Где ещё в мире можно отыскать место, где вплотную бы встретились две эпические культуры?
В каждом городе есть свои памятники. К ним обычно подводят экскурсантов и гостей, их изображают на открытках и путеводителях. Их ставят и их свергают, ими гордятся и их ненавидят. Есть, разумеется, памятники и в Петрозаводске. Самые известные из них поставлены историческим лицам, в городе и крае не бывавшим, – Ленину, Кирову, Марксу и Энгельсу и… Александру Невскому.
Кто-то возразит, мол, Ленин что-то доброе сказал в беседе с Гюллингом о карелах, а Маркс с Энгельсом непременно бы что-то приятное написали о наших местах – будь места эти к немцам поближе. Часть публики припомнит, что Александр Невский – небесный покровитель нашего города. Пытаюсь представить князя в горних пределах, откуда он созерцает монумент у храма и серчает: «Ой, не похож! Да и для святого зело ликом темен!». Местные партийцы (Шотман, Анохин, Сенькин) увековечены в небольших бюстах, но, люди по жизни скромные, надеюсь, не в обиде на потомков.
В наши дни с новыми памятниками не все ладно получается. История с «Биг Беном» на площади Гагарина напомнила, как важно учитывать интересы горожан, советоваться со специалистами. Петрозаводск стремительно теряет привлекательность в глазах приезжих и туристов. Пара-другая приличных в архитектурном отношении улиц не способны создать привлекательный образ города. И, главное, Петрозаводск не запоминается чем-то особенно значимым, памятным.
Хочется напомнить об очевидном и исторически весомом: Петрозаводск является центром края, где были записаны как карельские руны, так и русские былины. Где ещё в мире можно отыскать место, где вплотную бы встретились две эпические культуры? Все это произошло в середине XIX столетия, когда финский врач, ученый и поэт Элиас Лённрот записал на землях западной части Архангельской губернии (ныне это северные районы Карелии) калевальские песни-руны, а русские П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг отыскали в заонежских деревнях сказителей, от которых услышали и записали былины-старины Киевского и Новгородского изводов.
Записанные Рыбниковым в Заонежье былины произвели сенсацию. Оказалось, что по соседству с невской столицей обнаружена целая страна народных рапсодов. Были и скептики, не поверившие Рыбникову. Вскоре по его маршруту едет известный славист Александр Федорович Гильфердинг. Записанные им более трехсот текстов от семидесяти певцов закрепили за Заонежьем заслуженную славу «Исландии русского эпоса».
Что же касается деятельности Э. Лённрота, то благодаря его карельской одиссее появилась «Калевала» (успешно «национализированная» сегодня финнами), а язык калевальских рун с его богатейшей восточно-карельской лексикой способствовал созданию финского литературного языка. Мне думается, что памятник в Петрозаводске давно уже необходим. Можно назвать его «Страна двух эпосов». В нем нужно увековечить как главных народных певцов – Рябининых, Щеголенка, Перттунена, Малинена, Киелевяйнена, Федосову, так и собирателей эпического фольклора. Обретение городом подобного монумента придаст Петрозаводску особенность и значимость – вне ложных символов и знаков политической конъюнктуры.
Вячеслав Агапитов – председатель КРОО русской культуры «Русский Север», поэт, художник, историк-краевед.
Фото Ирины Ларионовой