Школа и вуз

Особые ключи учителя

Ученые и практики признают такую особенность сельской школы, как ключевую роль учителя. У него в руках особые «ключи», открывающие возможности для его учеников или, напротив, закрывающие.
Одна из главных претензий общества и управленцев к сельской школе – качество образования, не позволяющее ее выпускникам выдержать конкуренцию с горожанами. Отчисляемые с первых курсов студенты, констатируют вузовские преподаватели, как правило, сельские выпускники. Однако есть в нашей республике и такие сельские школы, которые год от года показывают результаты выше многих городских. Их выпускники становятся студентами университетов Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Москвы. Это полностью относится к Эссойльской средней школе Пряжинского района.
 
За последние годы ее окончили более десятка золотых и серебряных медалистов. Если, по мнению некоторых, медалистов можно «сделать», то вот результаты ЕГЭ «сделать» невозможно. Опять Эссойла оказалась среди лидеров сельских и многих столичных школ: и результаты ЕГЭ высокие, и поступают ребята не куда придется, а куда хочется. Так в чем же он, эссойльский секрет?
Учитель – ключевая фигура в сельской школе. От уровня его образования, профессионализма, личностных качеств в прямой зависимости находится успешность его учеников. Ведь на селе нет выбора ни школы, ни педагога. Нравится или не нравится – не перейдешь к другому учителю, поскольку такового просто нет.
Эссойльские педагоги постоянно учатся. Они участники практически всех проблемных семинаров, научно-практических конференций, слушатели всевозможных курсов повышения квалификации, проводимых в республике. Именно в этой школе работает единственный в Карелии сельский учитель истории кандидат исторических наук Е.А. Калинина. Есть такие, кто имеет или получает второе профессиональное образование.
Среди педагогов многие имеют высшую квалификационную категорию, а она дается только тем, чьи результаты значительны на уровне региона. В школе несколько лауреатов районных и участников республиканских конкурсов «Учитель года». Обычное дело для эссойльских учителей – быть конкурсантами районных, республиканских, всероссийских состязаний (предметных, спортивных, творческих) самим или выступать вместе со своими учениками. И победы есть, конечно, но не они главное. Такое участие стимулирует продвижение, поддерживает и направляет развитие и учителя, и ученика.
Вывод очевиден: сельская школа может хорошо учить, но только тогда, когда учитель постоянно учится, находится в творческом поиске сам и ведет за собой учеников.
 
"Лицей" № 6-7 2009