проблемам такое же: либо взрослые не хотят помогать, либо не умеют. В подростковом возрасте это может перейти в более категоричную форму: «А врете вы все!», поскольку еще в начальных классах ребенок усвоит, что родители говорят одно, а делают совершенно другое.

 

Наталья Борисовна, мне приходилось слышать мнение, будто учить собственного ребенка — значит закладывать бомбу в отношения с ним  в будущем. А сейчас вы говорите, что родители могут помогать учиться своим детям…

 

— Мы чаще закладываем бомбу в отношения с детьми, когда не стремимся научить их самостоятельности, пониманию жизни в целом. Конечно, я не думаю, что все родители могут помогать своим детям. Но эта публикация адресована тем, кто действительно хочет научиться помогать себе и своему ребенку. Мы учим детей тому, что мир разный, но это не значит, что он враждебный. Люди могут иметь разные мнения и быть прекрасными друзьями, а могут иметь одинаковые взгляды и предать друг друга. Когда мы объединяемся на созидании, творчестве, понимании и умении, то, естественно, мы позитивны. Дети верят нам, мы верим детям, мы не ищем врагов, а если их находим, то превращаем в союзников или в крайнем случае сохраняем нейтралитет. Мы объединяемся на добре и любви, на позитиве. И всем от этого становится легко, все от этого выигрывают.