В начале июня в Петрозаводске будут вручены Государственные премии Республики Карелия в области культуры, искусства и литературы. Союз архитекторов РК выдвинул на соискание этой престижной награды два комплекса сооружений, построенных в последнее десятилетие и уже имеющих определенный резонанс и функциональную востребованность в общественной жизни. Это реконструкция Национального и кукольного театров в Петрозаводске и комплекс спортивных дворцов в Кондопоге.
Авторы архитектурных сооружений очень редко становятся лауреатами Государственной премии, и тому много объективных причин. Одна из них — качество строительства – пожалуй, основной критерий оценки. В истории нашего союза это случилось лишь дважды. В 1973 году лауреатами стали архитекторы Эдуард Андреев и Эрнст Воскресенский (1938 — 2000) за создание мемориального комплекса «Братская могила и могила Неизвестного солдата с Вечным огнем Славы» на площади Ленина в Петрозаводске. В 1987-м большая группа проектировщиков и строителей удостоилась этой награды за сооружение Дворца пионеров и школьников в Петрозаводске. Среди них были архитекторы Эльвина Адалева (1935 — 1976), Тамара Ковалевская (1923 — 1986), Ляля Мунасыпова (1924 — 1986), Галина Федорова и Вячеслав Шевляков.
Театральный комплекс на проспекте Карла Маркса имеет богатую и длинную историю. Состоящий из двух возведенных в разное время зданий – гауптвахты (архитектор В. Тухтаров, 1858) и театра Благотворительного общества (арх. В. Лядинский, 1912), он впервые появился как единое целое в 1965 году в результате осуществления проекта С. Бродского. Московский архитектор и график Савва Бродский (1923 — 1982), реконструируя старое театральное здание для размещения в нем Финского театра, объединил его вместе с кукольным, располагавшимся в бывшей гауптвахте.
Остро модное стильное сооружение стало заметным явлением в архитектуре Петрозаводска 1960-х. Однако увлечение автора дизайном в ущерб законам архитектуры и строительства, отсутствие необходимой «капитальности» не позволили этому объекту стать памятником архитектуры своего времени. Здание попросту начало разваливаться, не прожив и 20 лет.
Реконструктивные мероприятия начались с укрепления конструкций, перепланировки артистического корпуса в середине 1990-х, а закончились полным обновлением зданий обоих театров.
Архитектор Евгений Таев, завершивший в 2003 году реконструкцию Национального театра, несколько изменил облик здания, не оставив практически ничего от Бродского, хотя сохранил барельеф Илмаринена, забрав его вместе с фрагментом фасада в интерьер фойе. Неизменной осталась общая композиция двух театров – их сочлененность в едином объеме. Строгий скандинавский образ доминирует во всем комплексе, работая на имидж Национального театра.
В октябре 2006 года после двух лет капитального ремонта открыл свои двери и Театр кукол, являющийся стилистическим продолжением здания Национального театра. Он завершил архитектурную композицию всего театрального объема на проспекте Карла Маркса.
Появившиеся на фасаде Театра кукол большие металлические скульптуры сказочных персонажей стали своеобразным парафразом и развитием масок Саввы Бродского и продолжили тему металлического декора, начатую на здании Национального театра металлическими птицами в окнах фойе и большим занавесом на главном фасаде здания.
В этом комплексе, пожалуй, впервые за последние десятилетия так плодотворно обозначился творческий союз архитектора и художников, в частности, с Владимиром Зориным, автором скульптур и серии монументально-декоративной пластики на тему «Калевалы», использованной в декоре здания, и Викторией Зориной, автором занавеса Театра кукол.
В новых интерьерах Национального театра (архитекторы Ирина Лялько и Евгений Таев), на мой взгляд, авторам удалось уйти от основного минуса театра С. Бродского – высоких глухих фойе. После реконструкции обновленные фойе, разделенные на два яруса каждое, обрели дополнительные функции в виде городских выставочных площадок, пользующихся популярностью. Криволинейные балконы, лестницы, уютные уголки отдыха, а также раскрытие левого фойе на площадь, вызвавшее к жизни прозрачный витраж-эркер, обогатили рекреационные пространства театра.
Комплекс спортивных объектов в Кондопоге вызывает у петрозаводчан стойкую нескрываемую зависть. Ледовый дворец на 1850 зрителей, самый настоящий дворец, куда приезжают известные и тренируются неизвестные фигуристы, где играют в хоккей. Говорят, в январе этого года хоккейная команда Vancouver-Canadians проездом из Швеции в Петербург согласилась сыграть в провинциальном городке с местной командой. Удивлению канадских гостей, предполагавших встретиться на открытом катке, не было предела, когда они вошли в прекрасный спортивный дворец и сразились на замечательном льду с местной командой.
Ледовый дворец был введен в строй в декабре 2001 года и сразу же попал на сайт «Чудеса России» как уникальный не только для Карелии, но и для всего Северо-Запада России. Комплекс дополняет блок спортивных залов, предназначенных для проведения как гимнастических, так и других спортивных занятий и соревнований.
Архитекторы спортивного комплекса – петрозаводчане Эмиль Кулдавлетов и Алексей Скрипицын, а также их финский коллега Пентти Лайтинен – запроектировали современные, динамичные по композиции сочетания материалов сооружения. Металл и зеркальное стекло, детали в стиле Hi-tech – образ спорта, света и праздника. Качество работ, отделочных материалов, оснащение вне всякой критики.Новые значимые для города сооружения побудили организовать вокруг хорошо благоустроенную, по-европейски урбанизированную территорию. Продолжением спортивной функции стало примыкающее к комплексу общественное пространство – площадь фонтанов со сценой для проведения певческих фестивалей и арки-карийоны с колокольчиками, каждый час исполняющими какую-нибудь мелодию.
Архитектура многолика и разнообразна, вбирает и осеняет все мыслимые функции человеческой жизни и деятельности. Социальная роль архитектуры – самая ценная, самая почетная, и именно эта ее ипостась нашла воплощение в представленных двух объектах. Театры и спортивные сооружения максимально развивают лучшие качества живущих рядом горожан.
«Лицей» № 5 2010
Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже: