А выложенный в ЖЖ «Дневник писателя» текст «Бобок» показался мне замечательно точным описанием блогосферы. Радость загробной (виртуальной) свободы — «заголимся и обнажимся, господа!», толчея мнений, обмен новостями и слухами… И хоть чаще всего из этого виртуального пространства бестелесного и безОбразного доносится что-то бессмысленно-мусорное, всякий и всяческий «бобок, бобок, бобок», а затягивает, как и праздношатающегося рассказчика у Достоевского, который непременно хочет вернуться и «послушать везде, а не с одного лишь краю, чтобы составить понятие. Авось, наткнусь на что-нибудь утешительное. А к тем непременно вернусь. Обещали свои биографии и разные анекдотцы».
Или вот еще из области «странных сближений»: неужели бравые политтехнологи, придумывавшие название молодежной организации «Наши», «Бесов» не читали? Или это наоборот злая ирония и внутренневражеская диверсия — назвать молодежную организацию «идущих вместе», в ногу и разбившись на боевые пятерки, тем же названием, которое у Достоевского приписано организации шигалевцев, липутинцев и наивных мальчиков эркелей, которые дружно и по свистку идут хоть пировать, хоть убивать.
И еще смотрели со студентами несколько экранизаций «Преступления и наказания». Во французской версии пожилую даму мрачный красавец убивал ножом. В финском фильме Аки Каурисмяки молодой лысеющий труженик скотобойни спокойно расстреливал благообразного бизнесмена, финскую реинкарнацию Алены Ивановны. Зато в сериале Дм. Светозарова актер с молодогвардейской фамилией раскалывал голову процентщицы колуном как полено. Но все эти фильмы, включая и замечательный фильм Кулиджанова, оставили моих финских студентов довольно равнодушными. В общем-то наш разговор о Раскольникове свелся к разговору о том, почему он вовремя не пошел к врачу…