Сенсационное предложение прозвучало в выступлении Дениса Визгалова, руководителя московской научно-консалтинговой компании «Живые города».
Оно вызвало заметное оживление среди участников II Международной конференции по городскому маркетингу «Города у воды: образы реальные и виртуальные», которая прошла недавно в Петрозаводске. Естественно, для развития малого бизнеса нужны не только музеи, но и грамотное налоговое законодательство, экономические условия, поддержка местной власти и еще целый ряд факторов. В том числе – доверие к территории, а вот сформировать это доверие и способны помочь музеи.
Вероятно, не случайно, в число мер возрождения кризисных моногородов включен и такой пункт, как развитие в них культуры, которая сегодня стала градообразующей отраслью.
Несколько слов о самой конференции. Она подвела итоги двух международных проектов, в которых участвовал Петрозаводск: «Современный старый город: совершенствование трансграничного культурного туризма» и «Брендинг городов. Фаза II: совместный брендинг средних городов» (об этих проектах «Лицей» не раз рассказывал). У конференции целых семь организаторов – Администрация Петрозаводского округа, Карельский научный центр, Союз Российских городов и другие. В Петрозаводск приехали представители Финляндии, Норвегии, Польши, Эстонии, целого ряда городов России – Москвы и Санкт-Петербурга, Череповца и Вологды, Калининграда, Выборга и Калуги, Тольятти и Великого Новгорода.
Что обеспечит успех города в будущем? Какие преимущества имеют города, располагающие водными ресурсами? Что такое бренд города и какую роль он играет в развитии туризма в регионе? И вообще, каким должен быть современный город, доброжелательный к людям – и к тем, кто в нем живет, и к туристам? И, наконец, как найти то общее, что объединит все слои городского сообщества, ведь город – это не скопление на одной территории жилых домов, промышленных предприятий и торгово-развлекательных центров, но сочетание интересов представителей всех групп городского сообщества. А они, интересы, у всех разные – у молодежи и людей старшего поколения, детей и взрослых, богатых и бедных, жителей центра и микрорайонов. Более того, они часто вступают в противоречие.
Около полусотни выступлений прозвучало на конференции – на пленарном заседании и четырех панельных дискуссиях «Создание и маркетинг локальных брендов», «Туризм реальный и виртуальный», «Образы городской среды» и «Водные ресурсы: явные и скрытые возможности развития городской среды». На общем подведении итогов было высказано предложение опубликовать не только наработанные предложения, но и выступления участников конференции. Заместитель начальника Управления общественных связей и международного сотрудничества администрации Петрозаводска Наталья Лаврушина пообещала, что все эти материалы появится на сайте городской администрации. Так что все желающие смогут познакомиться с ними.
Я же решила написать о том, что привлекло мое внимание, попытаться взглянуть на жизнь нашего города в свете современных тенденций развития средних городов, о которых шла речь на конференции.
«А он мне не друг, и не родственник…»
Правда, и не заклятый враг, как писал о нем Высоцкий, имея в виду «очкастого частного собственника» на каких-то там «Жигулях». Но и не друг. Поэтому, когда услышала в выступлении уже упоминавшегося Дениса Визгалова, руководителя московской научно-консалтинговой компании «Живые города», что сегодня в согласии с мировыми тенденциями меняются приоритеты транспортной политики и в городах России, от души порадовалась.
Каковы же эти тенденции? Главные – развитие комфортного общественного транспорта, строительство качественных дорог и… административные ограничения использования личного транспорта. Ситуация со всем этим в Петрозаводске, согласитесь, далеко не лучшая.
В прошлом году московские чиновники побывали в Токио, ездили за опытом. И, судя по тому, что сейчас делается в столице, съездили не зря: продлеваются линии метрополитена, развивается наземный общественный транспорт, вводятся ограничения на парковку в центре города. Выполнение последнего пункта уже принесли Москве снижение на четверть загруженности столицы в рамках Садового кольца и ежемесячно дополнительные 400 миллионов рублей в казну.
В нашем крошечном Петрозаводске, в котором проживает немногим более 200 тысяч человек (включая новорожденных, стариков и инвалидов), пробки на центральных улицах стали нормой, как и захламленные парковками дворы. Петрозаводчане уже не выпускают туда гулять не только детей, но и котов выводят на поводках. А очень большие чиновники видят в увеличении количества машин только свидетельство постоянно растущего уровеня благосостояния наших сограждан.
Но вернусь к так полюбившемуся мне Токио: вы можете представить, что в городе с населением более 13 миллионов нет на улицах пробок! И это при том, что страна делит с США первенство в мире по числу выпускаемых автомобилей! В Токио ни в одном автосалоне вам не продадут машину, если вы не предъявите документальное подтверждение покупки постоянного парковочного места. Специально поискала и не нашла информацию, что японцы устраивают по этому поводу митинги протеста. Тем более что общественным транспортом – в основном метро, но развит и наземный – можно добраться в рекордно короткие сроки с абсолютным комфортом в любой район города. А пробки на улицах – это не только в Японии, но и в европейских городах, свидетельство не благосостояния, а низкого уровня культуры членов городского сообщества и плохой управляемости городом.
Несколько лет назад во время пресс-тура в Хельсинки нам показали современный спортивный центр, крупнейший в городе, и при этом особо подчеркнули, что добраться сюда можно комфортно и свободно из любого городского района – на общественном транспорте. На днях мне в почтовый ящик бросили очередную рекламу нового городского квартала в Петрозаводске, красочно расписав его преимущества – квартиры, детские площадки, рядом лес… Забыли упомянуть только об одном: а какова транспортная доступность квартала? Или это неважно? Но вот в той же Финляндии, куда каждый из нас ездит ежегодно, а то и не одному разу в год, городские линии общественного транспорта прокладываются одновременно со строительством новых городских кварталов, и к их заселению уже введены в эксплуатацию.
Понятно, что ни за месяц и даже год проблему у нас в Петрозаводске не решить, болезнь слишком запущена, а только административные меры вряд ли будут эффективны. Но ведь начинать когда-то надо! Или так и будем вырубать городские бульвары, чтобы расширить места под парковки? Кстати, хотя мэрия и открестилась от того, что давала разрешение на вырубку деревьев на бульваре на улице Энгельса, наказание никто не понес.
Зачем нужна городская мебель?
Что такое мебель в доме и зачем она нужна, общеизвестно, но есть, оказывается, еще и городская мебель – именно так называют архитекторы городскую скульптуру, малые архитектурные формы, декор зданий, которые делают даже районы новостроек с первых месяцев их заселения уютными, комфортными, привлекательными и престижными. Когда-то и Петрозаводск баловался этим, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся городских скульптур. Кстати, авторы их петрозаводские скульпторы, а отлиты они на Петрозаводскмаше.
Года два назад на одном из семинаров в рамках программы «Города у воды» выступала представительница мэрии Йоэнсуу (этот город участвовал в проекте) и рассказала о том, что городские власти выкупили у владельцев участок, который уже некоторое время украшали руины сгоревшего завода. Было решено построить там новый микрорайон, объявили конкурс на лучший проект. И вот уже на нашей конфренции Раймо Мойланен, директор Центра креативных индустрий Карельского университета прикладных наук, рассказывал о новом микрорайоне Йоэнсуу, одном из самых престижных в городе.
Причем, распродавая участки инвесторам под строительство жилья, мэрия поставила условие: один процент от стоимости застройки инвестор обязан вложить в искусство, то есть в создание той самой городской скульптуры, объектов малых форм и декор зданий. Невыполнение этого условия влекло за собой отказ в продаже участка предполагаемому застройщику. Слайды с видами нового квартала, который привез с собой Р. Мойланен, подтверждали: инвесторы свои обязательства выполняют. А скорее, им не позволяют увильнуть от исполнения обязательства.
В рамках того же проекта петрозаводские архитекторы разработали концепции (не проекты) реконструкции старого квартала и набережной Онежского озера. Но когда я поинтересовалась, скоро ли в Петрозаводске появится настоящий исторический квартал города, мне ответили: ну-у, это дело весьма отдаленного будущего. Вот в чем проблема: до этого отдаленного будущего, судя по некоторым приметам, квартал может не дожить, ибо историческим памятником в целом не является, до последнего времени по крайней мере. И только скандал, возникший в конце прошлого года, заставил городские власти озаботиться даже не будущим старого квартала, а хотя бы его сохранностью. А пока суть да дело один из инвесторов прикупил (!) там участок земли и начал строительство Дома природы, как было заявлено первоначально. Когда стройка подошла к концу, информационный щит на заборе заменили: теперь это оказалось здание, которое можно распродавать по секциям. То ли квартиры, то ли офисы… Не затих еще этот скандал, как пополз другой слух – о новом «инвесторе», претендующим на участок в старом квартале.
Допустим, квартал в целом до сих пор официально не получил статуса охраняемой исторической зоны. Но в ходе проекта «Города у воды» было проведено анкетирование в трех группах городского сообщества: это рядовые жители, предприниматели, представители турфирм. То был, так сказать, срез общественного мнения. И вот что интересно, большинство опрошенных во всех трех группах на вопрос о перспективах и развитии квартала исторической застройки ответило однозначно: это должен быть музейно-выставочный центр Петрозаводска, а еще место охраны памятников городской архитектуры, город мастеров, место проведения городских праздников.
Так кто в каком городе хозяин? Городская власть, представляющая интересы горожан, или «инвестор?
Малые дела – немалые результаты
Из четырех панельных дискуссионных площадок я выбрала «Образы городской среды». И не только потому, что там предполагалось обсудить градостроительные вопросы, но и роль городского сообщества в жизни городов. Выступление советника по внешним связям Нарвской городской управы (Эстония) Вячеслава Коновалова так и называлось: «Городские пространства создают горожане». Этой же теме были посвящены выступления исполнительного директора Фонда местного сообщества «Калининград» Маргариты Гришечкиной и председателя партнерства фондов местных сообществ Тольятти Бориса Цирульникова. Вопросов к ним было много.
Общественность Петрозаводска тоже не стоит в стороне, когда требуется защитить город. Но у нас она часто выполняет роль пожарной команды: чтобы отстоять Левашовский бульвар, когда ему грозило уничтожение, деревянные здания на проспекте Ленина, приговоренные к сносу, выступить против уродующих исторический центр города памятников.
Наши гости поделились опытом планомерной постоянной работы членов общественных фондов. Так калининградцы отобрали несколько проектов, предложенных городскими активистами: «Спасем брусчатку!», «Ворота» и другие, позволяющие горожанам участвовать в формировании комфортной городской среды и интеграции немецкой архитектуры в пространство современного Калининграда.
Немного подробнее расскажу, со слов Маргариты Гришечкиной, об одном из проектов – «Восстановление ротонды королевы Луизы». Памятник архитектуры в городском парке находится сегодня в удручающем состоянии, но денег на его реставрацию в мэрии пока нет, а когда появятся, то, возможно, уже не будет памятника. Члены фонда решили взять его под свою опеку: организуют благотворительные экскурсии по городским местам, связанным с именем королевы, во время которых рассказывают об этой удивительной женщине, оставившей свой след в истории и архитектуре города, а завершаются экскурсии сбором средств на реставрацию памятника. И люди откликаются на призыв о помощи. Ищут другие средства сбора денег: выпуск и продажу буклетов, сувениров, магнитов, связанных с королевой Луизой. Уже по просьбе мэрии собираются сделать квест «По семи мостам Кенигберга».
В Нарве инициативная группа по созданию общественного фонда первоначально сформировалась в социальных сетях. Когда первые 40 человек собрались уже не в виртуальном пространстве, то первым делом обсудили, какие же преобразования в своем городе они в силах осуществить или способствовать этому? Предложений накидали много, отобрали 15. Работа над ними и легла в основу деятельности фонда. Распределили обязанности: кто ищет спонсоров, кто пишет проекты, кто работает с чиновниками мэрии. Сейчас в группе более 140 человек (это постоянные члены), но это число увеличивается во время проведения различных акций.
Например, один из 15 проектов должен был способствовать созданию новых детских площадок в городе. Многие из имеющихся сохранились с советских времен и находились в бедственном состоянии. Собрать необходимые деньги помогла акция «Подари один евро детям». На собранные средства построили детскую площадку сначала в одном микрорайоне, затем в другом, в третьем… Люди увидели, что в городе благодаря их участию что-то меняется, и поддержали членов фонда. Сейчас они решили подарить уже молодежи Нарвы несколько спортивных площадок. Самое интересное, что и мэрия стала обращаться к активистам с просьбой о совместных действиях, видя в них не только оппонентов, но и партнеров, а несколько чиновников городской управы включились в постоянную работу в фонде.
Не идеализирую ситуацию в тех городах, представители которых выступали на конференции в Петрозаводске. Да они и сами не скрывали: проблем очень много и самых разных. В Эстонии популярно сегодня движение, название которого в переводе на русский называется коротко и призывно: «Действуй!». Оно дошло до Нарвы, и его подхватили в городе. Я не сторонник так называемой политики малых дел. Однако, оказывается, малыми делами можно объединить людей, дать им возможность гордиться тем, что они сделали для него. Происходит разворот города к человеку. Как говорят социологи, восторженная урбанизация возвращается в города.
Город на перепутье
Одним словом, действуй! Действовать надо еще и потому, что, как прогнозируют социологи, из-за демографической ситуации в стране средним и малым городам вполне возможно скоро придется… бороться за население. И при прочих равных условиях социальные вопросы будут выходить на первый план. И это не страшилка.
Кто знает, вполне возможно, что малые и средние города окажутся в роли былинных богатырей на перепутье, решающих куда же повернуть? Повышать качество жизни и городской среды, привлекая в свои города население, в первую очередь молодежь, давая возможность каждому реализовать себя? Или открыть все двери для эмигрантов, возводя бараки в стиле эпохи раннего социализма, ибо вряд ли у приезжающих на заработки есть средства, чтобы приобрести квартиру хотя бы в сохранившихся хрущобах? Еще есть вариант – превратиться в деревенский город или городскую деревню со всеми вытекающими отсюда последствиями и реалиями.
Слышала после конференции и отзывы, что все, о чем говорилось, в основном теория, мало связанная с реалиями и проблемами современных российских городов, в том числе и Петрозаводска. Но ведь никто и не ставил задачу давать рекомендации. Гости конференции по-доброму отзывались о Петрозаводске, правда, сдержанно критикуя за безликость. Согласитесь, основания для этого есть.
К слову о городских памятниках. Маргарита Гришечкина рассказала коротко об архитектуре Калининграде, на территории которого собраны памятники разных эпох, в том числе и советской. Например, вошедший в городскую историю почти 30-летний долгострой – Дом Советов. Когда его начинали возводить, это было новое слово в архитектуре, но за прошедшие годы новые тенденции обросли бородой. Стали предлагать снести долгострой, тем более что находится он в самом центре города. Может быть, и снесли бы. Но приехал в Калининград мэр Берлина, гостя повезли на экскурсию по городу, во время которой поинтересовались у него, что же делать с Домом Советов? И услышали: сохранить для потомков, ведь это памятник и истории, и архитектуры, а вот лет эдак через 150-200 пусть решают те, кто будет тогда жить.
А я вот что подумала: может быть, стоит и нам почаще приглашать в Петрозаводск таких гостей и спрашивать у них совета? Смотришь, удалось бы тогда спасти кинотеатр «Сампо», деревянное здание бывшей детской поликлиники, руины которой уже неприлично долго «украшают» центральный проспект города. Возможно, их авторитет помог бы. Ведь авторитета академика архитектуры Вячеслава Петровича Орфинского оказалось недостаточно и для чиновников, и для суда, куда он обратился с иском в защиту «Сампо».
Фото автора